В Алуште состоялся второй Украинский муниципальный форум местного самоуправления, который еще иногда называют «летней школой мэров». Он проводится Ассоциацией городов и сел Украины с участием высших органов государственной власти, а также Агентства США по международному развитию (USAID). Форум играет большую роль в жизни городов и сел Украины по трем причинам. Во-первых, всегда есть большая или меньшая часть неопытных руководителей городских общин, которым есть чему поучиться и в теории, и на практике в общении с более опытными коллегами. Во- вторых, после состоявшихся в этом году выборов большинство городских общин возглавляют новые люди, которым необходимо общение со своими коллегами, необходимы так называемые горизонтальные связи между городами страны. Ведь само общение столь специфической категории руководителей из разных регионов Украины между собой, обмен опытом и идеями — это тоже школа. Третий немаловажный фактор: где еще, как не на учебе в Крыму, могут запросто поговорить о проблемах глубинки рядовой городской голова и руководители страны — глава Секретариата Президента, вице-премьер- министры, министры, руководители ведомств, общественных организаций? Тем более, что проблем на этом уровне не счесть...
«ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
И хотя для форума были намечены всего две «магистральные» темы — проблемы энергосбережения, а также основы финансовой самостоятельности местного самоуправления и тарифы ЖКХ, — но собрание вышло бурным, активным, насыщенным идеями и предложениями по всему спектру проблем. Было видно, что собрались неравнодушные к судьбе своих общин, ответственные люди, которым и перед народом, и перед государством отвечать как за успех, так и за провал будущей зимы. Но дело не только в этом: разговор все равно бы вышел за рамки повестки потому, что сама жизнь выдвигает для решения главную для нашей страны проблему — каким должно быть местное самоуправление в гражданском демократическом обществе? Все согласны в том, что местному самоуправлению в Украине необходимо коренное реформирование. Причем страна с этим уже опоздала на добрый десяток лет, но даже сегодня, когда органы государственной власти пытаются сделать этот «домашний урок», заданный еще «на вчера», неизвестны даже контуры этого реформирования. Нынешний вице-премьер-министр Украины Владимир Рыбак скептически отнесся к программе административно-территориальной реформы, проводимой его предыдущим коллегой Романом Безсмертным, и сказал, что очень не хочет, чтобы его «выгнали даже из родного города». Он отметил, что «административно-территориальная реформа еще и не начиналась». Вместе с тем не решился назвать хотя бы ее главные пути. Он сказал, что правительство уже создало группу ученых, практиков, аналитиков, в задачи которой входит разработка конкретных мер по реформированию местного самоуправления, и когда такая программа реформы будет создана, тогда Кабинет Министров ее утвердит и будет реализовывать. Группа выработает концепцию и программу реформы, будет проведено ее общественное обсуждение, информационный анализ в СМИ. Главную задачу этой группы определил и глава правительства Виктор Янукович, который в приветствии участникам форума, зачитанном Владимиром Рыбаком, отметил, что в результате реформы в Украине должно быть создано «местное самоуправление по европейским стандартам». Глава Секретариата Президента Олег Рыбачук признал, что первые попытки административно-территориальной реформы «закончились неуспешно» и что позиция Президента состоит в том, что ее главная задача на нынешнем этапе — повышение роли местного самоуправления. Однако, отвечая на вопрос «Дня», также сказал, что ее направления требуют «особой специализации» и сегодня вообще невозможно сказать, в чем новая программа будет продолжать усилия предыдущего правительства и Романа Безсмертного лично, а что отбросит и в чем пойдет дальше него.
Однако тот факт, что «сегодня здравый смысл уже преобладает», он отметил особо, и сказал, что уровень выполнения предвыборных обещаний, в том числе и по реформированию местного самоуправления, составляет не более 20%, а потому в условиях наступившего послевыборного отрезвления, во-первых, политики должны за это отвечать, во- вторых, должны преобладать трезвые практические шаги по действительному улучшению жизни народа.
В качестве первоочередной меры реформирования местного самоуправления форум обсудил проекты внесения изменений в Закон Украины «О плате за землю» и другие законы о налогообложении земли, а также проект нового закона «О коммунальной собственности». Отмечалось, что они призваны обеспечить финансирование местных советов как базу для их деятельности, которая сегодня подорвана основательно. Привело к этому то, что центральные органы власти, разрабатывающие и принимающие законы, редко учитывали в этом процессе интересы и необходимости местного самоуправления. В результате местные советы, особенно низовые, часто оказываются вообще без финансового обеспечения для выполнения даже своих полномочий, хотя их нагружают еще и многими делегированными, часто не предоставляя под них финансового обеспечения. Владимир Рыбак назвал местное самоуправление «главным институтом государственного управления», ибо «если хорошо работает власть на местах, то для людей и центральная власть хорошая, и местная власть хорошая, а если плохо — плохая и местная, и центральная власть». По его мнению, «централизованные методы управления исчерпали себя, особенно централизация финансов, однако процессом децентрализации также надо управлять и не допускать анархии». Он сказал, что такой статус должен отражаться и на финансировании. По его информации, на органы местного самоуправления сегодня приходится меньше 40% бюджета, и задача правительства — увеличивать эту долю хотя бы по 2% в год, чтобы постепенно приближаться к 60% и более. Этими проблемами в правительстве уже занимается Департамент регионального развития, который мнения с мест ставит во главу угла в своей работе. Однако, отметил Владимир Рыбак, «департамент есть, но специалистов, которые могли бы проводить эффективные реформы, мало». Поэтому в будущем возможно даже создание Министерства регионального развития с несколькими департаментами, в том числе — по ЖКХ.
СОГЛАШЕНИЕ «ЦЕНТР — РЕГИОНЫ»
Владимир Рыбак сообщил участникам форума новость, которую городские председатели Украины встретили аплодисментами. Он сказал, что позиция Кабинета Министров по статусу местного самоуправления состоит в том, что между центральным правительством и органами местного самоуправления будут внедряться договорные отношения, предусматривающие общую ответственность за состояние дел в стране и в регионах. Такие договора между Кабинетом Министров и областями предполагается заключать на основе уже существующего закона о стимулировании развития регионов. При их заключении будут решаться вопросы о формировании стратегических приоритетов для конкретных регионов, о концентрировании финансов для решения главных проблем. Владимир Рыбак отметил, что это реальная форма работы для того чтобы «сдвинуть ситуацию», ибо она применятся во многих странах, а для Украины уже пришел час, когда магазины наполнены и «за границей надо изучать не магазины, а опыт местного самоуправления».
Владимир Рыбак признает, что самым трудным в этом деле будет реформирование ЖКХ. В этой области остаются особенно отсталыми от требований времени как финансирование, так и система государственного регулирования и стимулирования. Для страны крайне необходимо подписание договоров с депрессивными регионами, внедрение европейских стандартов ЖКХ. В отрасли необходимо срочно провести приватизацию, децентрализацию жэков, формирование сообществ владельцев жилья и создание оптимальной инфраструктуры предприятий. Но правительство при этом подчеркивает, говорит Владимир Рыбак, что единого рецепта в этих реформах нет, каждая местная проблема имеет свои особенности, а потому нуждается в индивидуальном подходе, и «нельзя ломать то, что пока работает». Особо важно, чтобы был выработан «алгоритм взаимной ответственности» за состояние дел в регионах, городах, районах, селах.
В предвыборных обещаниях, подчеркивает Олег Рыбачук, много говорилось о том, что «цены «от счастья» упадут ниже рыночных», но сегодня уже понятно, замечает Владимир Рыбак, что снижение цен и тарифов невозможно, однако это обстоятельство не является критическим, при условии, что будет изменена структура затрат и повышено качество и суть услуг. Это и есть главная задача в области ЖКХ. Ее можно достигнуть несколькими путями. Во-первых, следует стимулировать сокращение существующих ныне непомерных потерь энергии и ресурсов в ЖКХ, для чего и обсуждалась на форуме программа энергосбережения. Конечной целью этих действий является достижение самоокупаемости муниципального жилья. Для ее реализации Кабмин Украины выделяет из бюджета 2 млрд. гривен субвенций местным органам власти. Для обеспечения прозрачности в их использовании субвенции будут направляться не областным органам власти, а конкретным общинам, что зал встретил аплодисментами. Однако для повышения эффективности реформ предстоит еще провести финансовый аудит ЖКХ. В случае успешной реализации первого этапа этой реформы для проведения дальнейшей децентрализации ЖКХ Кабмин планирует выделить еще 1,2 млрд. гривен на отдельные мероприятия по ее углублению. В итоге должен быть достигнут «баланс своих и делегированных полномочий», «внедрение норм Европейской хартии местного самоуправления», «повышение ответственности», говорит Владимир Рыбак. При этом Ассоциация городов должна выступить в роли аккумулятора опыта и источника инициатив.
«УНИВЕРСАЛ-2», «ГОЭЛРО-2» И «НИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»...
Инициативы последовали тут же. Председатель профильного комитета Верховной Рады Украины Владимир Тихонов, отметив безальтернативность децентрализации, сказал, что в этом направлении уже проведен значительный поиск. Есть концепция региональной политики, впрочем, нуждающаяся в дополнениях, есть указ Президента о развитии местного самоуправления, который не вполне выполняется. Представители местного самоуправления уже создали Конгресс местной власти, который не работает. Он предложил не только возобновить работу конгресса, но и придать ему право законодательной инициативы.
Владимир Тихонов отметил, что подписание Универсала национального единства не обеспечило единства на местах, а потому в регионах продолжается действие негативных послевыборных тенденций, которые созданы в результате того, что и на регионы была распространена пропорциональная выборная система, хотя органы местного самоуправления в свое время просили Верховную Раду не делать этого. Поэтому глава профильного комитета предложил провести еще один круглый стол по проблемам местного самоуправления и пописать Универсал-2 о стратегии местного самоуправления.
Евгений Карташов, городской председатель Запорожья, отметил, что в Лондоне газ стоит по $1000 за тысячу кубометров, а это рано или поздно придет и к нам. В городе внедрены шесть программ энергосбережения, однако этого недостаточно, поэтому нужна разработка комплексного для страны плана энергосбережения, который он назвал «ГОЭЛРО-2». Глава местной общины Запорожья сказал, что проект бюджета на 2007 год, с его точки зрения, «намного хуже, чем нынешний» в отношении органов местного самоуправления. Он сказал, что нынешняя НКРЕ не является независимым органом управления, как это предполагалось, есть только «игра в независимость», а потому в стране происходит «повышение тарифов не по правилам», по односторонним решениям и без учета состояния пользователей. Он призвал Кабинет Министров проводить реформы «по стандартам Европы», иначе все управление будет рассогласованным. Например, из-за одностороннего повышения цен на газ, занимающего 70% в структуре затрат на теплообеспечение, все теплосети вогнали в долги и заставили отвечать органы местной власти, хотя по правилам отвечать и компенсировать долги должен был бы тот орган, который без согласования повысил цену. Во-вторых, в местных бюджетах появилась строка о финансировании милиции, но на практике нет и намека об участии местных органов в управлении работой милиции, как нет и закона о муниципальной милиции. В-третьих, работу органов местного самоуправления дезорганизовало требование проводить тендеры при организации любого снабжения или при производстве работ. Тендеры проводятся даже в том случае, если исполнитель «безальтернативно один», однако они затягивают подготовку работ на несколько месяцев.
С другой стороны, представители местной власти утверждают, что возможности у них для самофинансирования есть полные, однако это не позволяет существующее законодательство. Например, если сдавать помещения в аренду не по десять гривен за метр, как это происходит, а по рыночной цене, если землю не раздавать, а продавать на аукционах, тогда финансовая база местных советов будет покрывать необходимые затраты. Участники дискуссии отмечали, что в ЖКХ Украины существует системный кризис, грозящий техногенными катастрофами. Но реформировать его следует «не в состоянии холодной войны между партнерами», а при их взаимном участии. Особенно исходя из того, что предстоящее реформирование — очень сложная и системная задача. Фактически это будет «революция в местном самоуправлении». Участники форума предлагают создать негосударственный научно-исследовательский институт, который бы на научном уровне вырабатывал законодательные предложения для реформы местного самоуправления. Поэтому в обращении форума к Верховной Раде и правительству Украины приведен длинный перечень изменений в существующие законы, предлагаемых городскими председателями, а также еще больший перечень организационных, технических и других мер по реформированию ЖКХ. Однако главная опасность состоит в том, подчеркивают руководители общин, что «реформа опять может быть заболтана» и будут приняты только половинчатые меры, которые не дадут необходимых качественных изменений. Но на местах все еще надеются, что ситуация будет развиваться не по худшему сценарию...