Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий ГОРБАТОВ: «Крымское правительство оказалось вне исполнительной вертикали»

28 ноября, 2001 - 00:00


В среду состоялась очередная сессия Верховной Рады Крыма. Наблюдатели отмечают, что противоречия между Верховной Радой и правительством на этот раз ощущались с особой остротой. Как сказал глава правительства Валерий Горбатов, «из-за отсутствия границ вмешательства в работу правительства депутаты пытаются практически непосредственно руководить министрами». О ближайшем будущем автономии глазами Валерия Горбатова корреспондент «Дня» и беседует с председателем Совета министров Крыма.

— Валерий Миронович, правительство Крыма сегодня переживает как бы переходный этап: с одной стороны, скоро выборы и неизвестно, что будет после них, с другой — ожидается принятие Закона Украины «О Совете министров Крыма», и какой из его вариантов будет принят, тоже пока неизвестно. Как в такой ситуации вы представляете ближайшее и отдаленное будущее автономии?

— Конечно, на работу правительства сегодня предвыборная кампания оказывает негативное влияние, особенно если учесть, что состав нынешнего правительства коалиционный. Сегодня никто уже не работает без оглядки на политику — достаточно одного непродуманного заявления, чтобы сорвать работу. К сожалению, и время сложное — поскольку курортный сезон не дал той отдачи, какой ожидали, то и ресурсы для проведения осенне-зимнего периода у нас ограничены. В связи с разнородностью правительства есть существенные трудности даже в организации его работы: если раньше достаточно было собрать заместителей и дать устные указания, чтобы дело пошло, то сейчас этого мало. Пришлось, во-первых, ввести систему письменных распоряжений, указаний в письменном виде, конкретизировать ответственность каждого, во-вторых, доходить до министров, руководителей комитетов, глав администраций районов, мэров городов. Значительно увеличилось и количество наказаний за неисполнение. Поэтому я стараюсь всячески ограничить влияние политики на работу министерств и ведомств, организовать ее чисто по профессиональному признаку. К сожалению, сейчас это сложно. За каждым министром стоит какая-то политическая группа, которая его защищает даже при условии недостаточной работы. А время такое, что необходима жесткая дисциплина, иначе нам успеха не добиться.

С другой стороны, и сама форма вертикали, которая сейчас есть, не работает. Получается, что Совет министров Крыма — это какая-то средняя инстанция между представительной и исполнительной властью. Такое положение нас не удовлетворяет. Главы администрации в районах по своей подчиненности выходят на Администрацию Президента, поэтому тоже иногда выполняют распоряжения избирательно. Таким образом, крымское правительство, с одной стороны, оказалось вне исполнительной вертикали, с другой стороны, влияние Верховной Рады Крыма тоже ограничено, поскольку мы государственные служащие и должны выполнять законы Украины. Это ведет к пересечению местных и общегосударственных интересов. Комиссии Верховной Рады Крыма созданы так, что они дублируют работу наших министерств, а они любят давать указания, даже наказывать, причем вмешательство не всегда компетентно. Поэтому мы сегодня уже работаем так, как будто бы существует закон о Совете министров, хотя это очень не просто. Некоторые указания, распоряжения Верховной Рады, которые противоречат законодательству страны, приходится просто не выполнять, а строить управляемую крымскую вертикаль. С другой стороны, сегодня нельзя обострить и конфликт правительства с Верховной Радой потому, что это развязало бы руки деструктивным силам, которые стремятся нам помешать. Меня иногда даже подталкивают к этому, этого только и ждут. Мне очень трудно сейчас удержаться от «скатывания» в политику. Я ведь понимаю, что если это случится, — то и зиму мы нормально не проведем, и будущий курортный сезон провалим…

— Может ли решить проблему принятие Закона о крымском правительстве?

— Полагаю, что именно принятие этого закона, а не какие-либо временные меры, только и может решить все существующие внутренние противоречия. Я знаком с тремя вариантами этого законопроекта. Один из них закрепляет нынешнее положение, то есть абсолютное подчинение Верховной Раде и игнорирование государственной исполнительной вертикали. Второй разработан Кабинетом министров, и он соглашается с нынешним состоянием плюс параллельно ставит вопрос о полной подчиненности правительству Украины на таком же уровне, как и обладминистрация. Получается, что в одном законе закладываются противоречащие друг другу нормы. Третий вариант сейчас дорабатывается в Администрации Президента, в нем мы пытаемся оптимально сочетать и статус Совета министров как государственной структуры, и подчиненность парламенту автономии.

Мы провели анализ работы кадров, и оказалось, что сейчас основное количество работников увольняется, не проработав и год, потому что у нас сильно заполитизировано отношение к исполнительной власти. У нас министры часто поставлены политическими структурами на грань возможности исполнения своих служебных обязанностей…

— Уже ясно, что выборы Верховной Рады Крыма будут мажоритарными, в связи с этим какие у вас предположения — новое правительство автономии будет коалиционным или однопартийным?

— Мое мнение: мы должны брать в Киеве то полезное, что там есть. Буду добиваться, чтобы правительство формировалось по профессиональному признаку. Поэтому следующий состав правительства будет иметь в основе тех профессионалов, которые до выборов смогут доказать свою состоятельность. Я также поставил бы вопрос о том, чтобы не фракции Верховной Рады делегировали в правительство своих представителей независимо от их профессиональных способностей, а чтобы фракции поддерживали тех специалистов- профессионалов, которые проявили себя в деле и кандидатуры которых мы согласуем.

— Вы представляете партию «Трудовая Украина», которая входит в один блок с НДП, Партией регионов и Аграрной партией. Не секрет, что на крымском уровне между этими структурами существовали противоречия, с другой стороны, все время говорят о создании здесь для выборов парламента автономии более широкого блока (так называемого «Совета пяти») с участием крымской организации СДПУ (о) и других партий. Как формируется сейчас конфигурация крымского политического блока?

— По этому вопросу мы провели уже несколько совещаний — представители «Трудовой Украины», НДП, Аграрной партии и Партии регионов. Нам удалось достигнуть двух решений. Во-первых, у нас были определенные расхождения в позициях. Сейчас наши отношения полностью определяет государственный подход. Мы договорились о координации работы штабов. Во-вторых, на уровне Крыма наш блок может отличаться от общего состава. Все желающие демократические политические силы, в том числе и СДПУ (о) не исключение, могут быть либо членами нашего блока, либо работать в координации с нами. Полагаю, что по итогам выборов именно нашему блоку удастся создать решающую фракцию в будущем крымском парламенте.

— Обсуждали ли вы предвыборную ситуацию и работу с Леонидом Грачом и его партией?

— Нет, пока не обсуждали. Может быть, время еще не подошло. А может быть, Леонид Иванович считает, что с нами считаться не нужно, может быть, у него другие планы...

— Что вы считаете сегодня главным направлением в работе правительства для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике?

— Во-первых, нужно преодолеть «тенизацию» экономики. По ряду причин в Крыму она значительно сильнее, чем в других регионах страны. Я опасаюсь, что без помощи государства с теневыми явлениями нам не справиться, поэтому мы конкретно работаем с силовыми структурами. Например, анализ показывает, что примерно 250 рынков дали в бюджет всего 8,5 миллиона гривен рыночного сбора, в то время как этот объем мог дать один Центральный рынок Симферополя. Здравницы показывают, что они работают с рентабельностью 8 процентов (а многие вообще выводят убытки!), хотя определенные подсчеты убеждают в том, что санатории и дома отдыха могли иметь рентабельность 50 и больше процентов. Где эти деньги? Думаю, что нам удастся вывести из «тени» десятки миллионов гривен, которые пополнят бюджет. Во-вторых, для преодоления кризисных явлений надо реформировать экономику автономии так, чтобы она представляла собой целостную самодостаточную систему, легкую и прозрачную в управлении, объединенную внутри жесткими экономическими связями на основе взаимовыгоды и заинтересованности. В первую очередь это касается нашей курортной сферы: на нее работают транспорт, промышленность, сельское хозяйство, гостиничный бизнес, рынки, сфера услуг, культура, лечебно-медицинские учреждения. Но отдача его недостаточна еще и потому, что все они работают каждый сам по себе, отсутствует необходимая координация и целенаправленность. Здесь большое поле для нашей деятельности. Безусловно, нуждается в дальнейшем кардинальном развитии и АПК, и промышленность, и строительная индустрия. В общем, изобретать велосипед не будем, а будем грамотно и целенаправленно, комплексно выводить нашу экономику на уровень передовых государств…

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ