Таким образом, процесс приватизации объекта №1 сдвинулся с точки замерзания, хотя никто толком не объяснил, почему правительство более трех месяцев бездействовало: ведь Закон «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком» был принят еще 13 июля 2000 года. Мало того, что с приватизацией «Укртелекома» Украина опоздала на несколько лет, так и нынешний старт получился замедленным. Хуже всего в этой ситуации чувствует себя Фонд госимущества, который попал в настоящий цейтнот: времени на проведение приватизационных процедур отведено мало, а малейший сбой грозит неполучением в бюджет не менее $ 600 млн.
Впрочем, по общему настроению участников «круглого стола» в представительстве Всемирного банка в Украине, маловероятно, что «Укртелеком» «впишется» в бюджет-2001. На одно только проведение льготной подписки на акции компании отведено два месяца. А практически, по словам советника председателя правления ОАО «Укртелеком» по вопросам приватизации Тамары Лозовой, на это уйдет три-четыре месяца (правом на льготное приобретение акций пользуются около 200 тыс. человек). А еще необходимо провести финансовое оздоровление компании (Президент распорядился погасить до конца года все бюджетные долги перед «Укртелекомом»), проиндексировать уставной фонд, внести изменения в тарифную политику. Сложнейшая предприватизационная задача — путем выкупа акций, принадлежащих иностранным инвесторам в компаниях «Утел» и UMС, повысить инвестиционную привлекательность и общую стоимость «Укртелекома». Президент компании «Утел» Алексей Маринчук пообещал, что к марту следующего года будут выкуплены все акции иностранных учредителей компании: средства на эти цели предоставляет сам «Утел» в форме беспроцентного займа. Обещает быть непростым и прохождение в парламенте законопроекта «О телекоммуникациях», без принятия которого приватизация «Укртелекома» невозможна. Как сообщил заместитель председателя ФГИ Юрий Гришан, в Верховную Раду поступил еще один законопроект — от народного депутата Алексея Костусева, который регламентирует процедуру увеличения УФ на размер инвестиций.
Ускорению темпов приватизации, безусловно, не способствует наличие расхождений среди приватизаторов. Ю.Гришан поставил под сомнения целесообразность получения предприватизационного кредита ЕБРР, которого упорно добивается Госкомитет по связи и информатизации: «Мы не понимаем, для чего нужен этот кредит, мы не получили никаких объяснений, что это за финансовый инструмент». А первый вице-премьер Юрий Ехануров высказался так: «Не все условия, которые нам предлагают, соответствуют действующему украинскому законодательству. Я предупредил представителей Евробанка, что такие условия могут создать опасные прецеденты». Конкретизировать условия предоставление кредита ЕБРР Ю.Ехануров не стал, однако некоторую ясность внес Ю.Гришан, категорически заявивший, что о конвертации кредита в акции «Укртелекома» речи быть не может.
Пессимистически оценивает возможность продажи пакета акций «Укртелекома» в следующем году президент компании «Кинто» Сергей Оксанич. По его мнению, сегодня отсутствует серьезный интерес со стороны зарубежных инвесторов, поскольку сейчас крупные телекоммуникационные компании вкладывают большие средства в получение лицензий в сфере мобильной связи третьего поколения.
Эту точку зрения разделяет и председатель подкомитета по вопросам инвестиций комитета по финансам и банковской деятельности ВР Петр Порошенко. «Получить полноценные поступления от приватизации «Укртелекома» в 2001 году почти не реально. Включение компании в перечень предприятий, подлежащих приватизации в следующем году, не отвечает государственным интересам. Средства от приватизации «Укртелекома» необходимо закладывать в бюджет 2002 года», — сказал он. П.Порошенко также подчеркнул, что эту позицию депутатская группа «Солидарность» будет отстаивать 30 ноября — в день голосования по бюджету-2001.