В ходе социологического исследования «Общественно-политические настроения и ожидания жителей г. Харькова», проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) в июле—августе текущего года, были выявлены интересные данные и тенденции во мнениях харьковчан по поводу возможных досрочных выборов мэра Харькова. Как известно, нардеп и председатель парламентской Временной следственной комиссии Олег Ляшко, созданной для проверки нарушений законодательства мэром Харькова Михаилом Добкиным и секретарем горсовета Геннадием Кернесом, еще в мае рекомендовал назначить досрочные выборы мэра. Однако тогда разразившийся новый виток политического противостояния не позволил даже рассмотреть этот вопрос.
Согласно опросу, 43% жителей Харькова считают целесообразными перевыборы мэра города, 39% считают, что перевыборы не нужны. Идею перевыборов мэра города, что вполне логично, в большей степени поддерживают те, кто неудовлетворен ситуацией в городе, и связывают надежды на ее улучшение с избранием нового мэра.
Следует также отметить, что люди, поддерживающие идею перевыборов мэра города, более склонны к участию в голосовании на возможных выборах: вероятность участия в голосовании противников выборов составляет около 57%, вероятность участия сторонников — 82%. Учитывая, что противники перевыборов — это преимущественно сторонники нынешнего мэра, в случае проведения перевыборов Добкин может потерять часть голосов за счет более низкой активности его электората.
Не менее противоречивая ситуация с шансами на победу и у потенциальных кандидатов на пост городского головы. Если бы выборы мэра проходили в начале августа, наиболее реальными претендентами на эту должность были бы нынешний градоначальник Михаил Добкин (на время опроса за него были готовы проголосовать 18% жителей города, еще 2% назвали этого кандидата в качестве второго выбора), Александр Фельдман (готовы проголосовать 10%, еще 6% поставили его на второе место), и Владимир Шумилкин (готовы проголосовать 9%, еще 7% назвали этого кандидата в качестве второго выбора).
Как видим, каждый из основных кандидатов имеет некоторый запас «альтернативной поддержки» — возможность повысить свой рейтинг за счет сторонников других кандидатов. В частности, сторонники Фельдмана в качестве альтернативы наиболее часто рассматривают кандидатуры Протаса (20%), Авакова (18%) и Шумилкина (17%), а те, кто в первом выборе готов проголосовать за Шумилкина, в случае неучастия этого кандидата могли бы поддержать Фельдмана (16%) или Авакова (12%).
На время опроса около 20% тех, кто не отрицает вероятности своего участия в голосовании, не определились с поддержкой того или иного кандидата, 7% имели намерение проголосовать против всех, и 15% прямо сказали, что не стали бы принимать участие в голосовании. Эти 20% могут и стать решающими в битве за мэрскую булаву.
Из тех же, кто точно придет на участки, наиболее высокие шансы на победу имел бы Михаил Добкин — за него готовы отдать свой голос 24% наиболее вероятных участников голосования, и 2% рассматривают этого кандидата в качестве альтернативы. На втором месте с равными шансами на победу — Александр Фельдман (16% первого выбора, + 9% — второго) и Владимир Шумилкин (14%+11%).
Как свидетельствуют многочисленные исследования в сфере электоральной социологии, представления о вероятности победы поддерживаемого кандидата — палка о двух концах: с одной стороны, высокая уверенность в победе своего кандидата «усыпляет бдительность» и приводит к некоторому снижению активности электората; с другой — при низкой уверенности в победе кандидата его сторонники могут переходить к другому приемлемому кандидату, если шансы на его победу оцениваются выше. Учитывая возможность этих двух эффектов, в смоделированной ситуации выборов мэра Харькова для Добкина можно сделать поправку на снижение рейтинга за счет неучастия части потенциального электората, а для Фельдмана — поправку на повышение рейтинга за счет сторонников Шумилкина и других «альтернативных» кандидатов.
На практике это будет означать, что если, скажем, будет выдвигаться только Фельдман, а Шумилкин, Аваков и Протас этого не сделают, то ситуация может быть «зеркальной» и победу одержит Фельдман, а не Добкин.
Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать ряд выводов. Во-первых, если бы досрочные выборы мэра Харькова состоялись в ближайшее время, наиболее вероятно, что основное противостояние за кресло мэра происходило бы между нынешним мэром Михаилом Добкиным, нардепом от БЮТ Александром Фельдманом и экс-мэром и главой харьковского ЕЦ Владимиром Шумилкиным. Во-вторых, на время опроса, Добкин с небольшим отрывом лидировал по уровню поддержки среди населения, но его электорат оказался достаточно слабо мобилизован и склонен к неучастию в голосовании. И, наконец, в-третьих, Фельдман и Шумилкин на время опроса пользовались приблизительно одинаковой поддержкой среди жителей города, но, по всей вероятности, более реальным конкурентом Добкина может считаться именно Фельдман, который, в случае аккумулирования голосов тех, кто поддерживает других «альтеранитвных» кандидатов имеет реальные шансы на победу.