Власть коварна и хитра, —
вся надежда на Петра...
Адам Мартынюк
За решение XXXVIII внеочередного съезда Компартии Украины выдвинуть кандидатом в президенты первого секретаря ЦК КПУ Петра Симоненко единогласно проголосовали 296 делегатов, присутствующих в зале Украинского дома. «С людьми и для людей» — с таким предвыборным лозунгом лидер коммунистов очередной раз собирается бороться за должность президента, аргументируя свои намерения 20% поддержкой электората, единством, дисциплинированностью и прочностью партийных рядов, симпатиями молодежи, значительным кадровым и интеллектуальным потенциалом его команды. КПУ будет участвовать в выборах как самодостаточная политическая сила, а в случае выхода во второй тур одного из левых кандидатов — будет его поддерживать. В случае избрания Симоненко пообещал... (если к этому можно относиться серьезно, зная политическую практику коммунистов) предложить гражданам Украины новую экономическую стратегию, не заставлять государство обращаться с «протянутой рукой к Западу», покончить с олигархией и содействовать развитию среднего и малого бизнеса всех форм собственности (последнее, согласитесь, не является характерным для коммунистической идеологии, однако современные украинские коммунисты способны еще и не на такие компромиссы).
Мне не доводилось бывать на съездах Компартии во времена Советского Союза, но то, что пришлось увидеть в воскресенье в Украинском доме, уж слишком напоминало кинохронику съездов с участием Леонида Брежнева. В фойе можно было приобрести очередной сборник работ И.В. Сталина (!), прессу побратимов из КПРФ, а в спины украинских вождей коммунизма, которые заседали в президиуме, с некоторым удивлением всматривался В.И. Ленин.
В зале — ни одного предложения, ни одного «против» или «воздержавшегося», ни одного замечания или отступления от предложенного Адамом Мартынюком лозунга «Все как один за народного президента, коммуниста Петра Симоненко». Впрочем, если копать глубже, безграничная преданность рядовых коммунистов их вождю оказывается в определенной степени иллюзией, которую нынешняя верхушка Компартии сама создала и сама же в нее поверила. Это выгодно. Во время почти двухчасового спича Симоненко в качестве официального выдвиженца на пост президента от КПУ в зале Украинского дома было как никогда тихо, — но не потому, что присутствующие с восторгом слушали своего лидера, а потому, что на задних рядах одни делегаты спали, а другие шепотом обсуждали наличие в КПУ оппозиции. По словам одного из собеседников «Дня», который по понятным причинам не пожелал называть свою фамилию, «в низовых комитетах, даже в верхушке партии на самом деле существует раскол, и поражение Симоненко на выборах станет сигналом к смене власти в партии».
Хотя в своих выступлениях на съезде как сам Петр Николаевич, так и его ближайшие соратники неоднократно отмечали, что у их политической силы чуть ли не самый стабильный электорат, вполне очевиден тот факт, что за 5 лет ряды сторонников КПУ значительно поредели. Сравнение результатов парламентских выборов в 1998 и 2002 годах подтверждает наличие стойкой тенденции к уменьшению симпатий избирателей на то время в целом на 6% или 1 372 279 голосов. Несмотря на заявления о значительном кадровом и интеллектуальном ресурсе партии и привлечении молодежи, среди делегатов съезда всего шестеро были в возрасте до 30 лет, вместо этого делегатов в возрасте более 60 лет — аж 110. Большинство из них — ветераны, пенсионеры, номенклатурные партийные функционеры старого советского образца.
Похоже, что симптомы кадровой и идейно-политической болезни КПУ постепенно перерастают в эпидемию, подобную той, что охватила КПРФ после проигрыша на прошлых выборах в Государственную Думу, что проявилось в активизации латентных оппозиционных групп, жесткой внутрипартийной борьбе за власть в партии между молодой и старой генерациями партийцев и буквально на днях оформилась в настоящий раскол КПРФ. Неизвестно, смогут ли при похожих обстоятельствах украинские коммунисты сохранить единство. «Коммунисты защищают и защитят народ от превращения избирателей в политических «лохов», — заявил Петр Симоненко. Интересно, удастся ли нынешнему высшему руководству партии в ближайшем будущем самим не «лохануться», повторив судьбу когда-то единого Руха?
Возможно, украинским коммунистам стоило бы обратиться к опыту бывших постсоциалистических стран, которые сегодня являются членами ЕС. Там, в условиях капитализма и демократии для того, чтобы выжить политически, коммунистам пришлось кардинально трансформироваться в партии социал-демократического направления. А иначе, как утверждают рядовые коммунисты, недовольные нынешним трудным положением в партии, «призрак коммунизма раз и навсегда перестанет бродить по украинским степям...»