Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Устойчивое развитие и будущее Украины

3 октября, 2007 - 00:00
«ОТЧАЯНИЕ». СЕЛО ОЖИДОВ. ТЕХНОГЕННАЯ АВАРИЯ-2007 / ФОТО АЛЕКСАНДРА СИНИЦЫ

В Киеве недавно состоялась первая международная конференция «Сотрудничество ради устойчивого развития», организованная Федерацией «зеленых» Европы и Азии, в которой приняли участие представители 18 стран. Среди участников конференции — известный эколог, член-корреспондент РАН профессор Алексей Яблоков, президент международной организации «Зеленый Крест» (Швейцария) Александр Лихоталь, старший советник ООН по вопросам уменьшения экологического риска от стихийных бедствий Андрей Яценя (Швейцария), секретарь партии Зеленых Дании Джин Терри, делегат Европейской партии Зеленых (Мальта) Натали Дебно и другие. Результатом конференции стало решение относительно проведения ежегодных встреч «зеленых» в рамках КIEF (Kyiv International Environmental Forum).

Предлагаю вниманию читателя свои мысли по поводу проблематики, обсуждаемой на конференции, а именно: украинский взгляд на устойчивое развитие.

Работа конференции совпала с пятнадцатой годовщиной Саммита ООН в Рио-де-Жанейро (1992), ставшим для человечества мощным интеллектуальным прорывом в будущее. Мне выпала большая честь участвовать в работе саммита в качестве первого министра охраны окружающей среды Украины и подписать от имени Украины ряд важных соглашений. Среди фундаментальных документов Рио — Декларация по окружающей среде и развитию, а также Повестка дня на ХХI век.

Сама конференция в Рио-де- Жанейро ввела в официальное обращение идеи устойчивого развития (sustainable development), определив, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса — это его увязка с охраной окружающей среды. Среди комплекса идей устойчивого развития, сформулированных в Рио, было положение относительно того, что сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред развитию и охране окружающей среды будущих поколений.

И еще одно: охрана окружающей среды тесно связана с социальной и демографической ситуацией. Социальная деградация и обнищание общества приводят к деградации окружающей среды. И наоборот.

Документы Рио принимались в романтической атмосфере окончания холодной войны, возникновения новых независимых государств Европы и Азии, когда казалось, что угроза мирового ядерного конфликта отодвинута навсегда. Конец истории, по Френсису Фукуяме. Верилось, что страны начинают новое и равноправное сотрудничество с чистого листа, строя демократические системы и независимые гражданские общества.

Помню, как на саммите в Рио- де-Жанейро сошлись 178 мировых лидеров — глав государств и правительств: президент США Дж. Буш (отец) аплодировал речи Фиделя Кастро, канцлер Германии Г. Коль общался с будущим заговорщиком, вице-президентом Российской Федерации Александром Руцким, а Глава Верховной Рады Украины Иван Плющ знакомился с весьма симпатичной принцессой Таиланда, выпускницей Оксфорда, шедшей в сопровождении двух строгих генералов. Большинства лидеров того времени уже не осталось на политической арене, а сами принципы Рио все чаще подвергаются сомнению.

Сегодня, спустя пятнадцать лет после саммита в Рио, мы поняли, что живем в мире новых суровых реалий, когда закончился розовый период после холодной войны (Post-Cold War period). В мире возникли новые вызовы, о которых не думали лидеры 1992 года: выросли террористические угрозы, усилилась борьба за непрестанно сокращающиеся природные ресурсы — органические виды топлива, уран, воду, пищевые продукты и другое; возникли новые опасные военные конфликты на Ближнем Востоке, растет неравенство стран и народов, усиленное процессами глобализации. В мире очень мало чего делается для торжества принципов устойчивого развития и реализации принципов саммита Рио на практике.

Как высказался профессор А. Яблоков, все более очевидным становится кризис человеческой цивилизации, превращающий идеи устойчивого развития в утопию.

Этот скепсис, который разделяют с А. Яблоковым ряд ведущих экологов мира, имеет основания к существованию.

Так, согласно докладу Национального разведывательного Совета США (Mapping the Global Future. Report of the National Intelligence Council’s 2020 Project, 2004), разрабатывающего сценарии до 2020 года, главным событием станет выход на мировую арену Китая и Индии как новых глобальных игроков с суммарным населением 2,7 млрд. человек, с резко растущими потребностями в энергоносителях и минеральных ресурсах. Европейский Союз и Россия (а также и Украина) почувствуют серьезные проблемы в сфере демографии — уменьшение рабочей силы и старение населения. Предполагаемый рост мировой экономики на 80% в 2020 г. оп сравнению с 2000 г. не дает никакого шанса на сбалансированное экономическое и экологическое развитие.

Среди глобальных экономических, экологических, геополитических, социальных и технологических рисков, определенных в докладе Мирового экономического форума в Давосе в 2007 г. (Global Risks 2007, WEF, 2007), наибольшим вызовом для ХХI века считаются изменения климата, которые станут фактором международных и гражданских войн в ближайшие 50 лет.

И все же, несмотря на все кризисные явления и приближение глобального шторма, на сегодняшний день нет разумной альтернативы стратегии устойчивого развития. При этом нужно понимать, что универсальный рецепт такого развития отсутствует. Каждая страна должна решать проблему устойчивого развития, исходя из собственных целей, национальных особенностей и экономических возможностей.

Здание устойчивого развития — это сложно сбалансированная конструкция, держащаяся на нескольких колоннах: кроме традиционно упоминавшихся экономической, социальной и экологической составляющих, важную роль, особенно относительно Украины, играет социо-политическая ситуация.

Достаточно вспомнить короткую историю независимой Украины с ее тремя президентами и четырнадцатью правительствами, которые барахтались в водовороте сегодняшних проблем и не имели возможности заглянуть в будущее, чтобы понять, насколько нестабильна государственно-политическая постсоветская система, которая не вышла за рамки парадигмы индустриального общества.

При таких условиях комплексная программа имплементации на национальном уровне решений, принятых на саммите устойчивого развития в Йоханнесбурге (2002), утвержденная Кабинетом Министров Украины в 2003 г., стала очередной невыполненной отпиской. Такие декоративные образования, как Национальный совет устойчивого развития при Президенте Украины и Национальная комиссия устойчивого развития при Кабинете Министров Украины либо вообще не созывались, либо были ограничены консультативными функциями.

О каком устойчивом развитии можно говорить в стране, где ведется сумасшедшая и беспринципная борьба за власть (то есть хищение общенациональных ресурсов), где перманентные межпартийные (межклановые) и межличностные конфликты в руководстве превратили Украину в посмешище Европы. Страна, позволяющая безудержно обогащаться узкой группе олигархов, держа на грани обнищания большинство трудового народа, нарушает один из фундаментальных законов устойчивого развития — гармонизацию социальных стандартов и экономических показателей.

На фоне неудержимой фанфарно-оглушительной рекламной кампании необычайных экономических успехов правительств и партий, находившихся у власти в Украине в 2004—2007 гг., горьким парадоксом воспринимается такой факт: рост ВВП не отразился на благосостоянии народа: так, если в Польше рост ВВП на душу населения на 1000 долларов США привел к увеличению продолжительности жизни на один год (всего продолжительность жизни в этой стране выросла на пять лет), то в Украине рост ВВП привел к... снижению средней продолжительности жизни на девять месяцев! Вместо жонглирования цифрами ВВП (то есть тоннами металла, угля, руды, химических веществ), правительство должно отчитываться перед народом показателями человеческого развития — увеличением продолжительности жизни, укреплением здоровья и образованности народа.

За пять лет население Украины сократилось на 2,3 млн. человек (4,3%). Особенно это сокращение коснулось «процветающих», преданных Партии регионов областей Донбасса, Приднепровья, Харьковщины — то есть наиболее социально и экологически неблагополучных краев Украины. Разница в средней продолжительности жизни украинцев и граждан стран ЕС достигает 10—11 лет: почему о том, что в Украине преждевременно умирают мужчины и женщины, которым еще жить и жить, не говорят те партии, которые так хвастаются экономическими успехами?

Нерешенность вопроса о продаже земли и отсутствие реформ в сельском хозяйстве ставят на грань полного вымирания село — этот когда-то сословный хребет украинской нации. Между тем, по расчетам экспертов, украинская земля может прокормить около 300 млн. человек.

Все программы и манифесты политических партий содержат популистские обещания избирателям, но не предлагают стратегических программ будущего Украины, ее постиндустриального развития за счет наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Остановимся на основных национальных проблемах будущего, решать которые нужно уже сейчас, если Украина не хочет оказаться на обочине истории.

1. ДЕГРАДАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Несмотря на падение ВВП в 90-е годы на 60% и остановку ряда предприятий, экологическая ситуация ухудшилась. В документе, изданном в Киеве в рамках проекта ПРООН и Глобального Экологического Фонда «Оценка национального потенциала в сфере глобального экологического управления в Украине» (2007), утверждается, что «особенностью Украины является наличие значительного количества депрессивных региональных территорий со значительной экологической деградацией». «В стране сформировался стабильный фон химических мутагенных и канцерогенных загрязнений атмосферного воздуха, водоемов, грунтов, значительно превышающий установленные гигиенические нормативы». «Значительная часть населения Украины получает питьевую воду с существенными отклонениями от нормативов».

На одного гражданина Украины приходится 400 т. индустриальных отходов. Горы бытового мусора заполнили всю страну, а особенно Крым, который стремительно теряет свои прославленные курортно-рекреационные возможности; скоро, кажется, сами крымчане, измученные экологическими и бытовыми проблемами, будут отдыхать в Анталии, где морская вода, воздух и пляжи несравненно чище.

Руководству страны нужно признать грустную истину относительно того, что Украина стала грязной страной — чуть ли не самой грязной в Европе, не только в политике. Миф о чистоплотности украинцев разрушился у нас на глазах.

Поэтому первый лозунг устойчивого развития для Украины — очистка. Без реформы ЖКХ и сотрудничества с крупным бизнесом воплотить в жизнь этот лозунг невозможно.

Но прежде всего, руководство страны (независимо от того, кто придет к власти) должно проявить консолидированную волю к борьбе с деградацией окружающей среды. И предусмотреть в бюджете не 0,5% ВВП на природоохранные мероприятия, и даже не 5%, а 7— 8% — средства, которые смогут сдвинуть дело очистки с места.

2. СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Энергетика определяет не только геополитическую слабость Украины, зависимость от внешних факторов, но и существенно влияет на экологическую ситуацию.

Главная проблема украинской энергетической ситуации известна давно: энергозатратность отечественной экономики в 3—4 раза выше, чем в странах Европы и в 9 раз выше, чем в Японии. Жесткая борьба с губительным перерасходом энергии и народных средств должна давно стать национальным приоритетом № 1. Но, несмотря на наводнение бумажных программ, не стала.

Всего 0,7% энергии производится с использованием так называемой «зеленой» энергетики, хотя потенциально Украина может достичь к 2015 г. 20% вклада «зеленой» энергетики — как предусмотрено в директивах Европейского Союза.

Вместо сосредоточения на этих приоритетах, очередные правительства разрабатывают гигантские планы развития ядерной энергетики. Чем, как не безответственным отношением к собственной стране и ее гражданам, которые пережили Чернобыльскую катастрофу, является план построения... 22 новых реакторов, из них — 11 (!) в новых для Украины местах. Игнорируется все: и цена каждого реактора, не подъемная для Украины (цена реактора, в зависимости от его мощности колеблется от 1 до 1,6 млрд. долларов, а по расчетам британских экспертов строительство АЭС мощностью 1200 мВт обходится в 2,4 млрд. фунтов стерлингов, т.е. более 4 млрд. долларов — Nuclear Issues Paper, Nr. 5, Heinrich Boll Foundation, 2005), и высока стоимость томной электроэнергии, и ограниченность водных ресурсов, и отсутствие квалифицированных кадров в сфере строительства и управления АЭС, и сроки строительства (10—15 лет), и нежелание общества стать заложником атомной энергетики, и, в конце концов, отсутствие поддержки этих абсурдных планов со стороны ЕС, куда Украина якобы собирается интегрироваться.

Украинская энергетика — это поле битвы между сторонниками устойчивого развития и теми, кто игнорирует все экономические и экологические законы и хочет возвратить Украину назад, в 1970—1980 гг., когда всемогущий Союзный Средмаш пытался превратить покорную УССР в атомную зону и свалку радиоактивных отходов, проблема которых до сих пор не решена на глобальном уровне.

Интересы развития Украины требуют общенациональной дискуссии о национальных приоритетах (а не референдумов, направленных на уничтожение украинского языка и установление мифического нейтрального статуса государства) с участием представителей гражданского общества и зарубежных экспертов.

3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Пропагандистские мероприятия правительств и партий относительно стимулирования рождаемости денежными выплатами недостаточно эффективны. Главное — остановить чрезмерную смертность мужчин продуктивного возраста, снизить смертность от травм, особенно в ДТП, установить контроль над распространением СПИДа и туберкулеза, сократить уровень наркомании и алкоголизма.

Пути борьбы с этими бедами известны, нужны только воля руководства страны и понимание опасности, которая нависла над обществом. Необходимо немедленное реформирование разрушенной системы здравоохранения с учетом нынешних экономических и социальных реалий.

Нужно прекратить, или как минимум, ограничить общенациональную «пивозацию» Украины, в силу которой формируются миллионы молодых алкоголиков. Неужели интересы пивных и водочных королей более важны, чем будущее Украины?

4. ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Они уже стали реальностью для Европы и Украины. Атмосферная концентрация СО 2 в 2005 году значительно превысила естественный диапазон за последние 650 тыс. лет. Одиннадцать из последних двенадцати лет (1995—2006) были среди 12 самых жарких лет за всю историю наблюдений за температурой поверхности земли с 1850г. В масштабах континентов, регионов и океанов наблюдались многочисленные долгосрочные изменения климата. Они включали «изменения арктических температур и ледовых покрытий, широко распространены изменения количества осадков и экстремальных погодных условий, таких как засухи, сильные осадки, горячие волны и интенсивность тропических циклонов». Это — не цитаты из романа ужасов, а отрывки из доклада «Изменение климата 2007: физическая научная база», изданного Британским Советом в Украине. Как писала газета The Independent (2007), если потепление на планете достигнет 6,4 0 С, это «может катапультировать планету в состояние чрезвычайной теплицы, невиданной во всяком случае за 100 млн. лет, когда на полярных джунглях паслись динозавры, а пустыни достигали сердца Европы».

Проблематика изменений климата не ограничивается только рамками выполнения Киотского протокола, согласно которому Украина имеет право на продажу квот на эмиссию тепличных газов. Речь идет о создании чрезвычайной государственной программы подготовки Украины к жизни и работе в условиях глобальных потепления, опустынивания, подъема уровня Мирового Океана. Что делать с сельским хозяйством в засушливых районах, как спасти жизнь пожилых людей, и как помогать детям пережить жару, как создать нужную для существования людей инфраструктуру и как избежать нашествия миллионов экологических беженцев — эти и другие вопросы уже сегодня в полный рост стоят перед государством.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ

Ожидовская «фосфорная» авария летом этого года показала, что Министерство чрезвычайных ситуаций и органы местного самоуправления оказались неготовыми к аварии такого типа. Печальный опыт Чернобыля не был учтен: имели место несогласованность действий органов власти, укрывательство и задержки информации.

Учитывая наличие на территории Украины до 1000 экологически опасных систем и объектов, изношенность оборудования и высокую вероятность возникновения новых аварий и катастроф, назрела необходимость создания единого координирующего действия всех министерств и ведомств Национального аварийного центра для предупреждения и адекватного реагирования на чрезвычайные ситуации. Очень важно разработать национальный план защиты критической инфраструктуры (Critical Infrastructure Protection) — имеются в виду энергетические, транспортные, химические, ядерные, оборонные структуры, системы связи и другие. Речь об этом шла на ХVII Экономическом форуме в Кринице, Польша (сентябрь 2007 г.).

Стоит также рассмотреть предложение, которое содержится в докладе Global Risks 2007 — создать должность Администратора глобального риска в стране, который бы определял национальные приоритеты в этой сфере.

Кому, как не Президенту Украины и не СНБО заняться этим жизненно важным делом укрепления экологической безопасности.

6. ОДОБРЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Это, вероятно, наиболее трудная задача, которая требует интеллектуальной смелости, стратегического мышления, ответственности перед последующими поколениями. Идеи устойчивого развития должны быть вмонтированы в новую Конституцию вместе с планом европейской интеграции и стать одной из составляющих национального проекта на ближайшие 50 лет. Они должны быть восприняты и одобрены народом.

Новое поколение украинцев не хочет сгибаться под грузом постсоветских традиций кумовства, клановости, хуторянский мелочности, лжи и коррумпированности, люди устали жить в стране, которая занимает самые худшие — рядом с хаотическими и кризисными странами Африки и Азии — места в мировых рейтингах развития; разочарование народа во всех без исключения государственных институтах — президенте, правительстве, парламенте, главных политических партиях — достигла критического предела.

Если те, кто несет ответственность за принятие решений будут игнорировать фундаментальные потребности людей и общества и будут продолжать мелкую возню в борьбе за личную власть, замещая серьезную дискуссию о будущем Украины попсовыми концертами, ливнями грязных компроматов и ток-шоу, государство постигнет катастрофа, а политиков — проклятие последующих поколений.

Юрий ЩЕРБАК, президент Института устойчивого развития Украины им. В.И. Вернадского
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ