Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Узаконивание отношений

Власть обещает оппозиции гарантии
12 августа, 2005 - 19:03
НЕУЖЕЛИ, ЕСЛИ СТАТУС ОППОЗИЦИИ ОПРЕДЕЛИТСЯ, МИКРОФОНАМ СПИКЕРА НИЧЕГО НЕ БУДЕТ УГРОЖАТЬ? / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

9 августа 2005 г. правительство одобрило разработанный Минюстом проект указа Президента Украины «О создании рабочей группы по разработке законопроекта об обеспечении прав парламентской оппозиции». Рабочая группа, в которую войдут народные депутаты, представители государственных органов, политических партий, общественных организаций, а также эксперты, до 1 октября 2005 г. должна подготовить и представить в Верховную Раду Украины законопроект, предусматривающий правовые основы и гарантии деятельности парламентской оппозиции.

Это далеко не первая попытка дать правовое определение статуса парламентской оппозиции в Украине. В свое время за это пытались бороться тогдашние оппозиционеры — сегодняшняя власть. Невыразительные шаги в этом направлении сначала делала и нынешняя оппозиция (в частности, если вспомнить проект Партии регионов о создании теневого кабинета). Тема необходимости нормирования правового статуса оппозиции в Украине снова была активизирована еще и учитывая наше обязательство перед ЕС, определено в «Дорожной карте» Плана действий ЕС—Украина на 2005 г., выполнение которой является необходимым условием на пути вступления Украины в Европейский Союз.

Однако реализация этого проекта не является такой уж простой задачей по нескольким причинам. Во-первых, не так просто добровольно отдать своим политическим оппонентам ряд существенных рычагов влияния и контроля за властью. С другой стороны, правовое нормирование активности оппозиции в стенах ВР сделает ее акции более привлекательными для украинского телезрителя (теперь не обязательно будет ломать микрофоны) и неминуемо будет содействовать повышению ее авторитета накануне парламентских выборов. Это не всех может устраивать. Но наиболее специфическим украинским препятствием является …неопределенность и аморфность самой парламентской оппозиции. Собственно говоря — с кем договариваться, кто будет выдвигать свои требования и определять возможные, законодательно закрепленные, формы защиты собственных прав и представительства в ВР во время разработки законопроекта?

При подготовке закона об оппозиции будущая комиссия обязательно будет ориентироваться на уже разработанные в предыдущие годы законопроекты по этому вопросу (в период с 1998 года до 2004 года на рассмотрение ВР было подано 11 законопроектов о политической оппозиции). Интересно, что среди авторов тех старых законопроектов были и Ю. Тимошенко, и Р. Зварич. Также будет использоваться опыт стран развитой демократии, где институализация политической оппозиции состоялась еще во второй половине XIX ст., и где подобные законы (или соответствующие статьи регламента, или просто политические традиции) уже давно существуют.

В западном обществе сформировалось принципиально другое (отличное от распространенного у нас до сего времени) либерально-демократическое представление о политической оппозиции не только как о группе людей, недовольных действиями власти и стремящихся эту власть получить, находящихся постоянно с этой властью в конфронтации. Но, в первую очередь, — как об интегральном элементе процесса реализации народной воли, также необходимом, как власть и парламентское большинство. То есть оппозиция начала восприниматься как элемент создания власти. А правовое нормирование ее деятельности является в то же время юридическим условием обеспечения ротации политической власти, средством корректировки и ограничения власти большинства, одним из условий невозможности ее абсолютизации. Основополагающий принцип распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную здесь дополняется также и распределением полномочий в парламенте между большинством и меньшинством.

Первое, с чем неминуемо столкнется рабочая группа при написании законопроекта, — это определение: а что, собственно, считать парламентской оппозицией? Вариантов на самом деле здесь много. Можно считать, следуя Вестминстерской модели (Великобритания), парламентской оппозицией только самую большую оппозиционную партию, которая прошла в парламент. Можно — коалицию партий, которые сформировали предвыборный блок и прошли в парламент. Статус парламентской оппозиции может иметь и коалиция партий, которые не участвовали в формировании правительства и большинства, при условии их договоренности между собой (которой, понятно, также еще следует достичь). В некоторых предыдущих проектах предлагалось ввести количественное ограничение — то есть оппозиция приобретает статус парламентской с соответствующими правами и возможностями, только если в ее состав входит две трети от общего количества партий меньшинства в ВР. И, в конце концов — оппозиционных групп в парламенте может быть только одна, или две? И что делать тем партиям, которые не составляют большинство, но и оппозицией к власти себя не считают?

С определением прав оппозиции немногим проще.

За оппозицией традиционно закрепляются несколько основополагающих прав. Первое из них — право на представительство. Это законодательно закрепленная за оппозиционной партией или оппозиционным блоком гарантия получения высоких должностей в руководстве парламента, в его комитетах и комиссиях, право высказывания в стенах парламента своей позиции. В частности — комитет по вопросам бюджета, комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, комитет по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, комитет по вопросам регламента, депутатской этике и организации работы Верховной Рады Украины, комитет по вопросам свободы слова и информации. Кроме того, представители оппозиции должны получить половину мест в этих комитетах. Руководитель оппозиции получает право на должность одного из заместителей председателя ВР Украины.

Оппозиции также обязательно должна быть предоставлена возможность влиять на принятие повестки дня заседаний ВР. Например — за ней может быть закреплен для выступлений, как во Львовском сейме, определенный день. Или право на 10-минутное выступление на протяжении заседания ВР и право на доклад (содоклад) при рассмотрении важных вопросов, перечень которых также должен быть определен в законе.

Чуть ли не самым главным признаком оппозиционности является выдвижение собственной, отличающейся от правительственной, программы политического и экономического развития страны. И в этом плане уместной выглядит традиция создания теневого кабинета министров, члены которого должны обеспечиваться необходимой для их работы информацией, а председатель теневого кабинета министров должен получить возможность присутствовать на заседаниях действующего Кабинета Министров с правом выступления на нем по каждому вопросу, который рассматривается.

Важным является также доступ к прессе, телевидению и тому подобное. Однако тут, скорее всего, речь может идти только о государственных СМИ.

Основным остается то, что любые нормы, которые будут предусмотрены в будущем законопроекте, должны обеспечить для парламентской оппозиции выполнение трех основных ее функций: контроля, критики и альтернативы.

Может, кому-то все вышеупомянутое покажется слишком роскошным подарком нашей сегодняшней оппозиции. Однако, речь идет не только о сегодня. В общем, инициатива предоставления парламентской оппозиции правового статуса выглядит очень позитивной для перспектив дальнейшего развития нашей политической системы. Все эти меры являются необходимыми для обеспечения нескольких основополагающих моментов здорового ее функционирования. Это: гарантирование возможности представлять в парламенте Украины интересы избирателей, которые проголосовали за оппозиционные партии; существование сильной оппозиции как условия предотвращения тоталитарных посягательств исполнительной власти; обеспечение мирного конституционного, с избежанием конфликтных прецедентов, изменения власти в государстве; создание конструктивной дискуссии вокруг политики правительства, которая оговаривает улучшение качества решений, которые им принимаются, но гарантирует защиту национальных интересов.

Возможно, если бы хотя бы один из тех проектов, которые предлагались во времена Л. Кучмы, был тогда принят Верховной Радой, то еще не известно, развивались ли бы события выборов Президента Украины 2004 г. настолько драматически.

Ирина ПАВЛЕНКО, кандидат исторических наук, старший консультант Национального института стратегических исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ