Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Украине пора принять закон о лоббизме

12 сентября, 2006 - 19:59

Предложенный Президентом пакет законопроектов о коррупции сможет лишь в том случае стать реальным базисом для реализации антикоррупционной политики, если, кроме кнута, в виде различного рода запретов и страшилок будет нести в себе еще и элемент пряника. Таким «пряником» может стать давно назревший закон о лоббизме. Под лоббизмом (от англ. lobby — кулуары) подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанных с подкупом госдеятелей. При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли. И легализация этой деятельности позволяет сделать прозрачными взаимоотношения власти и бизнеса, чтобы избиратели видели, чьи интересы отстаивает тот или иной политик.

В разных странах мира эта процедура регламентирована по- разному. В США, например, лоббисты должны обязательно регистрироваться у секретаря cената и у клерка палаты представителей, сообщив при этом область своих интересов. Лоббист также обязан под присягой представить письменное заявление, в котором приводится ряд данных: наименование и адрес своего учреждения, имя и адрес нанимателя, сроки найма, сумма вознаграждения, выплачиваемая ему, цели и сумма, выделенная на расходы. Кстати, закон не ограничивает размера средств, которые тратятся на лоббирование, однако им запрещено использовать федеральные средства. Кроме того, лоббист четыре раза в год должен представлять соответствующим органам свой финансовый отчет.

В США были также предприняты попытки ограничить и закамуфлированные виды подкупа. По закону 1995 года парламентарий имеет право получить в год от одного лица подарки на сумму не более $100, при этом цена одного предмета не должна превышать $50. Гонорар же за публичное выступление не может превышать $2000.

В большинстве других западных стран специальных законов о лоббизме нет, однако нормы, регулирующие такую деятельность, имеются в виде отдельных статей в ряде законов. Так, в Германии, согласно Кодексу поведения депутата бундестага, депутаты могут заниматься за вознаграждение проблемами, которые выносили на обсуждение комитетов парламента. Но при этом они обязаны заранее объявить о своей заинтересованности. Кроме того, предусмотрено, что если такой депутат отрицает факт своей лоббистской деятельности, то его доходы облагаются налогом по более высокой ставке.

Сложившаяся в Украине система продвижения своих интересов, которую принято называть «украинским лоббизмом», по сути своей лоббизмом не является. И происходит это, по мнению доктора политических наук, профессора Сергея Телешуна, по двум причинам: «Во-первых, так называемые группы давления, как правило, не нуждаются в лоббировании своих интересов, так как часто сами находятся при власти и непосредственно занимаются распределением ресурсов, в получении которых они заинтересованы.

Во-вторых, политические партии в Украине выступают не объектом для профессиональных лоббистов (как это принято, например, в США), а непосредственным субъектом лоббирования, одной из составляющих частей группы давления. Парламентские же представители партий — народные депутаты — выступают в качестве прямых лоббистов. Исходя из этого, речь может идти не о лоббировании как таковом, а об элементарном использовании служебного положения в личных целях».

Поэтому на заявленном пресс-службой главы государства ближайшем заседании СНБО, на котором будет обсуждаться план мероприятий по борьбе с коррупцией, необходимо инициировать также и обсуждение законопроектов о правовых основах лоббирования. Это позволит не только решить многие вопросы по линии «власть — оппозиция«(обезопасит экономических спонсоров последней), но и будет способствовать укреплению национальной безопасности в целом.

Лука ГРИНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ