Украина фактически выполнила условия, которые были выставлены Кремлем для проведения встречи руководителей государств в рамках «нормандского формата». Уже произошло разведение сил и средств, которое началось 9 ноября, в последнем из трех участков на линии разграничения (в действительности — линии фронта) на Донбассе. «Сегодня (11 ноября. — Ред.) в 12.00 завершилась практическая фаза разведения сил и средств на участке разведения №3 вблизи населенных пунктов Богдановка и Петровское. После 12.00, то есть с началом четвертых суток, украинская сторона через МИД проинформировала ОБСЕ, что мы завершили этот первый этап разведения сил и средств, и уже завтра (12 ноября. — Ред.) после 12.00 это уже будут пятые сутки, начинается этап разминирования непосредственно самого участка», — сообщил руководитель пресс-центра Операции объединенных сил Андрей Агеев. Раньше, как известно, произошло разведение в Станице Луганской и Золотом-4.
Однако разведение не было единственным условием для будущей встречи. Сначала Украина согласилась, обратившись с соответствующим письмом в адрес представителя от ОБСЕ на переговорах в Минске Мартина Сайдика, на так называемую формулу Штайнмаейра. «Для встречи «нормандской четверки» было три условия: подтверждение текста «формулы Штайнмайера» и разведение войск на трех участках. Поэтому я не вижу никаких сомнений, что у нас состоится встреча, если все стороны стремятся и хотят встретиться в «нормандском формате», потому что главный результат — это договоренности о прекращении войны», — заявил ранее Президент Украины Владимир Зеленский, подчеркнув, что Украина со своей стороны выполняет все условия.
Соответствующие шаги Украины вызвали возмущение у части общества. По стране прошли несколько волн акций «Нет капитуляции!», которые активно поддерживали националистические силы, а также оппозиционная фракция предыдущего президента Петра Порошенко — «Европейская солидарность». Главный их аргумент: украинские войска не должны покидать позицию на своей земле. Зато во власти заявили, что никакая это не капитуляция, а попытка сдвинуть с места Минские договоренности, которые сама же предыдущая власть и подписала.
ФОТО РЕЙТЕР
Хорошо, условия Украина выполнила, теперь вопрос: состоится ли «нормандская встреча»? Ведь доверять Москве нет никаких оснований. В СМИ уже появилась информация, что встреча «нормандской четверки» на наивысшем уровне может состояться 24 или 26 ноября. И если встреча все-таки состоится, то на ней планируют обсудить выполнение Минских соглашений, «формулу Штайнмайера», особый статус Донбасса, украинский контроль над границей с РФ и местные выборы в ОРДЛО. Впрочем, никакого окончательного подтверждения эта информация пока не получила.
«Мы активно работаем, чтобы подготовиться к саммиту в Нормандском формате, который состоится в течение следующих недель», — заявил глава МИД Германии Гайко Маас во время совместной пресс-конференции с госсекретарем США Майком Помпео в Лейпциге (ukrainian.voanews.com). «Договоренности, достигнутые в рамках Минского процесса, в настоящий момент воплощаются, и мы хотим использовать эту динамику, — отметил он. — У нас есть «нормандский формат», в который входят Германия, Франция, Россия и Украина. В этом формате мы дали старт Минскому процессу, и мы хотим развивать его дальше», — добавил Маас.
Даты встречи лидеров «нормандской четверки» все еще нет, несмотря на выполнение Украиной необходимых условий, заявил в свою очередь посол Франции в Украине Этьен де Понсен. «Сейчас разведение сил уже осуществлено, оно было проведено в выходные. Оба условия были выполнены, поэтому мы ожидаем проведения саммита. Пока нет подтверждения дат. Мы все еще работаем над тем, чтобы провести такую встречу в конце ноября», — сказал он (interfax.kiev.ua).
У агрессора (в Кремле), между тем, заявили, что дата проведения встречи лидеров «нормандской четверки» все еще не определена. «Давайте дождемся все-таки завершения (разведение сил. — Ред.)», — сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отметив, что для этого должно быть подтверждение от всех сторон, которые принимают участие в этом процессе. Он также отметил, что «даты («нормандского саммита»), как и раньше, нет».
А вот в США представители власти фактически продолжают побуждать Украину найти общий язык с Россией. «Я надеюсь, Россия и Украина смогут достичь взаимопонимания, смогут заключить любой мирный договор или соглашение», — заявил в интервью телеканала CBS советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Браен. Раньше президент США Дональд Трамп во время встречи с Зеленским уже выражал надежду, что Украина найдет общий язык с РФ.
Украина, конечно, благодарна за помощь США, в частности и за «Джавелины», морские катера, финансовую поддержку. Однако «достичь» взаимопонимания с оккупантом, который захватил часть нашей территории и не собирается ее возвращать, более того, стремится влиять на всю Украину, уничтожил часть инфраструктуры Донбасса, убил тысячи людей, как минимум странно. Да и как это реализовать на практике с РФ, кроме как закрыть глаза на предыдущие преступления и уступить свои интересы?..
Одно дело — добиться встречи, другое дело (если она таки состоится) — провести ее на должном уровне. Ведь напротив — опытный противник, плюс французы и немцы, которые, по сути, стремятся «закрыть» этот вопрос.
«Главная проблема заключается в том, что украинская политическая элита — как старая, так и новая — до сих пор не смогла разработать и принять на вооружение украинскую стратегию деоккупации и реинтеграции Крыма и Донбасса, — пишет в ФБ лидер всеукраинского общественного движения «Сила права» Андрей Сенченко. —
Очевидно, что Порошенко свою пятилетнюю бездеятельность никак уже не оправдает. Жалкие реплики из засады и спекуляции на промахах преемника ему тоже не помогут.
Но и Владимиру Зеленскому не стоит надеяться на то, что у него за спиной лишь полгода президентских полномочий. При этом в вопросе войны и мира разделить с президентом ответственность придется не только монобольшинству, но и всем политическим силам, которые назвали себя патриотическими.
Туманные разговоры о том, что пишутся какие-то законы, контуры которых просветлеют после «нормандской встречи», только ухудшают ситуацию и демонстрируют неуверенность новой власти в собственных силах.
Уверенность же может прийти только в результате открытой дискуссии с украинским народом, который имеет полное право самостоятельно определять свою судьбу.
Очевидно, что без активизации Будапештских гарантий реального мира в единой, с Крымом и Донбассом, Украине не будет. Агрессор этого не допустит.
Но даже при условии ухода Путина с наших территорий задача их реинтеграции после многолетней оккупации остается крайне сложной. Именно поэтому необходимо вместо обсуждения результатов манипулятивных «социологических опросов», проведенных на оккупированных территориях, немедленно браться за разработку правил, по которым мы собираемся объединять страну, разделенную российской агрессией.
Только такие понятные и закрепленные законом Украины правила позволят разрушить стену страха, недоверия и ненависти, тщательно сконструированную Кремлем между свободной и оккупированными территориями нашей страны.
Необходимо законодательно закрепить статус жертв российской оккупации за миллионами наших сограждан, которые не совершали на оккупированных территориях никаких преступлений против своей страны. Одновременно необходимо установить специальную систему наказания за преступления, совершенные в период оккупации в интересах государства-агрессора. Тяжесть такого наказания должна отвечать реальной тяжести преступления.
В итоге нужно дать украинскому обществу однозначные законодательные гарантии, что никакой огульной амнистии не будет.
Кроме того, необходимо законом закрепить алгоритм возобновления украинской власти и нарушенных прав украинских граждан на территориях, которые освобождаются от оккупантов.
Такой закон, основанный на национальных интересах Украины, должен дать однозначный ответ на вопрос статуса этих территорий и сроков проведения на них местных выборов».