Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский вопрос

cтал темой переговоров между патриархатами — Московским и Константинопольским
31 июля, 2003 - 00:00

В Стамбуле прошла очередная встреча между делегациями Константинопольского и Московского патриархатов, где обсуждались, среди прочих тем, проблемы украинского православия — возможные методы его объединения. Как известно, это не первая сессия представителей двух патриархатов, посвященная упомянутому вопросу; судя же по результатам — далеко не последняя. Ведь до сих пор, за несколько лет переговоров, не согласована ни одна конструктивная позиция по «уврачеванию украинского раскола». Одна сторона (Константинополь) не может, другая (Москва) — не хочет. Не ускоряют ход событий также постоянные «ходоки» ко Вселенскому патриарху Варфоломею I из Украины — депутаты Верховной Рады, члены правительства, общественные деятели.

На стамбульской встрече московскую делегацию возглавлял, по обыкновению, митрополит Кирилл (Гундяев), руководитель Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии (МП). В составе делегации произошли изменения — ее постоянный член Одесский митрополит Агафангел был заменен другим иерархом УПЦ МП — митрополитом Черновицким и Буковинским Ануфрием (Березовским). Посвященные аналитики объясняют это двумя причинами. Во-первых, «недипломатичным» (мягко говоря) поведением бывшего депутата ВР митрополита Агафангела на переговорах, а, во-вторых, стремительным ростом внимания МП к митрополиту Ануфрию. Но об этом чуть позже.

Результаты Стамбульской встречи прокомментировал Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет: «Переговоры между Московским и Константинопольским патриархатами по украинскому вопросу не могут быть эффективными, потому что они ведутся за спиной Украинской церкви. Именно той ее части, которая наиболее стремится к объединению и к независимости, то есть Киевского патриархата… Желания автокефалии Украинской церкви — это желания не только архиереев, но и подавляющего большинства украинских верующих, которые в разных исторических условиях, под руководством разных иерархов всегда стремились к независимости своей Церкви и боролись за нее…

Сегодня независимая Поместная Украинская Православная Церковь в Украине есть, она растет и крепнет. Это Киевский патриархат. Позиции же Московского патриархата в Украине будут неуклонно ослабевать, потому что его сила замешана на интригах, предательстве и лжи».

Патриарх Филарет высказался также об усилиях некоторых украинских структур, в частности Госкомитета по делам религий, добиться на данном этапе для украинского православия если не автокефалии, то, по крайней мере, автономии. По мнению патриарха Филарета, эта идея не воспринимается ни одной стороной — ни УПЦ КП, ни УПЦ МП, ни обеими патриархиями — Московской и Константинопольской. Тем более, что в 2000 году, несмотря на личное обращение Президента Украины, Архиерейский собор РПЦ отказался предоставить статус автономной своей украинской церкви. Вселенский патриарх не заинтересован в этом по той причине, что автономная УПЦ МП все равно остается в составе РПЦ. Вселенская же патриархия считает Украину своей канонической территорией.

Между тем, существует один простой и верный способ сделать Украинскую церковь независимой. Прежде всего, необходимо переименовать УПЦ МП — назвать эту церковь в соответствии с ее принадлежностью, то есть Русской православной церковью в Украине. А потом пусть каждый сознательный верующий персонально определится в своей принадлежности к Украинской или Русской церкви.

Митрополит УПЦ МП Ануфрий — будущий митрополит Киевский и всея Украины? Как упоминалось, до сих пор не очень заметный митрополит Черновицкий и Буковинский Ануфрий участвовал в весьма важных переговорах Вселенского и Московского патриархатов. А еще до этого, в дни памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Ануфрий был особенно отмечен — он попал в число архиереев, которые служили вместе с патриархом Алексием во время двух праздничных богослужений в Сергиевой лавре.

Это объясняется, как отмечают информированные источники, тем, что в последнее время, в связи с болезнью патриарха Алексия, Московская патриархия активно укрепляет и перестраивает «ряды» своих епископов. Газета «День» уже писала, что состояние здоровья патриарха спровоцировало многих церковных политиков посмотреть вокруг и искать возможного преемника патриарха, а также думать об его будущих выборах. Это, конечно, не понравилось самому патриарху — немедленно были проведены несколько заметных епископских перестановок; не забыли и епископат УПЦ МП. Одних «отодвинули», других — «придвинули» («Я царь еще!»).

Сегодня у Московской патриархии есть, кажется, еще одна серьезная кадровая забота. По сообщению интернет-сайта УПЦ КП (автор Михаил Благовойченко), здоровье Митрополита Киевского и всея Украины Владимира не является крепким и Блаженнейший митрополит якобы собирается «на покой», а Москва ищет ему замену. Ведь церковная ситуация в Украине ни в коем случае не может быть брошена на произвол судьбы, здесь Даниловому монастырю нужна жесткая надежная рука. Возможно, это будет рука митрополита Ануфрия. В любом случае решаться дело будет в Москве, а не в Киеве.

Митрополит Ануфрий — не единственный «кандидат» на украинскую митрополитскую кафедру. Это соблазнительное дело, а тем более перед будущими выборами в Украине. Донецкий олигархический клан, например, хочет посадить на Киевский митрополитский престол «своего» Донецкого митрополита Илариона. У всех на виду (и на слуху) также «широковещательный» митрополит Агафангел. Есть и другие. Но на первом месте остается митрополит Ануфрий, который, по мнению знатоков, является одним из наиболее яростных противников автокефалии Украинской православной церкви.

Сотрудничество украинских православной и католической церквей США. В Соединенных Штатах недавно прошла «Братская встреча» иерархов двух церквей — Украинских католических церквей в Северной Америке (в подчинении Ватикана) и Украинской православной церкви США (в подчинении Вселенского патриарха), корни которых на этой земле уходят в конец ХVIII века. Митрополит Константин и архиепископы Антоний и Всеволод (УПЦ США) принимали в Украинском православном центре св. Андрея Первозванного в Южном Баунд Бруке десять иерархов Католической и Православной церквей. В пресс-релизе отмечается, что на встречу не прибыли только те иерархи, которым помешали неотложные обязанности или болезнь. Отсутствующие владыки, однако, приветствовали и одобрили братскую встречу письменно.

Встреча началась совместным молебном православных и католиков, а потом состоялось обсуждение актуальных для обеих церквей проблем, связанных с современной жизнью украинских общин в Америке. Речь шла об устоявшихся контактах между католическими и православными общинами Америки, о церковной жизни в условиях секуляризации общества, а также о роли церкви как главного лидера и носителя веры и нравственности, как хранителя святости жизни человека. Обсуждалась также возможность проведения совместных духовных и образовательных конференций для иерархов, клира, мирян. Необходимость в этом возникает, в частности, в связи с новой волной эмигрантов из Украины.

Участники встречи единодушно согласились с тем, что, несмотря на наличие некоторых теологических и догматических проблем, разделяющих церкви, существует возможность реально улучшить отношения между церквями на всех уровнях. Ведь, как согласились православные и католические владыки, все они происходят от одних и тех же великих духовных отцов ранней церковной истории Украины и имеют много общих путей проповедовать христианскую веру. Было также решено проводить подобные встречи регулярно — для совместных молитв, откровенных дискуссий и братской любви; следующая конференция состоится в начале 2004 года.

В завершение сессии православные и католические иерархи посетили мавзолей и крипту Святейшого патриарха Мстислава (УПЦ), православное кладбище Святого Андрея, Украинский культурный центр и музей, а также православную семинарию св. Софии и библиотеку.

Закончим небольшим замечанием. Здесь, в Украине мы часто говорим о влиянии церкви на общество, об ее роли в повышении нашей духовности. И часто удивляемся нетерпимости православного духовенства, которое, согласно учению Христа, должно быть постоянным примером толерантности, в том числе и религиозной, для мирян, однако не является этим примером. Между тем, во многих других странах отношения между православными и другими религиями и конфессиями значительно нормальнее, чем в Украине, о чем свидетельствует хотя бы описанная выше «дружеская встреча» православных и католиков.

О чем это говорит? Думаю, только об одном — о низком уровне общего демократического сознания в обществах посткоммунистических стран. Невозможно себе представить ситуацию, когда, скажем, в США или в Германии какая-то церковь требовала бы законодательного закрепления ее особого статуса по сравнению с другими. Или отказывалась участвовать в важных общественных мероприятиях вместе с какими-то «другими» — «неканоническими» или «инославными». Или чтобы иерарх одной церкви демонстративно не отвечал на приветствие иерарха другой, как это приходится видеть.

Не будем говорить о том, как влияют церкви на западное общество, но влияния западного общества на церкви весьма заметны. Поэтому сегодня церкви, как и общества, можно разделить на «цивилизованные» и «нецивилизованные» — такие, которые до сих пор живут где-то в средневековье (или очень хотят туда вернуться). Так что, уважаемые земляки, поспешим изменить себя.

Использован «PR Office of the UOC-USA»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ