Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В условиях «усталости металла»...

Владимир ЛУПАЦИЙ: «Украина погружается в ситуацию вынужденной политической самоорганизации»
30 января, 2013 - 12:54

На фоне противостояния власти и оппозиции (обвинение Тимошенко в преступлении, которое тянет за собой пожизненный срок, и достаточно вялая реакция оппозиционных лидеров) происходит усиление настроений недовольных ситуацией в стране небольших групп социально активной части общества. Наиболее активно в последнее время обсуждается самоорганизация неравнодушных к делу Павличенко людей, которые провели серию протестов в нескольких городах Украины. Также люди объединяются в желании противостоять незаконным застройкам, рейдерским атакам и т.п. О чем свидетельствуют актуальные события сегодняшней политической жизни и как они отражаются на обществе, «День» решил выяснить у директора Центра социальных исследований «София» Владимира ЛУПАЦИЯ.

«УКРАИНСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫТАЛКИВАЕТСЯ В ПЛОСКОСТЬ РЕВАНШИСТСКОЙ РИТОРИКИ»

В последнее время актуализировалась «тема Тимошенко»: объявление акта гражданского неповиновения, изгнание депутаток-оппозиционерок из больницы, обвинение в заказе и организации убийства Щербаня. О чем свидетельствует заострение ситуации с экс-премьером?

— Что бы ни стояло за этим шагом прокуратуры, он сделан несвоевременно. Это свидетельствует о непонимании и игнорировании со стороны чиновников того факта, что Украина находится не на «острове», а живет в условиях информационного общества. В глобальном информационном пространстве каждый шаг, кроме бюрократической логики, имеет внутриполитическое и внешнеполитическое измерения. Заявление прокуратуры объективно сработало как «информационная диверсия», ведь был спровоцирован крайне неблагоприятный фон для визита украинской делегации во главе с Президентом в Давос и проведения Саммита Украина — ЕС. В любом случае в выигрыше остаются третьи силы, которые заинтересованы во внешнеполитической изоляции Украины и срыве ее евроинтеграционных усилий.

Кроме того, «вытягивание» событий 15—20-летней давности создает эффект, связанный с открытием «ящика Пандоры». Как следствие, украинское политическое пространство выталкивается в плоскость реваншистской риторики и практики. В сущности, Украина и власть опять получат искусственное нагнетание градуса политического и социального напряжения, взаимного недоверия и ненависти.

Означают ли последние события вокруг Тимошенко, что она точно не будет оправдана и не сможет принимать участие в президентских выборах 2015 г.?

— Первого приговора уже достаточно для того, чтобы отстранить ее от президентских выборов. Однако вопрос ее участия все еще открыт и в дальнейшем страсти вокруг этого будут только разгораться. Даже в случае оправдательного приговора Евросуда под сомнение становится его выполнение. Совсем недавно ПАСЕ приняла обращение, в том числе и к Украине, которое касается создания органа, ответственного за имплементацию решений Европейского суда по правам человека. Согласно положениям этого документа, Украина наряду с Россией, Румынией, Турцией и рядом других стран, имеет «структурные проблемы» в этой сфере. Учитывая это, можно делать вывод относительно функционирования судебной системы в самой стране.

Впрочем, попадание в категорию стран, неспособных отвечать европейским критериям по соблюдению прав человека, — это клеймо, которое влияет не только на реноме страны, но и на ее инвестиционную привлекательность. Другими словами, политико-бюрократическая система опять действует в разрез с требованиями Президента относительно улучшения позиций Украины в рейтинге Мирового Банка.

«НАШЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СКОНЦЕНТРИРОВАНО НА ТЕМЕ ТИМОШЕНКО, НО ГЛАВНОЕ — КАКИМ ОБРАЗОМ УКРАИНА СМОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ В ПОЛЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

Генпрокурор Виктор Пшонка отчитался перед послами относительно обвинений Тимошенко. В интервью «Дню» один из присутствующих на встрече послов отметил, что во время беседы не было атмосферы доверия и понимания. Как осложнение дела с бывшим премьером отразится на отношениях с ЕС и, в частности, на проведении саммита Украина — ЕС?

— Дело Тимошенко, безусловно, создает негативный фон в нашем сотрудничестве с ЕС. Однако есть много геополитических и геоэкономических факторов, которые не может не учитывать Европа в отношениях с Украиной. Политическое руководство ЕС имеет дело с дилеммой. Подписание соглашения с нашей страной, несмотря на проблему с деградацией демократических и судебных институций в Украине, будет означать признание таких явлений. Затягивание с подписанием парафированного на техническом уровне соглашения может спровоцировать эффект отталкивания Украины в сторону России и потерю рычагов влияния на Украину со стороны ЕС. Последние шаги со стороны ЕС свидетельствуют о том, что Европа все же заинтересована в сохранении евроинтеграционного вектора развития Украины. Это подтверждают и заявления о перспективах подписания соглашения об ассоциации уже в этом году.

В целом, наше информационное пространство сконцентрировано на теме Тимошенко, но главное — каким образом Украина сможет вернуться в поле правового государства. Это — ключевой вопрос, от которого зависит ежедневная жизнь миллионов наших сограждан. Здесь есть вопрос и к оппозиции: будет ли она реагировать на громкие дела — что достаточно легко — или выйдет на консолидированную позицию и найдет инструменты для инициирования системных изменений в судебной системе.

Насколько адекватно реагирует оппозиция на ухудшение состояния дел Тимошенко? Заинтересованы ли лидеры оппозиционных партий в ее освобождении?

— С циничной и политической точки зрения, пребывание Тимошенко за решеткой выгодно для новых лидеров. С одной стороны, это — вечная тема для самопиара, а с другой — ключевые представители оппозиции все еще проигрывают Тимошенко в части политического лидерства, несмотря на то, что она находится в заключении. Пока еще они не продемонстрировали шагов, которые сделали бы сдвиг в массовом сознании и убедили людей в появлении нового политического лидера.

Возможно, примером для оппозиционеров могут служить протестующие по делу Павличенко? Оппозиция, вероятно, не способна в настоящий момент вывести на улицу такое количество людей. Это — новая форма организации и сопротивления общества?

— Если со стороны государственных институций и действующей власти вопросы справедливости и эффективности суда не будут решаться, мы будем сдвигаться к практике самосудов, самообороны и латентной партизанской войны. Это очень опасно.

Сегодня Верховная Рада утратила статус ключевого органа представительской демократии. Она представляет интересы достаточно узкого круга, а ее социальная база продолжает сужаться. Вместе с тем новые формы протеста недостаточно продвинулись в части институционализации и самоорганизации. В сущности, политическая и социальная системы Украины находятся на переходном этапе. Следствием может быть не только институционный паралич и социальный коллапс, но и неожиданные формы гражданского протеста, социальные инновации, связанные с самоорганизацией и самоуправлением.

«ИДЕЯ ЗАМЕНЫ «ПЛОХИХ РЕБЯТ» НА ХОРОШИХ ИСЧЕРПАЛАСЬ ЕЩЕ В 2004—2005 ГГ. ВОПРОС НЕ В СМЕНЕ ПЕРСОН, А ВО ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ИНСТИТУЦИЙ И ПРАКТИК»

Способны ли партии возглавить эти процессы? Недавно, например, во время протеста шахтеров «Красного партизана» на помощь им вышли активисты «Свободы».

«Свобода» — единственная политическая сила, которая пытается приватизировать и «возглавить» любые формы социального протеста. Вместе с тем ни одна политическая сила не занимается целенаправленной поддержкой социальных инноваций и проектами, направленными на формирование новых социальных институций, которые должны заместить социальный каркас, унаследованный от СССР и постсоветского периода. Условно говоря, если власть паразитирует на существующей системе институтов и сырьевой структуре экономики, то оппозиция паразитирует на недоразвитой системе гражданского общества. Ни та, ни другая сторона не имеет продуктивных стратегий или ориентации на творение новых форм «социального порядка», новых социальных, культурных и гуманитарных практик.

Приход оппозиции к власти будет означать, что они получат те же недееспособные институты, без среднего звена профессионалов, которые являются носителями институционной памяти и имеют опыт реализации программной политики. Идея замены «плохих ребят» на хороших исчерпалась еще в 2004-2005 гг. Вопрос не в смене персон, а во внедрении новых институций и практик. У нас критически не хватает дискуссий, которые бы касались перспективы социального развития, которые бы выходили за пределы электорального цикла. Свидетельством того, что в стране есть новая элита, может быть появление таких долгосрочных проектов, которые имеют целью не текущий результат или результат парламентских выборов, а для которых принципиальным является создание новых самодостаточных институтов, вокруг которых будет консолидироваться потенциал и возможности социума, гражданского общества (третьего сектора), бизнеса и менеджмента.

Недавно Президент выступил с резкой критикой относительно деятельности правительства в сфере реализации реформ. Покачнется ли кресло премьер-министра Азарова? Уже сегодня говорят, что Арбузова назначили первым вице-премьером, чтобы он потом возглавил правительство.

— Прогнозы относительно политического долгожителя Николая Яновича неоднократно не сбывались. Очевидно, Азаров имеет определенные конкурентные преимущества — административно-политический опыт пребывания на высших должностях в течение последних 10 лет — и его просто некем заменить. К тому же в условиях кризиса сильно возрастают требования к авторитарному антикризисному менеджеру: выигрывает тот, кто имеет больший опыт.

Стажировка — это шанс для новой генерации управленцев, но его еще нужно использовать и реализовать. Состав правительства на уровне руководящих фигур достаточно сильно изменился. Мы видим новую генерацию антикризисных менеджеров, но проблема в том, что это люди, которые имеют опыт корпоративного управления, а не государственного. Кроме того, они не являются командой. Основной же проблемой является отсутствие принципиальных договоренностей, отсутствие общего стратегического виденья целей развития, по крайней мере общественность и эксперты не знакомы с ними. Консенсус и учет интересов ключевых бизнес-групп не может заменить отсутствия общего стратегического позиционирования, принцип распределения сфер влияния не позволяет проводить целостную и консолидированную политику, сориентированную не на проценты относительно выполнения плана реформ, а на экономический и социальный прорыв, на преодоление кризиса перспективы.

«ЛЮБОЙ БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ КОМАНДНУЮ РАБОТУ, ПОСТРОЕННУЮ НЕ НА СТРАХЕ, А НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ ВИДЕНЬЕ»

Перманентная критика правительства и парламента стали своеобразной традицией для действующего Президента. Не означает ли это, что он таким образом пытается избежать ответственности?

— Заявление Президента является признанием, хотя и с опозданием, того, что ситуация в стране достаточно критическая. Артикуляция недостатков дает хоть слабую надежду на то, что во власти есть люди, имеющие адекватные представления о реальности. Это уже плюс. Другое дело, будет ли адекватная реакция и эффективные проекты и предложения относительно выхода из ситуации.

В целом, власть делает большой акцент на реформировании государственных институций. Впрочем, эксперты говорят, что профиль и названия учреждений меняются под конкретные лица.

— Вопрос заключается в том, будут ли новые институции адекватными. Возобновление управленческой вертикали — это необходимый, но недостаточный шаг. Вертикаль не гарантирует скоординированности на межведомственном уровне, ведь любой большой проект предусматривает командную работу, построенную не на страхе, а общем стратегическом виденье.

А как относительно назначения заместителем председателя Администрации Президента Сергея Ларина, который неплохо проявил себя в Кировограде?

— Сфера, которой будет заниматься Ларин, касается региональной политики. Назначение на такую должность человека, имеющего «свежий» опыт губернаторства, дает надежду на появление менеджера, способного предложить шаги по консолидации власти в реализации государственной региональной политики. Реформирование государственной системы управления региональным развитием — это ключевая реформа, без которой невозможно сдвинуть реформы в других сферах. Возможно, с приходом Ларина в АП состоится ревизия качества выполнения поручений Президента относительно формирования новой региональной политики в Украине, развития регионального сотрудничества с ЕС, в этой части можно ожидать определенной перезагрузки.

Ларин был одним из немногих губернаторов, который имел достаточно высокий уровень персонального доверия и понимал, что управленческий процесс — это не только бюрократические решения, это, прежде всего, система коммуникаций, в том числе с обществом. Вместе с тем надо понимать, что ситуация с региональной политикой весьма сложная из-за деградации системы управления региональным развитием. Административная реформа и перетягивание полномочий привели к параличу системы управления региональным развитием. Состоялась деперсонификация ответственности в области государственной региональной политики.

К тому же существует и региональное измерение евроинтеграционной стратегии. Мы очень пассивно сотрудничаем с ЕС, хотя потенциал очень большой. Нужно возвращаться к идее формирования государственного фонда поддержки регионального развития. Без создания этой институции нет шансов получить финансовые ресурсы со стороны ЕС. Следует учитывать и тот факт, что многие проблемы не могут быть решены на уровне одной области, ведь у нас много объектов инфраструктуры, имеющих межобластное значение. Следовательно, нужна макрорегиональная модель управления и макрорегиональные инициативы, которые получат статус национального проекта.

«ЭТОТ ГУБЕРНАТОРСКИЙ И КОРПОРАТИВНЫЙ КАДРОВЫЙ ПРИЗЫВ — ПОСЛЕДНИЙ»

Говоря о новых назначениях, достаточно ли большая «скамья запасных» у Партии регионов?

— Небольшая. В известной степени этот губернаторский и корпоративный кадровый призыв — последний. Антикризисные менеджеры по корпоративному сектору, не прошедшие «обкатку» на должностях высших ступеней, не имеющие опыта работы на должностях руководителей или заместителей министерств, предстали перед многочисленными вызовами. Вопросы не только к качествам новых руководителей, но и институций, во главе которых их поставили. Если эти люди не получат карт-бланш на соответствующие замены и кадровые пертурбации, ничего не получится.

Учитывая последние ротации и устоявшийся имидж Партии регионов как силы «своих», возникает вопрос — способна ли она к эволюции?

— Теперь в партийной верхушке представлен не только Донецкий регион, но и выходцы из Днепропетровского региона. Эта команда стоит перед необходимостью учиться подходу. От того, насколько они будут способны расширить спектр своих управленческих подходов, будет зависеть успешность их деятельности и политическое выживание. Если они не смогут этого сделать, опять будет рост недоверия общества к власти.

Общество и сегодня показывает низкое доверие к Президенту и парламенту. Эксперты говорят о риске возникновения силового противостояния между народом и властью в 2015 г., в случае отказа последней пойти мирным путем.

— Пока еще мы наблюдаем приватизацию властных полномочий отдельными корпоративными, частными образованиями и возмущение людей безвластием. Самосуд, протесты против рейдеров — это свидетельства того, что власть не руководит процессами на территории и этот тренд расширяется. Даже выборы показали не силу власти, а ее слабость. Алгоритм таков: самоустранение, бездеятельность и следующее — самодискредитация.

Украина погружается в ситуацию вынужденной политической самоорганизации. Ранее структуризация гражданского общества была заблокирована институционной инерцией. Пока действовали унаследованные вертикально интегрированные и монопольные структуры экономики, нереформированная административно-территориальная модель, можно было избегать самоорганизации и гражданской ответственности. Но нынешний кризис не только экономический, происходит излом и паралич старых институций. Независимо от того, готово ли общество, люди будут вынуждены самоорганизовываться и компенсировать бездеятельность формальных институций. На выходе могут появиться принципиально новые структуры самоорганизации. Так, как в 2004 г. была продемонстрирована вспышка политической активности, может произойти и вспышка социальных инноваций.

Мир ищет посткризисные модели развития и новые формы социального порядка. Глобальные элиты демонстрируют неопределенность, большинство стран переживают кризис перспективы, Украина уже находится в эпицентре анемии государственных и социальных институтов. Украинское общество одновременно стоит перед угрозой коллапса и перед шансом системного самообновления, прежде всего за счет социальных и культурных инновации, которые связаны с отходом от моделей потребительского общества, жестко иерархических моделей власти, финансового фундаментализма и экономики самоуничтожения.

Какое развитие получат эти события в 2015 г.?

— Ускорение социально-политической динамики, качественные трансформации изменения лишь условно коррелированны с 2015 г. Дата следующих президентских выборов — это иллюзия. Социальные трансформации происходят не по календарю. В Украине уже давно отключена система социальных предохранителей и социальных амортизаторов. В условиях «усталости металла» социальная температура может повыситься в любой момент, социальный реактор и серьезные изменения могут начаться и завтра, и через год. Вопрос в том, насколько готовы к этому будут не только власть и оппозиция, но и общество.

ЦИТАТА «Дня»

Мария МАТИОС, писательнница (www.pravda.com.ua):

«Я не знаю, озвучивает ли кто-нибудь президенту страны общественные настроения? Потому что социологи в этом плане недавно тоже «успокоили» — Украина радикализуется.

Согласно опросам фонда «Демократические инициативы» и социологической службы Центра Разумкова,

► 64 % украинцев негативно оценивают деятельность милиции и прокуратуры,

► 69 % — судов.

► 35 % опрошенных ответили, что считают суд Линча допустимым в отдельных случаях (38 % назвали суд Линча недопустимым в любом случае). Каждый пятый ответил, что считает самосуд единственным эффективным способом правосудия. Но это было в апреле минувшего года.

А страна — на марше...»

Анна ЧЕРЕВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ