Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки «кассетного скандала» для местной власти на сегодня и завтра

15 февраля, 2001 - 00:00

Жильцы тех двух пресловутых палаток в Хмельницком не жаловались, что им тесно, скучали. Прохожие равнодушно обходили этих одиноких участников акции. А однажды лидер одной из облпартячейки взял плакат в руки и в сопровождении семерых единомышленников пошел по главной площади города в надежде, что кто-то к этой процессии присоединится. Не нашел массовой поддержки и оставил намерение митинговать.

— И с чего бы это, в Хмельницком люди менее политически активны, чем в райцентрах?

— Проблема не в географии. А в социально-экономической ситуации, которая сложилась в той или иной точке на карте края. Президент Кучма для рядовых граждан далеко; их, граждан, прежде всего, волнует, как работает Чекман в Хмельницком или Мазурчак, мой коллега, в Каменец-Подольском. И когда не находят понимания на местах, направляют свои эмоции в сторону Президента.

Кто мерз в палатках, ходил с плакатом по главной площади? Штатные партработники или те, кто не знает к чему руки приложить. Общественное мнение о верховной власти складывается из того, как организована жизнь города, поселка, села. Хмельницкий был и остается городом, где бюджетная сфера не знает, что такое долг по зарплате, где пенсионеры вовремя получают свои пенсии. Город еще на рассвете убирается, вечером освещается, имеет воду, тепло в домах. Еще до декларируемого правительством общего роста Хмельницкий обеспечивал и продолжает обеспечивать увеличение объемов производства на 10—12 процентов ежегодно.

Никто не оставит своего рабочего места на заводе, в магазине или на рынке, чтобы втянуться в пиар, организованный дальними вожаками.

— Однако вы, по-видимому, помните о пикетах возле универмага «Детский мир», где «языком плаката» требовали «Чекмана в отставку!»...

— Если бы и забыл, то вспомнил бы, когда поднялся скандал в столице. Так всегда бывает, когда задеваются чьи-то групповые или личные интересы. Там — заинтересованный Мороз, озабоченная арестами своих деловых соратников Тимошенко. А кто же в Хмельницком? Простые продавцы цветов, которые заставили своими ободранными палатками площадку возле универмага «Детский мир». Болото — по колено. Как говорится, ни пройти ни проехать. Стыдно перед горожанами и гостями города. Вот исполком и решил направить процесс продажи цветов в цивилизованное русло, то есть привести в порядок площадку, чтобы она опять стала местом культурного отдыха. Не забыли и о цветочном бизнесе. Предложили мелким предпринимателям другие места для торговли — в подземном переходе и павильоне. Тогда и началась эта кутерьма. Вспоминаю те события в Хмельницком, сопоставляю с «кассетным скандалом»...

— Неужели такие вещи сопоставимы?

— Все — один к одному. Разница только в том, что там, где задеваются большие интересы, организовывают более громкие, более масштабные скандалы. И здесь, на периферии, был свой сценарий — с подписями об отставке городского главы, со слухом, что Чекман для своей личной выгоды что-то выдумывает, со «своим псом демократии» и т. п. Городская власть от задуманного не отступила. Время уже расставило все по своим местам. Теперь те же представители цветочного бизнеса уверяют, что в подземном переходе и в павильоне какой-то особый микроклимат для их флоры — не увядает. Кстати, что-то подобное было и в столице, когда взялись ложить тротуарную плитку на Крещатике.

Теперь анализирую, делаю вывод, что то переселение цветочников могло бы пройти спокойнее, без всплеска эмоций. Если бы мы, скажем, прежде чем решить и действовать, обратились бы к общественности с вопросом, устраивают ли людей ободранные палатки возле «Детского мира». Мог бы и сам сразу вступить в диалог с продавцами цветов... Это касается и Президента, и городского головы, и директора завода. В команде каждого попадаются такие, о которых в народе говорят — заставь дурака Богу молиться, так он и лоб разобьет. Конечно, лучше — не пускать таких в свою команду. А если уже впустил, и видишь, что способны лбы разбить, то решай оперативно и бескомпромиссно кадровые вопросы.

Вспомним ход событий. Накануне «кассетного скандала» началось активное создание мифа о реформаторском правительстве, панукраинце премьере. Выплатили пенсии, объявили, что бюджетная сфера уже не имеет долгов по зарплате. На самом же деле, бюджетная сфера (во всяком случае, в районах края) и до сих пор терпеливо ждет, когда же ей, наконец, возвратят эти долги. А здесь подпрыгнули цены. На так называемые основные продукты питания, жилищно- коммунальные услуги — вдвое. Пенсионеру областного центра, который, повторяю, всегда вовремя получал свою скромную пенсию, стало еще тяжелее жить. Не уверен, что уже имеет спокойную старость и сельский пенсионер. Хмельницкий впервые не смог оказать социальную помощь семьям с детьми...

В прошлом году Хмельницкий собрал 170 миллионов гривен налогов и платежей, из которых городу осталось только 53 миллиона. В 2001 г. заработаем 180 — 185 миллионов, из которых нам планируют оставить только 48 миллионов гривен. Как же в таких условиях организуешь нормальную жизнь города? На среднестатистического горожанина планируют меньше бюджетных средств, чем на среднестатистического жителя того же Теофипольского района, где среди первых откликнулись на «кассетный скандал».

Информированные о таких порочных подходах к бюджетному процессу, депутаты городского совета обратились во все инстанции, предупредили, что поставят в пикеты весь Хмельницкий перед зданием областного совета. Чего-то добились, однако далеко не всего, на что город имеет законное право. Думаю, что предложенные правительством нормативы формирования бюджета сводят на нет реформаторские потуги в городах и поддерживают, так сказать, дотационные настроения в районах. Финансовое управление облгосадминистрации танцует под правительственную дудку, не учитывает Закон о местном самоуправлении в Украине.

Жизнь не зависит от результатов труда. Разве это нормально? После этого заговорили о том, что областной совет должен дать кредит селу для весеннего сева. Как в прошлом году. Однако прошлогодний кредит еще не все вернули. Деньги налогоплательщиков, полученные сельскими предпринимательскими структурами, инфляция «съела». Так и это — нормально? Пусть бы шли в банки и получали кредиты для сева или для закупки скота. Мне очень трудно понять, как произошло увеличение объемов сельскохозяйственного производства, когда для выпечки хлеба завозят отовсюду пшеницу и продолжается уменьшение поголовья скота.

Если воображаемое выдается за действительность, если у кого- то берут, чтобы отдать другому, то это рано или поздно закончится большим скандалом.

— Следовательно, — это урок для местной власти, который она должна извлечь из бурных событий в Киеве?


— Решения должны быть объективны, обоснованы, взвешенны, прозрачны. Отсюда поднимается вопрос о кадрах, которые принимают решение и доказывают, что это должно быть именно так, а не иначе. Проблема отбора кадров обострилась. Вот ушел с должности заместителя председателя облгосадминистрации господин Олуйко. Интеллигентный, взвешенный, спокойный, деловой. Нормально ушел. Ректором института. Но неужели добровольно? Никто не объяснил публично, по какой причине состоялось это резонансное кадровое решение.

Или: добился ли каких-либо значимых результатов на прежней должности тот, кто занял место господина Олуйко в облгосадминистрации? Молчат. Может, как говорится, нечем хвастаться? Вот так сеют в массах недоверие к местной власти, в частности, и к верховной власти вообще. Сдабривают почву для слухов, предположений. Мне понравилось, когда объявили, что вице-премьером назначили господина Дубину. Заявили конкретно о его блестящих успехах на крупном заводе. Не дали никакого предлога для шума со стороны оппозиции при втором пришествии господина Радченко в СБУ. В период его первого пришествия СБУ работало прозрачно и, во всяком случае, не делало позорных заявлений, не искало врагов там, где их нет.

— Что же касается руководящих кадров облгосадминистрации, то группа облпартячеек, объединенная в «Подольскую ассамблею», в свое время обратилась к губернатору господину Лундышеву с требованием, чтобы отправил в отставку двух своих заместителей, двух начальников управлений, некоторых председателей райгосадминистраций. Обосновала свои требования. Ответа, к сожалению, не услышала, тогда обратилась к Президенту...

— И действительно, некоторые назначения удивляют. Председателем Славутской райгосадминистрации стал врач. Когда он руководил медучреждением там же, в Славуте, то, рассказывают, в отделениях даже хлеба для больных не было. Я лично ничего не имею против медработников, имеющих управленческий дар и опыт. Однако до этого назначения председателем Белогорской райгосадминистрации уже был врач, и, как говорится, место не согрел. «Подольская ассамблея», которая, кстати, лояльна к Президенту, по-видимому, не от нечего делать выступила с таким обращением. Не знаю, почему губернатор ей ничего не ответил. И факт: если уже не желаешь уволить, то вступай в диалог с оппонентом, аргументируй, объясняй, убеждай, опровергай предположения местного политикума.

— Это еще один урок из «кассетного скандала» для местной власти. Нужно правильно подбирать и расставлять кадры, решительно освобождаться от тех, кто компрометирует весь институт власти.

— Короля играет свита. Поэтому в народе бытует мнение, что в свиту попадает тот, кто первым добежит в высший кабинет края. Не припоминаю, чтобы назначали на высокую должность после обсуждения в массах ту или иную кандидатуру на должность. Не искали ответ на сакраментальный вопрос, авторитетна ли она, деловая ли, достойна ли доверия.

— Как-то вы заявили, что большая приватизация не дала ожидаемого результата. Назвали молокозавод, который давно уже стоит — простаивает. Теперь же сметану и йогурты везут в Хмельницкий из далекой Умани, Киева и Полтавы. Конечно, транспортные расходы отражаются на цене того или этого продукта для пенсионера.

— От своих слов не отказываюсь. Ошибочный подход к приватизации со стороны тогдашнего руководства отделения Фонда госимущества дает себя знать. Не только на «мертвом» молокозаводе, но и на бывших гигантах индустрии — «Катион», «Нева», кожгалантерейная фабрика. Есть в областном центре маслосырбаза. Преуспевающее предприятие. Тамошний сообразительный руководитель госпожа Беседа охотно взялась бы, как говорится, поставить на ноги тот молокозавод, а заместитель председателя облгосадминистрации господин Ступарик, похоже, чьи- то другие интересы лоббирует. Во всяком случае, об этом говорят. Почему говорят? Ибо нет прозрачных подходов. И от этого также отдает будущим громким скандалом.

— А не втянут ли в этот скандал и городскую власть?

— Не втянут. Сама природа власти в областном центре не допустит этого. Так как решение принимают депутаты, которых, как и городского голову, выбирают. Поэтому и в проекте административной реформы предусматривается другая схема организации жизни края. А нам здесь, на периферии, видно, что верховная власть должна получить для себя урок по этим громким событиям, ускорить административную реформу. Избираемая власть просто обречена на диалог, консультации с электоратом.

— Разве не возможно такое, что на местном уровне победит «денежный мешок»?

— На выборах-98, когда я выдвигался на пост городского главы (кстати, в третий раз), уже угадывались потуги купить голоса. Один из оппонентов даже по буханке хлеба каждому избирателю подарил. И здесь, на периферии, уже олигархи местного масштаба не скрывают своих пылких желаний взять власть в руки. Однако люди учатся отделять зерна от плевел. Есть надежда, что научатся.

Пользуясь случаем, выскажу свои соображения по пропорциональной системе выборов. Она была бы приемлемой, если бы был 2-палатный парламент, где учитывали бы интересы государства и отдельно взятых краев. При предлагаемой же системе интересы регионов не будут представлены в парламенте. Хотя и «старая» система выборов несовершенна. Ибо, например, район с 30-тысячным населением, представлен в областном совете столькими же, тремя депутатами, как и 261-тысячный Хмельницкий...

Беседовал Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ