Стратегия развития Украины и ее национальная безопасность неотделимы от европейских ценностей. Именно под таким лозунгом собрались вчера участники международной научно-практической конференции, целью которой было формулирование стратегических интересов государства, определение последующего курса реформирования. Впрочем, мероприятие можно считать неудачным. Запланированная предварительно программа предполагала обсуждение вышеупомянутых тем в контексте уже подписанного Соглашения об ассоциации. Не смогли участники адаптироваться и к сложившейся ситуации и дать ответы на вызовы революционного времени. Приглашенные эксперты, иностранные послы, государственные деятели, представители духовенства и гражданского общества ограничились комментарием, что европейский вектор объединил украинцев и заставил их активно отстаивать свою позицию, бороться за новые ценности и трансформацию общества и государства.
Для того чтобы получить оценку положения в стране, «День» обратился к председателю оргкомитета конференции, государственному деятелю, главе Службы внешней разведки (2005—2010 гг.), бывшему советнику Президента Николаю МАЛОМУЖУ.
— Как вы прокомментируете ситуацию в стране с точки зрения национальной безопасности? Возможна ли реализация наихудших сценариев и развязывание гражданской войны?
— В настоящее время идет поиск модели урегулирования ситуации. Соответственно, сейчас нарабатываются и группы переговорщиков и посредников, как внутри страны, так и снаружи. Об этом заявляли Баррозу, Меркель, Фюле и другие руководители Европарламента — это внешний фактор. Настроены на переговоры и со стороны оппозиции и гражданского общества. Нужно наработать условия, в которых это все может быть урегулировано. Речи о введении чрезвычайного положения или начале гражданской войны быть не может — идет процесс подготовки диалога, и результат должен быть позитивным. Думаю, приложат усилия со всех сторон для того, чтобы не раздувать конфликт. Возможно, пойдут на уступки относительно определенных кадровых решений, принятия решений процессуального плана относительно лиц, которые виноваты в конфликте. Будет принята во внимание и позиция гражданского движения, учтены факторы, которые подняли людей и спровоцировали их выход на Майдан. Действительно, все это нуждается в решении и не только в измерении Европейского союза, а в измерении человеческого достоинства, перспектив, прав человека, его жизни и самореализации. Это — основа. Люди вышли, потому что это их достоинство и их будущее. Именно из-за этого все стоят, поэтому других вариантов нет.
— Почему сейчас происходит стягивание «силовиков» в Киев?
— Я считаю, это нужно для того, чтобы перестраховаться в случае, если сойдутся разные политические силы и предотвратить реализацию наихудших сценариев. В настоящее время никто не рискнет из позиции, властных структур или правоохранительных органов проводить силовые акции, чтобы защищать интересы той или иной стороны. Они должны защищать безопасность людей. Пока еще ориентируемся на этот подход.
События ночи с 29 на 30 ноября отрезвили представителей правоохранительных органов. Думаю, теперь они иначе оценивают ситуацию. Теперь сценарий должен быть более умеренный, глубокий. Должен быть установлен контакт со всеми заинтересованными сторонами.
— Некоторые эксперты отмечают то, что в реализации силового сценария наиболее заинтересована Москва, и сейчас все разворачивается по кремлевскому сценарию. Возможно ли влияние других государств?
— Попытки могли бы быть, но прямого влияния нет. Здесь задействованы очень мощные силы в общественном секторе, настолько они мощно проявляют себя извне, что никакие другие факторы просто не рискнут вмешаться. В первую очередь, конечно, представители нашей власти, высшего руководства и силового блока. Мы видим только часть «Беркута», но представители разных спецслужб и правоохранительных органов заявляют о том, что не будут бороться с людьми и проводить жесткие акции и репрессии.
— В настоящее время постоянно появляются новости о проведении заседания СНБО, которые потом опровергаются. Почему не принимается никакое решение?
— Такое заседание сейчас актуально, но на данный момент ничего конкретного сказать не могу. Пока проходят только совещания.