Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки от Франко

Независимое государство могут построить только свободные люди...
28 августа, 2015 - 10:43
ВЛАДИМИР СЛЕПЧЕНКО. «ИВАН ФРАНКО» / ФОТОРЕПРОДУКЦІЯ ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

В эти дни Украина отмечает сразу две знаковых даты: 24 августа исполнилось 92 года со дня рождения пионера компьютерной техники и кибернетики профессора Виктора Глушкова, а вчера, 27 августа мы отпраздновали 159 лет со дня рождения величайшего писателя, философа и общественно-политического деятеля Ивана Франко. Но, без сомнения, речь идет больше, чем просто о датах в календаре. Обе фигуры в свое время сформулировали идеи и смыслы, которые во многом изменили наш взгляд на мир. «День» попробовал разобраться — осознаем ли мы сейчас, какие сокровища остались нам в наследие и умеем ли мы их актуализировать в современных условиях.

Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ, писатель, литературовед, исполнительный директор Лиги украинских меценатов:

— Покажите мне хотя бы нескольких людей в Украине (кроме франковедов), которые могли бы похвастаться, что прочитали всего Франко. Мы не знаем всего Франко! Вышедший пятидесятитомник знатоки называют жестоко изуродованным, «кастрированным». Можем говорить о еще, по крайней мере, 50 томах текстов, которые необходимо опубликовать и осмыслить.

Сегодня знаем преимущественно лишь Франко-лирика («Вічний революціонер», «Гримить», «Зів’яле листя», «Украдене щастя») — отрывисто, фрагментарно, без контекста. Не знаем его основополагающего труда «Що таке поступ?» — даже политики, думаю, о нем не слышали. А это — программное произведение. Не зря Франко был доктором философии! Помню, как он поразил меня еще в советские времена. «Если в принцип построения государства, положить принцип построения партии, — пишет он, — то хваленое Энгельсом государство превратится в то, в котором старая неправда, изгнанная в двери, вернется в окно». Представим себе, когда это было сказано! Теперь понятно, почему советские идеологи так тщательно скрывали и цензировали этот труд. Франко владел провиденциальным даром — он видел на столетие вперед, видел угрозы, которые несут представители левых сил.

В настоящее время мы как-то стыдливо говорим о левых, социал-демократических симпатиях раннего Франка, считаем, что это была «детская болезнь». Сейчас это — непопулярная тема. А зря! Даже в своих художественных произведениях, в «Борислав сміється» и «Перехресних стежках», Франко очень ярко описал угрозу, которую несет человеку капитал. Он понимал, почему человек может быть несвободным в государстве, почему она может быть раздавленной капиталом. Вне всяких сомнений, Франко видел в будущем украинское национальное государство. Но только свободное украинское государство, со свободным украинским человеком! Он видел угрозу не только в энгельсовском государстве, но и в государстве с олигархической, полуфеодальной властью, которое имеем сегодня. Речь идет о государстве безнациональном, государство с кричаще несправедливым распределением национальных благ. Принципы социальной справедливости, о которых пишет Франко, это — предостережение, которое мы не услышали.

Отдельная тема — национально-культурное строительство по Ивану Франко. Лишь этой доктрины, выраженной в его художественных произведениях, статьях по социологии, историко-культурных статьях, литературной критике и публицистике хватило бы на полноформатную интеллектуальную биографию.

Иван Франко — философ, энциклопедист, историк, историк религии. Это — действительно ренессансный человек, запоздалый отголосок Возрождения в Украине. Мы еще не способны осознать его значение. Во времена интеллектуальной деградации общества, интеллектуальной лени Франко для нас — фигура слишком большая, слишком сложная. В университетах мы изучали раньше и изучаем сегодня лишь суррогат Франко. Мы безнадежно отстаем от него. К сожалению, в настоящее время это для нас лишь музейный экспонат, памятник, далекая история украинской литературы. Встреча с настоящим Франко лишь ждет нас в будущем. Эта вершина обязательно еще должна появиться на украинском горизонте. Лишь тогда мы сможем «рапортовать», что, руководствуясь его основополагающими принципами, строим действительно национальное государство свободных людей.

Роман ГРИВІНСЬКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ