Вчера Роман Бессмертный сказал журналистам, что ему неизвестно, существует ли вето Президента на новую редакцию Закона о выборах в парламент. Возможно, демонстрируя несколько странную для представителя Президента в ВР неосведомленность, Р. Бессмертный хотел показать свою «равноудаленность» от центров принятия решений. Тем временем вчера, как стало известно «Дню», когда верстался номер, в АП проходило совещание с участием лидеров политических партий. Возможно, после него судьба закона прояснится
Предвыборная динамика набирает обороты, и выход большинства игроков в публичное поле дает возможность отследить и обозначить основные контуры их позиций. В то же время продолжает оставаться неопределенным правовой формат выборов — нависшая над новой редакцией избирательного закона, принятого ВР, угроза президентского вето снова ставит игроков в ситуацию неопределенности в отношении основных ограничений, в которых будут проходить выборы-2002.
Как уже отмечалось аналитиками, камнем преткновения в новом законе «О выборах народных депутатов» является вопрос о формировании избирательных комиссий. Следует учитывать, что новый закон о выборах способствует прохождению в парламент партий, чей ресурсный (в том числе административный) и организационный потенциал достаточно высок, а региональные базы имеют широко разветвленную структуру. Кроме того, норма закона дает партиям-победительницам 1998г. возможность быть ведущими игроками в различных партийных коалициях. Причем, если часть их них (это касается в первую очередь КПУ, СДПУ(о), в меньшей степени — НДП, ПЗУ) еще занимают влиятельные позиции в партийном поле, то другие партии («Громада», ПСПУ, СПУ, СелПУ) давно являются аутсайдерами. Отсюда основной проблемой коалиционного строительства становится разрешение «дилеммы участия», которая заключается в том, на каких основаниях будут создаваться предвыборные блоки в плане определения статуса партий-участниц.
Однако правовая неопределенность не является препятствием для большинства отечественных партий и политиков, и потому процесс принятия решений зачастую «зависает» на фазе поиска решений. Именно на этой фазе сейчас находится большая часть отечественных партий и политиков, ищущих коалиционных партнеров и свои электоральные ниши.
Итак, что же ищут игроки на предвыборной карте? На сегодняшний день самым долгоиграющим проектом можно назвать «Нашу Украину». Очевидно, что ставка В. Ющенко именно на широкую коалицию, шире, чем блок (как альянс политических партий) свидетельствует о планировании на весь цикл выборов 2002—2004 гг. Проблемы, с которыми столкнулся экс-премьер, — а самая главная их них «с кем?», — по-видимому, имеют корни в неготовности большинства потенциальных участников к долгосрочным коалициям.
Любопытна и другая тенденция: недосказанные или нерешительные шаги большинства игроков договаривают и дописывают журналисты (так, известный блок 4-х партий именно СМИ назвали ТУНДРой или недавняя информация о вхождении В. Горбулина в избирательный список «Демократического Союза»), тем самым становясь активными авторами различного рода электоральной чехарды.
Не менее противоречивыми выглядят и тактические шаги в центре. Основными проблемами формирующегося блока 4-х партий — НДП, Партии Регионов, «Трудовой Украины» и АПУ — остаются отсутствие идеологической идентификации, единого лидера и, наконец, названия. Если поиск идеологического позиционирования для центристов всегда вопрос открытый, то определение союзников — это вопрос четкой позиции. Переговоры с В. Ющенко в данном ракурсе можно рассматривать как попытку заключить сделку. Однако создание такой коалиции вопрос сложный и многомерный.
Еще один важный игрок из центристского поля — СДПУ(о) — делает ставку на партийный ресурс и пытается задать в некотором роде европейский стиль выборов — усилить организационную и идеологическую составляющую партии. Можно отметить, что СДПУ(о), делая акцент на партийности и отстаивая пропорциональную систему выборов, как бы пытается «затормозить» процесс начала президентской гонки. Это выглядит вполне оправданным, поскольку парламентские выборы — это именно тот рубеж, который селекционирует лидеров.
Событийная динамика середины сентября засвидетельствовала определенные перегруппировки в сфере «старых-новых» политиков. В частности, выход в публичное поле партии «Єдність», основанной 2 года назад и на сегодняшний день возглавляемой мэром Киева. Появление партии «Єдність» (а скорее, введение в электоральное поле Александра Омельченко) сопровождалось тактическими тестами на блок-пригодность со стороны заинтересованных структур. Игорь Шаров («Трудовая Украина») предложил Омельченко совместное участие в избирательной кампании. Однако в скором времени лидер «Єдності» выступил с заявлением о том, что партия готова взять на себя ответственную роль координатора предвыборного блока и ожидает присоединения к ней политических сил. (Партия «Єдність», Ассоциация городов Украины и Всеукраинская общественная организация «Союз Чернобыль Украины» заключили Соглашение о сотрудничестве). В то же время неясной (негласной) остается позиция А. Омельченко в отношении дальнейшей тактики: возможность участия партии в других предвыборных коалициях или же «замыкание» политической игры на себя и подключение «киевского ресурса».
Снова делается попытка запустить русский проект в виде предвыборного «Русского блока», который образовали партии «За Русь единую» и «Русско-украинский союз». Следует отметить, что электоральная ниша русского и просто русскоязычного населения, доселе находящаяся под влиянием КПУ, на сегодняшний день оставалась практически незанятой. В целом программа «Русского блока» не имеет принципиальной разницы с ключевыми положениями программы КПУ (союз Украины, России и Беларуси, сотрудничество со странами СНГ), однако сам факт снижения публичного (и не только) влияния коммунистов делает появление подобного блока не таким уж и незначительным.
Итак, на старте избирательной кампании основные ее участники еще не определились ни с коалиционными партнерами, ни с распределением ресурсов, ни с избирательными нишами. Потому и многие социологические замеры пока не могут дать примерной картины электорального поля (высокий рейтинг В. Ющенко, возможно, в какой-то мере замещает этот вакуум). Еще одна особенность состоит в определенной автономизации идеологических оппонентов. Очаги конкурентной борьбы локализуются между идеологически близкими политическими силами — в центре идет конкуренция между ТУНДРой и СДПУ(о), «Нашей Украиной» и ТУНДРой, на левом и правом флангах вообще пока сохраняется некоторая герметизация… Очевидно, что только определенность с избирательным законом и сроками самой избирательной кампании сможет вывести главных игроков на четкие и прозрачные позиции.