Традиция государственного чествования Героев Крут продолжается. В мероприятиях в этом году приняли участие представители Администрации Президента, Кабинета Министров, городской власти Киева. И это несмотря на то, что власть явно не в восторге от страниц истории, связанных с защитой Украины. Однако, отдавая дань уважения Героям Крут, власть в меру своего понимания смещает акценты. Так Президент Янукович в приветствии к этой дате отметил, что «украинские юноши — военные курсанты, студенты и гимназисты... верили, что защищают идеалы свободы и независимости Украины». То есть, Президент в этом не совсем уверен. Хотя, наверное, если бы не отчаянная борьба украинцев за свою независимость, то Москва не создала бы Украинскую ССР. А если бы не борьба за независимость в 1990-х и не распад СССР по границам УССР, установленным по результатам освободительной борьбы 1917—1923 гг., то чем бы в настоящее время руководил Виктор Янукович? Так как именно государственность и самопожертвование украинцев привели властей предержащих к наивысшим и наиболее ответственным должностям в Украине.
Кроме того, по словам Президента, «эта героическая и в то же время трагическая дата в истории нашего государства всегда будет напоминать нам о великой ответственности наставников и командиров за решения, которые они принимают».
Согласно этому определению, осталось в тумане, значит ли это, что главнокомандующий Янукович не готов отдать приказ защищать страну? Критикует ли Президент безответственность тогдашней власти, которая разоружила и распустила собственную армию, что, в конечном итоге, привело к поражению и гекатомбам украинских жертв?
Хотелось бы верить, но трудно. Ведь сегодня власть поступает с армией точно так же. С нынешней армией, несмотря на все колоссально трагические уроки Украины, власть ведет себя так, чтобы держать ее в обморочном состоянии. Чтобы она, вдруг, не вспомнила о своей обязанности защищать страну?
В любом случае такая неопределенность информационных посылов крайне вредна. Она, скорее всего, свидетельствует только о том, что власти нужно и как-то отметить эту дату, к которой уже привык народ, и не войти в противоречие со своим «тяжело добытым» антипатриотическим имиджем.
Заявления представителей оппозиции на этот день значительно более определенны и более адекватны. Хотя было бы лучше, если бы эти лозунги воплощались, а не просто звучали.
Одной из первых «реформ» нынешней власти в образовании стало удаление из учебников по истории для школ упоминания о бое под Крутами. Что же такого опасного обнаружил в эпизоде под Крутами нынешний режим?
Фактов об этом событии более чем достаточно. Во время нападения большевиков на Украину в 1918 г. из Киева отправился отряд, в состав которого входил добровольческий Студенческий курень и студенты Украинской военной школы. Украинские силы под Крутами достигали шести сотен бойцов. Против них двигался передовой отряд большевистских войск под руководством русского полковника Михаила Муравьева в количестве около 6 тысяч воинов. В целом в Украину было направлено около 30 тысяч большевистских войск.
Остановка под Крутами передовых большевистских сил дала бы выигрыш времени для украинской власти, что облегчило бы мобилизацию и подтягивание украинских сил для защиты столицы.
Бой под Крутами продолжался с утра до вечера 29 января 1918 г. Вечером, когда закончились патроны, большая часть студентов погибла, а 35 попали в плен.
Пленных сначала расстреливали, а затем резали и кололи штыками и ножами.
Как свидетельствовали крестьяне, видевшие казнь, ученик седьмого класса гимназии Григорий Пипский запел гимн «Ще не вмерла Україна», который подхватили другие.
Почему Украина запомнила этот бой? Ведь во времена освободительной войны 1917—1923 гг. и многочисленных восстаний в Украине состоялись сотни больших боев.
Например, в феврале 1918 года, уже после Крут, многотысячный отряд Муравьева (в составе матросов, солдат и криминального сброда, пафосно названного 8-й армией) переправился на Правобережье возле Черкасс, но был разбит в результате ночной атаки отрядами Вольного казачества у станции Бобринской (теперь станция имени Шевченко в Черкасской области). Остатки большевиков разбежались по Правобережью. Таким образом, самоорганизованные отряды Вольного казачества, искренне горевшие патриотической идеей, разоружив несколько отступающих с западного фронта российских частей, оказались сильнее, чем регулярные формирования УНР.
В интервью газете «Известия В.Ц.К.» Муравьев сказал: «Революционная русская армия прошла Украину, сметая на своем пути все, что носило признаки буржуазно-шовинистического сепаратизма. Одно приближение красных войск вынуждало уезды, а то и целые губернии признавать нашу власть. На Украине пришлось натолкнуться на оригинальную организацию буржуазной самообороны. Особенно дал о себе знать Звенигородский уезд, где украинский шовинистический национализм построил себе крепость в форме так называемого Вольного казачества. Эта организация не только не допустила нашу власть в уезд, а, наоборот, сама перешла в наступление, чем нанесла довольно большой вред нашим войскам. Я весьма сожалею, что мне не довелось разрушить это гнездо, утопить в крови тех, кто посмел поднять руку на красную армию».
Муравьеву так и не удалось осуществить свои кровожадные мечты. Через полгода он погиб — по одним данным, был убит в междоусобице самими большевиками, по другим — сам наложил на себя руки.
Почему же бой под Крутами запомнился, а сотни больших (и значительно более успешных) — нет?
Причина, очевидно, в том, что, искренний пафос юности молодых людей, которые встали за свою страну (при том, что некоторым из них не было и 16 лет), не мог не вызывать уважения.
Кроме того, украинское общество тогда еще не привыкло к зверствам и особенно живо воспринимало картины «интернациональной дружбы».
Впоследствии водоворот войны принял такие темпы и масштабы, что описывать его не было кому и когда. Тогда как у первой битвы войны еще было много поэтов. Один из них — Павло Тычина.
Кроме того, киевляне могли запомнить этот бой еще и потому, что он очень хорошо продемонстрировал, за что дрались и умирали украинские ребята. Как известно, после отступления украинских войск в Киеве начался красный террор, от которого менее чем за месяц погибли, по разным данным, от 10 до 30 тысяч человек, то есть едва не каждый десятый житель столицы.
Как говорил в свое время британцам Уинстон Черчилль: «Не спрашивайте, почему мы воюем против нацизма. Вы об этом немедленно узнаете, если мы прекратим борьбу».
Бой под Крутами в Украине часто сравнивают с битвой греческих воинов под Фермопилами, где в 480 г. до н.э. спартанский царь Леонид добровольно вызвался с отрядом в составе 300 спартанцев защищать проход в горах, пока остальные 6 тысяч греков спасались от персидских войск.
Почему же сегодня власть атакует едва открытую историческую правду о героях Крут? Очевидная причина — передача властью гуманитарной политики Украины в руки России, о чем безошибочно свидетельствует персона нынешнего министра образования. Герои Крут «неправильны» — их не одобрил Кремль.
Теперь из молодежи, по старым имперским лекалам, пытаются сделать моральных уродов, презирающих собственную страну и ее путь к свободе, привить вирусы безразличия, коррупции и предательства.
Не так давно один деятель из Партии регионов выступил с идеей переписать Гимн Украины. Недавно власть выдала в эфир на Новый год сокращенные слова Государственного Гимна, без слов «згинуть наші воріженьки, як роса на сонці». Видно, на ком шапка горит. Только забыли русскую поговорку, что из песни слов не выкинешь.
Немецкий философ Гегель как-то сказал, возможно, слишком жесткую, но интересную фразу: «Ни один человек не может быть героем для лакея. Не потому что он не герой, а потому что лакей — только лакей». Как говорит народная поговорка, каждый кривой гвоздь думает, что кривыми должны быть все гвозди. А манкурт — это человек, у которого империя забрала сердце и мозги, оставив желудок.
Между тем, героизм — это образцы, которые формируют будущее. Каждая попытка (иногда даже не важно — успешная или нет) задает стандарт, на который равняются целые поколения, а иногда, как в случае с Фермопилами, целые тысячелетия.
Люди верой и солидарностью преодолевают страх, они становятся сильнее, увереннее в «плече» товарища, который имеет ту же веру. Поэтому люди, воспитанные на героическом прошлом, составляют естественную угрозу для всех, кто грабит страну.
Очень важно понимать причины поражения под Крутами.
Главная из них — измена, осуществленная властью. Политики, действуя под социалистическими лозунгами, препятствовали попыткам Симона Петлюры и Павла Скоропадского создать украинскую армию. В Центральной Раде за оборону отвечали, как потом выяснилось, агенты еще царской охранки.
Все попытки самоорганизации украинского войска гасились сверху. Был сознательно прекращен бурный рост Вольного казачества, которое объединяло десятки тысяч боеспособных казаков в регионах. Также был расформирован ряд украинизированных частей русской армии, которые обнаруживали готовность воевать и с белыми, и красными. Всем им приказали разойтись по домам.
А глава Центральной Рады Михаил Грушевский сознался, что начал понимать содержание российской политики относительно Украины только после того, как во время артиллерийского обстрела Киева, который с левого берега Днепра вели большевики, был разрушен его собственный дом.