Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«...Упала еще одна стена»

26 июня, 2001 - 00:00

Не могу вспомнить, чтобы какой-то Высокий визитер в Украину обращался к нашей стране так ласково, называл ее народ благородным и особенно акцентировал на том, что именно из древнего Киева свет христианства распространился на восток Европы. Исполненное любви, сказанное по-украински слово Папы Иоанна Павла II, человека высокого международного авторитета, безусловно, будет содействовать подъему самоуважения украинцев, которого нам часто недостает.

Особым примером для нас может служить отношение Папы Войтылы к Польше, к своей «польскости». Он всегда подчеркивает свою принадлежность к польскому народу и делал это даже в те страшные времена, когда Польша была нищим незначительным социалистическим полугосударством. Пример Папы-поляка содействовал объединению его земляков вокруг идей свободы и демократии. Недаром поляки первыми среди социалистического лагеря стали на новый путь — их, в известной степени, объединил сам Римский Папа. И он имеет полное право повторять слова: «Я пришел для того, чтобы служить вам, но не для того, чтобы мне служили».

Нельзя сомневаться в том, что для украинцев, независимо от их национальности, религиозной или церковной принадлежности, приезд такого человека — важное духовное событие. И дело не в его высокой духовной должности (руководитель миллиарда католиков мира). Ибо не всегда бывает так, что высокую духовную должность занимает человек с высокими духовными качествами.

На упомянутой встрече с членами Всеукраинского совета церквей Главный раввин Украины Яков Блайх рассказал историю, которая случилась в страшные военные годы. О том, как еврейских детей спасали от смерти католики-поляки, беря их в свои семьи. И о том, как после войны эти люди, по словам Блайха, иногда отказывались возвращать детей евреям. И как один молодой католический священник выступил против этого, считая, что дети должны быть возвращены к своим родственникам и в свою веру. Это был Кароль Войтыла. Очевидно, что не кафедра епископа Рима сформировала Папу Иоанна Павла II. Скорее, вышло наоборот, если можно так выразиться. И не удивительно, что мы являемся свидетелями тех глубоких качественных реформ, которые сегодня меняют лицо мирового католицизма.

К Папе обратился с приветствием патриарх УПЦ КП Филарет. Стоит отметить, что характер, содержание обращения стало определенной сенсацией, а может, и больше — историческим событием. Начну с того, что именно патриарх Филарет нашел соответствующие слова, чтобы достойно поздравить почетного гостя. Высказал то, что думал каждый. Патриарх говорил также о том, что является целью жизни Папы, — об объединении христиан. Мне показалось, что при этих словах украинского патриарха Папа посветлел, выпрямился. Патриарх Филарет, в частности, сказал: «...Гордость и властолюбие разделили церкви Запада и Востока, греховность разъединила христианский мир. Мы надеемся, что Ваш визит будет содействовать развитию православно-католического диалога, а не углублению разделения, как об этом «вещает» Москва. Московский патриархат боится прозелитизма, который осудили все христианские церкви. Мы будем рады свидетельствовать, что православные и католики могут и должны жить, как братья и сестры, в духе христианской любви. Этому будет содействовать Ваш визит».

Хорошо, что светская власть пригласила в Украину Папу Иоанна Павла II. Имеем надежду, что наша политическая элита, воспитанная в другие времена и по другим моральным стандартам, ощутила влияние выдающегося духовного лидера ...

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ