Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В борьбе за независимость

Под таким названием в Киеве в Музее шестидесятничества открылась фотовыставка, посвященная 25-летию основания «Української Гельсінської Спілки»
15 августа, 2013 - 14:10
Я — СРЕДИ УЧАСТНИКОВ ЖИВОЙ ЦЕПИ ПО СЛУЧАЮ ГОДОВЩИНЫ ДНЯ СОБОРНОСТИ. 1989 ГОД
ИСТОРИЧЕСКИЙ МИТИНГ ВОЗЛЕ ЛЬВОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 7 ИЮЛЯ 1988 ГОДА

Ничто не возникает из ничего. В создании 25 лет назад в Украине первой легальной оппозиционной к КПСС политической организации сыграли роль политический климат того времени, объективные и субъективные факторы. Умирающий тоталитарный режим искал лекарство, чтобы продолжить жизнь. Такое лекарство предложил новый генсек СССР — Михаил Горбачев. С его именем связана вторая, после Хрущева, политическая «оттепель». Задекларированная генсеком триада «Перестройка. Демократизация. Гласность» способствовала постепенному раскрепощению народного духа, высвобождению его из объятий тоталитарного страха.

Странное стечение обстоятельств: в марте к власти в СССР приходит 54-летний Михаил Горбачев, а в мае этого же года возвращается из ссылки во Львов 48-летний Вячеслав Чорновил. Два года он присматривается к политике Горбачева. Когда молодой генсек приступил к реализации намеченной программы реформ, Чорновил решил действовать. В феврале 1987 г., приехав в Москву и добившись встречи с сотрудниками КГБ СССР, заявил им о намерении возобновить выход журнала «Український вісник», за анонимное редактирование которого в 1972 г. был арестован и приговорен к шести годам заключения и трем годам ссылки, затронул вопрос о судьбе политзаключенных и необходимости их освобождения. Ознакомившись с деятельностью московской диссидентской среды, которая, как и в республиках Балтии, организовывала неформальные объединения, выпускала самиздатовские газеты и журналы, Чорновил возвращается из Москвы с твердым намерением приступить к выпуску журнала с обнародованием фамилии главного редактора. Как раз в то время из тюрем и концлагерей под давлением общественности и Запада, на основе постановлений Президиума Верховного Совета СССР выходит на свободу часть украинских политзаключенных. Чорновил привлекает к подготовке 7-го номера журнала «Український вісник» Михаила Горыня, Павла Скочко и Ивана Геля. Главным материалом этого выпуска стало «Открытое письмо В. Чорновола генеральному секретарю ЦК КПСС Горбачеву М.С.». В смелом по содержанию политическом документе затронут ряд важных вопросов, сделан акцент на «белых пятнах» — умалчиваемых страницах украинской истории. Вскоре главный редактор, расширив тематику журнала и автуру, вводит в редколлегию Василия Барладяну, Богдана Горыня, Виталия Шевченко.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И САМИЗДАТОВСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Чтобы частично замедлить сжатую в тиски страха человеческую волю и энергию, КПСС дает разрешение на создание общественных организаций культурологического направления. В Украине, как и в других республиках, возникает ряд обществ, объединений, клубов, которые в начале действуют с разрешения и под контролем со стороны ЦК комсомола и его областных, городских и районных организаций. В Киеве санкционировано создание Украинского культурологического клуба (УКК), украиноведческого клуба «Спадщина», а во Львове, где была особенно плодородная почва для появления неформальных организаций, под эгидой горкома комсомола организовано культурологическое «Товариство Лева» — своеобразный филиал Киевского УКК, начинает свою деятельность единственный в республике Дискуссионный политический клуб, Общество «Мемориал», возникают организации не санкционированные комсомолом, такие как Товарищество родной речи, Ассоциация независимой творческой интеллигенции (УАНТИ), группа «Євшан-зілля», Комитет за легализацию УГКЦ, в декабре 1987 г. объявляет о возобновлении своей деятельности «Українська гельсінська группа» (УГГ). Большинство из них имели свои самиздатовские журналы, где печатались материалы исторического, культурологического и религиозного направления. Михаил Осадчий с конца 1987 г. редактировал орган УАНТИ квартальник «Кафедра», Игорь и Ирина Калинцы — альманах «Євшан-зілля», целью которого было возвращение украинцам исторической памяти и самоуважения, Иван Гель — «Христианский голос» — орган возглавляемого им комитета за легализацию УГКЦ, Вячеслав Чорновил объявил «Український вісник» органом УГГ.

За деятельностью всех этих обществ, организаций, комитетов внимательно следил КГБ Украины и его областные управления, резко реагируя на отклонения от культурологической деятельности в сторону политической. Именно поэтому начались преследования редколлегии «УВ», репрессии относительно членов УКК, УАНТИ, Политического дискуссионного клуба, который был ареной для острых политических выступлений Вячеслава Чорновола, Богдана и Михаила Горыней, Ирины Калинец, Михаила Осадчего и др.

После закрытия властью в апреле 1988 г. «Политического дискуссионного клуба», Чорновил, осознавая, что 19-ти членов возобновленной УГГ недостаточно для борьбы с тоталитарным режимом, на тайной встрече с Богданом и Михаилом Горынями на окраине Львова предлагает создание легальной оппозиционной политической организации под камуфляжным названием УГС. Каждый из участников встречи обязался подготовить тезисы, пункты, предложения для программного документа организации — «Декларации принципов». Подготовить такие тезисы не составляло для них особой сложности. Достаточно пересмотреть тексты их выступлений, чтобы убедиться, что большинство положений, программных принципов будущей программы были обнародованы ими во время выступлений на многочисленных митингах. Дискуссионным было обсуждение методов и способов борьбы, выработки стратегии и тактики. Увлеченный еще с 60-х годов философией Ганди Богдан Горынь предложил задекларировать в программе принцип эволюционного, ненасильственного пути достижения цели, которую исповедовал Махатма Ганди. Это означало, что УГС отказывается от вооруженной борьбы, которая с разных точек зрения была немыслима, а также от подпольной деятельности. При тотальном контроле со стороны КГБ за каждым гражданином подпольная работа, как засвидетельствовал горький опыт создания Левком Лукьяненко «Української робітничо-селянської партії» (УРСП), не оправдала себя. Основатели УГС — Вячеслав Чорновил, Богдан и Михаил Горыни пришли к согласованному мнению, что УГС будет действовать легально, шаг за шагом направляясь к достижению главной цели — государственной независимости Украины.

В соответствии с Уставом, органом, который подготавливал проекты документов — обращений, заявлений, планировал работу организации, был Исполнительный комитет, неизменным председателем которого по возвращении из ссылки в январе 1989 г. стал Левко Лукьяненко. Важные решения и документы УГС утверждал на своих заседаниях Всеукраинский координационный совет, членами которого были председатели областных организаций УГС, а также председатели общественных организаций, разделявшие программу и деятельность организации.

Первая ступень требований УГС к центральной власти — предоставление республикам не фиктивных, а реальных государственных полномочий. А от закладки основ конфедеративных отношений уже шаг до независимости. Как демократическая организация УГС отстаивала право отдельных личностей или общественных групп конституционным путем добиваться своих идеалов государственности, включая борьбу за полную государственную независимость Украины.

Стратегию и тактику деятельности УГС разгадали ЦК КПУ и КГБ, обсуждали программу организации на многочисленных совещаниях, разными средствами и способами пытались задушить УГС, но им это не удалось. С целью достижения стратегической цели — возобновление Украинского независимого государства, в программном документе УГС «Декларация принципов» заложен ряд важных положений, отдельные из которых не утратили своего значения и сегодня. В преамбуле сказано, что УГС определяет основным направлением своей деятельности защиту национальных прав, прежде всего права наций на самоопределение, предусмотренного ратифицированным СССР Международным пактом о гражданских и политических правах, «ведь без свободы нации настоящее обеспечение свободы личности невозможно». Доказательством этого является существование УССР, которая никогда не была суверенной республикой, а поэтому не могла защитить народ от тотального голода, от уничтожения интеллектуального потенциала нации, от русификации, от искусственного изменения этнического состава населения Украины. Важным является утверждение, что никакая партия не смеет монополизировать права на решение кардинальных проблем народов — речь шла о народах СССР. Для защиты от обвинения репрессивных органов в антигосударственной деятельности в программе заявлено: «Не будучи политической партией и не ставя своей целью перенимание власти, УГС видит свою задачу в активизации народных масс, в выработке надежного контроля за государственным аппаратом».

Основные принципы деятельности организации таковы:

— УГС будет бороться за возобновление украинской государственности, которая сегодня существует только на бумаге.

— УГС отстаивает право отдельных личностей или общественных групп конституционным путем добиваться своих идеалов государственности в форме как федерации или конфедерации с другими народами СССР или Европы, так и полной государственной независимости, переходным этапом к чему может быть федерация суверенных демократических республик.

— На союзном уровне должен действовать только консультативный орган. Вся полнота руководства экономической, политической и культурной жизнью должна быть передана республикам.

— В новой конституции не должно быть места для империалистического термина «советский народ», а должно стоять «народы СССР».

— В новую конституцию Украины, основанную на международных документах и национальном опыте надо ввести статью о гражданстве Украины при обязательном для всех достаточном знании государственного языка Республики, включив тех, которые проживают на территории Украины не менее десяти лет и знают украинский язык и признают Конституцию Украины.

— Средством против искусственного изменения этнического состава населения Украины должен стать контроль за въездами на территорию Украины.

— Требование немедленного конституционного признания украинского языка как государственного языка республики и внедрение его во все сферы общественной жизни — в государственный и хозяйственный аппарат, в дошкольное воспитание, школьное, высшее и профессионально-техническое образование, военное дело.

— УГС отстаивает право распространять свою деятельность на территории, заселенные украинцами в других республиках и государствах.

УГС будет сотрудничать с украинской эмиграцией.

УГС будет добиваться представительства Украины на международной арене, установления дипломатических отношений с другими государствами на уровне посольств и консульств.

— Фактическая власть, находящаяся в руках компартии, должна быть передана в руки избранных демократическим путем советов народных депутатов.

— Необходимо ликвидировать союзные министерства, заменив их координационными комитетами с ограниченными функциями обмена информацией.

— В Украине должна доминировать рыночная экономика со свободным ценообразованием.

— УГС будет добиваться системы социального обеспечения (пенсии трудящимся и инвалидам) не ниже среднего уровня зарплаты

— В результате преступной деятельности правящей верхушки Республика оказалась перед экологическим геноцидом (экоцидом).

— Соблюдение прав человека должно базироваться на Общей декларации прав человека и других международных правовых актах.

— УГС будет добиваться исключения из Уголовного кодекса дискриминационных статей 62 и 64, 187-1 (клевета), отмены смертного наказания.

— Должно быть реорганизовано судопроизводство

— Военная служба должна проходить на территории республики.

УГС будет добиваться реабилитации УГКЦ и УАПЦ

Пункты «Декларации принципов УГС» о необходимости внедрения в республике статуса гражданства, дипломатических отношений Украины, принятия Закона об украинском языке как государственном и внедрения его во всех учреждениях, учебных заведениях были ярким свидетельством, что УГС — не общественная организация, а политическая структура под камуфляжным зонтиком международного правозащитного движения.

ОБНАРОДОВАНИЕ СОЗДАНИЯ УГС

Чтобы обнародовать рождение УГС и ее программного документа, основатели организации — В. Чорновил, Б. и М. Горыни прибегли к хитрости. Решено было провести митинг о сохранении памятников истории и культуры с затрагиванием вопроса о сооружении во Львове памятника Тарасу Шевченко. Договорились, что во время выступлений будет заявлено о необходимости создания в Украине Народного фронта за перестройку, в состав которого войдет только что созданная УГС. Вместе с тем общественность Львова была поставлена в известность о важности митинга 7 июля 1988 г. Власть, узнав о намерениях организаторов, решила сорвать вече, на которое собралось около 50тысяч человек. Несмотря на препятствия, основателям первой в послевоенные годы политической организации, оппозиционной к КПСС, все же удалось заявить о необходимости создания Народного фронта за перестройку, в состав которого войдет только что созданная УГС. Лидеры оппозиционной организации приготовили десятки экземпляров отпечатанной на машинке программы «Декларация принципов», раздали их людям и в тот же день передали по телефону текст программы на радио «Свобода», где работала зарубежный представитель УГС Надежда Светличная, которая в нескольких радио-пересылках обнародовала программный документ УГС для всей Украины.

ВСТРЕЧА С ЖУРНАЛИСТАМИ

КГБ был в растерянности. Перед ним встал вопрос, как подробнее узнать о намерениях организаторов УГС. Чтобы получить информацию из первых рук, было дано задание аккредитованным во Львове журналистам всесоюзных и республиканских изданий пригласить после исторического митинга 7 июля на откровенный, «искренний» разговор Вячеслава Чорновола, Богдана и Михаила Горыней. 15 июля в Клубе журналистов представители «Комсомольской правды», «Советского спорта», «Советской культуры», АПН, «Радянської культури», журнала «Україна» и чекисты в штатском в течение пяти часов вели своеобразный допрос, пытаясь выяснить, какую цель ставят организаторы УГС. Чорновил впервые огласил «кто есть кто», назвав себя членом Исполнительного комитета УГС, главным редактором «Українського вісника», Михаила Горыня — членом исполкома и членом редколлегии «УВ», Богдана Горыня — членом редколлегии «УВ» и председателем Львовской областной организации УГС. Отвечая на вопрос, угаэсовцы осветили и проанализировали политические процессы, которые происходят в Украине, отрицали навязывание мысли, что УГС — политическая партия, созданная с целью бороться за власть в УССР. Проведенная с журналистами дискуссия дала неожиданный результат: несколько газет поместили статьи об этой встрече, предоставив всесоюзную огласку УГС.

Посвященная 25-летию создания и деятельности первой в послевоенные годы в Украине легальной оппозиционной к КПСС политической организации выставка «В борьбе за независимость», которая открылась на днях в Музее шестидесятничества, освещает широкий спектр деятельности УГС на протяжении 1988-1990 гг.

На основе представленных на выставке документальных фотографий воспроизведен политический климат в Украине конца 80-х гг. ХХ ст. с нарастающей стихией многотысячных митингов протеста, поэтапно отражено создание и деятельность УГС (в частности на примере Львовской областной организации), начиная с многотысячного митинга-протеста 21 июня 1988 г., многолюдного вече 7 июля 1988 г. на площади возле Львовского университета, на котором заявлено о создании УГС, запрещенного митинга 4 августа 1988 г., во время которого милиция с собаками и чекисты в гражданском совершили избиение и арестовали десятки людей, среди которых — председателя инициативного комитета львовских митингов Ивана Макара, открыв на него уголовное дело.

В экспозиции на многочисленных фотографиях зафиксировано заседание комитета защиты первого политзаключенного перестройки, митинг 10 декабря 1988 г., посвященный 40-летию «Декларации прав человека», демонстрация вече 19 мая 1989 г. с требованиями освободить арестованных активистов УГС, митинг 3 августа 1989 г., который прошел под лозунгом «Консолидация демократических сил как альтернатива» — ответ на клеветнические выдумки КГБ о незаконной деятельности оппозиционных сил, демонстрация и митинг против преступного заговора Сталина-Гитлера, в результате которого польская оккупация западных земель Украины была заменена еще более жестокой — советско-коммунистической.

На ряде фотографий — акция поминовения во Львове: в центре города живая цепь скорбных людей с зажженными свечами в руках — почтение памяти жертв политических репрессий, совершенных новыми оккупантами. КПУ и КГБ решили отомстить за проведенные УГС акции: 1 октября 1989 г. состоялось жестокое побоище. Однако это не запугало людей, не остановило их борьбу за волю и независимость Украины. Зафиксированная на фотографиях живая цепь — многотысячная украинская волна радости в День празднования Соборности Украины, стала поворотным моментом украинской истории. На выборах в Верховную Раду УССР одиннадцать членов УГС получили мандаты народных депутатов. По их инициативе и при их активном участии были приняты «Декларация о государственном суверенитете Украины» и «Акт о независимости Украины».

С экспонатами выставки в день ее открытия 27 июля ознакомил собравшихся организатор мероприятия Богдан Горынь. Во время выступлений прежние народные депутаты — Левко Лукьяненко, Олесь Шевченко, Юрий Гнаткевич, Евгений Лупаков, высоко оценили вклад УГС в борьбу за независимость Украины. О важности и актуальности выставки говорили прежний председатель Житомирской областной организации УГС Василий Овсиенко, заместитель председателя молодого народного Руха Алексей Захарченко. Присутствующие с интересом выслушали рассказ о годах деятельности УГС журналиста, историка, ответственного за работу Международной амнистии относительно заключенных в СССР, прежнего руководителя украинской службы Радио Свобода Богдана Нагайла.

Открытая выставка — только небольшая часть фотографий и документов из богатого архива «Української Гельсінської Спілки», которая, по оценке В. Чорновола, «войдет в историю Украины и нашей борьбы как славная страница, ... она войдет в украинскую историю героической страницей».

Богдан ГОРЫНЬ, соучредитель УГС, член Всеукраинского координационного совета УГС, председатель Львовской областной организации УГС (1988—1990), народный депутат двух первых созывов украинского парламента — 1990—1994, 1994—1998.

Богдан ГОРЫНЬ. Фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ