Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Україна: політична історія»

4 февраля, 2008 - 18:37

В конце прошлого года состоялось очень важное общественное событие — в Парламентском издательстве вышла в свет книга «Україна: політична історія. ХХ — початок ХХI століття». Это сборник материалов двадцати трех ученых Института истории Украины и Института политических и этнонациональных исследований им. И. Кураса: Владимира Барана, Александра Бойко, Владислава Верстюка, Степана Виднянского, Владимира Греченко, Владислава Гриневича, Георгия Касьянова, Марии Кармазиной, Виктора Коваля, Виктора Котигоренко, Станислава Кульчицкого, Владимира Кучера, Юрия Левенца, Александра Лысенко, Александра Майбороды, Николая Михальченко, Ларисы Нагорной, Руслана Пирога, Олега Рафальского, Александра Рублева, Валерия Смолия, Валерия Солдатенко и Юрия Шаповала. (В обязанность журналистов входит предоставление списка авторов, каким бы длинным этот список ни был).

В «Предисловии» Валерия Смолия говорится, что «реальное прохождение соревнований (в политике) сильно отличается от повседневных усредненных представлений (людей)... И что именно политическая история становится одним из наиболее эффективных инструментов иллюзорной «фабрики мечтаний» в обществе... Но при всей противоречивости развития Украины за последние 16 лет мы получили, как минимум, одно важнейшее качественное изменение: мы получили возможность написать бесцензурную политическую историю Украины». (Позволим себе заметить, что «бесцензурная» совсем не всегда эквивалентна «правдивой» истории.)

Книга «Україна: політична історія. ХХ — початок ХХI сторіччя» — это коллективная монография, авторы которой, очевидно, не имели намерения систематического исследования истории Украины за последние более ста лет — некоторые важные события и личности не вошли в новую книгу, другие исследуются не одним, а несколькими авторами (в различного направления статьях). Все это вылилось в более чем 1000 печатных страниц текста и не оставило места для иллюстраций (хотя «исторические картинки» весьма пригодились бы будущим читателям «України...»).

Новая книга состоит из пяти крупных частей, охватывающих 25 параграфов. Это: «На изломе эпох», «Ветер революции», «Украинцы в УССР и за ее границами», «Вторая мировая», а также «Финал сталинизма», «Оттепель», «Застой», «Независимость». (Мимоходом заметим, что «Список основных сокращений» совсем не всегда отвечает на некоторые загадки текста).

Сделать глубокий и широкий анализ книги «Україна: політична історія» — это труд не одного дня и не одного историка-ученого. Наша задача была значительно более скромной — она состоит в том, чтобы познакомить читателя с трактовкой авторами новой книги исторических (новейшая история) событий, связанных с церковными проблемами нашей страны в заданном отрезке времени.

В первую очередь отметим, что этой тематике в новой книге посвящено всего лишь 12 страниц (из 1000) в двух параграфах. Во-первых, это параграф «Церковная жизнь в Украине, состояние образования и культуры», где анализируются события 1939—1945 годов. (По каким-то неизвестным читателю причинам, бурная церковная история Украины времен революции и 20 х годов прошлого века вкниге «Україна: політична історія» не вошла. Это несколько тормозит понимание читателем дальнейших церковных событий). В параграфе «Церковная жизнь в Украине, состояние образования и культуры» рассказывается — весьма кратко и не слишком систематически — о православных делах в так называемом Генеральном губернаторстве, где с приходом немецких войск возобновилась украинская церковная жизнь. (Кстати, именно в это время был высвячен — с согласия немецких оккупационных властей — епископ Украинской автокефальной православной церкви Иван Огиенко). Заметно оживилась православная жизнь также на восточных землях Украины.

Как пишет Владимир Кучер, оживлению украинской православной жизни посодействовал рейхскомиссариат «Украина», в частности, начальник СД Гейдрих рекомендовал высшему руководству «не совершать никаких действий против стремления православной церкви к распространению своего влияния на массы. Чего нужно избегать, так это унифицированной церкви (то есть объединения церквей)». Более того, после совещания у Гитлера немецкая оккупационная администрация получила директивы, обязывающие «останавливать каждое проявление русского православия и его священников, а богослужение на заселенной украинцами территории осуществлять только на украинском языке» (!).

В ноябре 1941 года было санкционировано восстановление Украинской автокефальной православной церкви — наравне с другими конфессиями. (Как известно, УАПЦ была полностью ликвидирована советской властью в 1930 году).

Описание церковных украинских дел времен войны подано несколько фрагментарно; больше всего внимания уделено православию (в том числе ситуации в румынской зоне оккупации), хотя на западе Украины наиболее мощной церковью была УГКЦ, имевшая в своем составе 4370 тысяч верующих и 3040 приходов. «Україна: політична історія» приводит отрывок из пастырского письма митрополита Шептицкого (1941 год): «Украинский народ должен в этот исторический момент показать, что имеет достаточно чувства авторитета и жизненной силы, чтобы заслужить такое положение среди народов Европы, в котором мог бы развить все Богом данные силы. Наказуемостью, солидарностью, совестливым выполнением обязанностей докажите, что вы дозрели до Государственной жизни».

В части пятой, параграф 5 «Политика относительно церкви», церковным делам отведено всего две страницы. Речь там идет, в частности, о государственной церковной политике Москвы в годы войны и после ее окончания. Так, в 1943 году был образован Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР, а также несколько смягчена политика, касающаяся Русской православной церкви — с того времени эта церковь имеет в стране особый статус.

Еще до окончания войны Сталин одобрил проект ликвидации УГКЦ, в чем большую роль сыграла Русская православная церковь (эту роль она играет и сегодня). Началась травля в СМИ, преследование духовенства, а в 1946 году был инспирирован пресловутый Львовский «собор» (без единого владыки), который, якобы, «отбросил постановления Берестейского собора 1596 года, оторвался от Ватикана и возвратил верующих в православную церковь». Тогда же была ликвидирована восстановленная во время немецкой оккупации Украинская автокефальная православная церковь; пострадали и другие церкви — католическая, протестантская.

Как мы считаем, те два параграфа в книге «Україна: політична історія», в которых описывается церковная жизнь в Украине в ХХ и в начале ХХI века (в такие важные и сложные — как для церкви, так и для народа — исторические моменты), отнюдь не соответствуют значению религиозного фактора в жизни украинского общества (как тогда, так и сегодня). Очень жаль также, что авторы этих двух коротких очерков — Владимир Кучер и Олег Рафальский — не сочли нужным воспроизвести на страницах книги хотя бы несколько «словесных портретов» — главных действующих лиц на подмостках времени. Ведь там действовали и действовали благородно неординарные личности, в частности, Андрей Шептицкий. Как известно, этот влиятельный греко-католический иерарх организовывал акцию протеста против искусственного Голодомора в Украине, выступал против преследования православных на Волыни, защищал и прятал евреев во время оккупации. Не менее заметным историческим лицом был и митрополит Йосип Слипый, который после разгрома греко-католической церкви провел в советских тюрьмах и лагерях почти 20 лет (его спасал от каторги не только Римский папа Иоанн ХХIII, но также и президент США Джон Кеннеди). Выдающейся личностью был также профессор Иван Огиенко, который еще до того как был высвячен на православного епископа в 1939 году, фантастически сочетал экстраординарную научную эрудицию с церковными делами.

Иногда (часто) кажется, что современных украинских историков отнюдь не интересуют люди — личности, без которых ход истории, возможно, повернул бы совсем в другом направлении. Может, из-за этого тяжело иногда понимать логику поступков тех или иных исторических типажей. Речь идет не только о прошлом. Как известно, в политической жизни независимой Украины церковный фактор играл, играет и по-видимому еще долго будет играть незаурядную политическую роль. (Вспомнить только последний политический ход — открытие часовни одной из православных церквей в помещении Верховной Рады!) Но это почти не нашло отражения в книге «Україна: політична історія».

В конце позвольте коснуться очень тяжелой и важной для украинцев темы, которая в новой книге, как и во многих других украинских изданиях, все еще прячется под «вуалью» или выступает на свет Божий в приглаженном и неузнаваемом виде. Речь идет не только о том, как подают историки известные погромы в начале немецкой оккупации, в которых, к большому сожалению, участвовали украинцы, но также о тесном сотрудничестве части украинцев с Вермахтом, о чем очень кратко пишут авторы книги «Україна: політична історія». До того времени, когда такие исторические темы будут в тени, не будут публично анализироваться, они останутся в истории искушением, оправданием, а главное — предлогом для новых бесчестных катаклизмов.

Это сколько же поколений украинцев будут делать вид, что «ничего такого не случилось»? Может, лучше сделать так, как это сделали в Германии, не говоря уже о поляках? А не идти путем россиян — людей, которые «никогда, ни в чем и никому не должны»?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ