Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктор ЧУМАК: «Майдану необходимо другое содержательное наполнение»

25 декабря, 2013 - 11:49
ВИКТОР ЧУМАК

На днях состоялось первое заседание Совета народного объединения «Майдан». Кроме процессуальных моментов, подобно порядку вступления в организацию и принципов ее функционирования, которые так и не были провозглашены во время воскресного вече, «День» обращал внимание на необходимость решения ряда стратегических проблем инициативы. Чтобы узнать, смогли ли представители общественного сектора, парламентских и внепарламентских политических партий преодолеть идейный вакуум и выйти на общее видение созданного проекта, «День» обратился к одному из представителей Совета, депутату «УДАРа» Виктору ЧУМАКУ.

— Господин Чумак, какие вопросы обсуждались на первом заседании Совета народного объединения «Майдан»?

— Во время заседания мы решили несколько  организационных и несколько принципиальных вопросов. Мы утвердили эмблему, форму заявления вступления в организацию, порядок легализации объединения, а также приняли решение создать устав, который будет гарантировать дополнительную кооптацию представителей гражданского общества в Совет и предусматривать смену руководящих органов. О форме руководящих органов еще будем говорить.

Определены ли цели и стратегия НОМа?

— Цели и стратегия абсолютно четки и понятны — объединение всех людей, которые хотят построить новую страну. Пути к этому разные: от проведения «майданов», акций общественного протеста в отношении государственной политики, требование досрочных выборов ВР и Президента. Мы видим серьезный системный политический кризис в стране, и нужно обратиться к народу, чтобы решить его. Стратегическая цель — объединить всех людей доброй воли, чтобы они выразили свое видение страны, сформулировали видение новой страны, которое предложат не политики, а это будет общее решение гражданского общества и политиков, какую страну нужно строить, чтобы правила, которые будут господствовать в этой стране, были одинаковыми для всех.

Насколько эффективной может быть такая форма совместного действия?

— Общенациональные мирные движения привели к позитивным переменам во многих странах мира: Индия, Польша, Пакистан. Как говорил Ганди: «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом с вами борются, а потом вы побеждаете».

Но создание такого движения является долгосрочной акцией. Можно сказать, что это произойдет под 2015 год?

— Я думаю, что если это будет эффективно, не нужно будет ждать 2015-го. Хотя, возможно, вы правы. Однако этот шаг позитивный. Кто-то называет это движение общественным, кто-то политическим, но НОМ, в принципе, ставит перед собой решение политических вопросов и говорить о том, что общественное движение может решить их самостоятельно — неправильно. Я бы назвал эту организацию общественно-политической, вынеся общественность на первое место.

Ныне часто отмечают, что превращение Майдана в движение может привести к роспуску физического Майдана. Как вы это прокомментируете?

— Никто не собирается распускать Майдан, тем более, люди сами оттуда не уйдут. Но при всем том, Майдан должен стать другим в смысле содержательного наполнения. Это — место не просто для кричалок, Майдан должен стать источником умных вещей, действий, идей, концепций, которые может реализовать общество. Майдан должен пережить второе рождение, физически-духовное перерождение.

Реально ли выполнение требований, ради которых ныне стоит Майдан, например, полное обновление власти?

— Требования должны быть максимальными, только тогда они обеспечивают максимальную мобилизацию. Понятно, что они должны подстегивать и сам Майдан, и власть. Сколько бы власть ни игнорировала протестующих, это — слишком большой осколок в глазу, который будет им мешать делать хорошую мину при плохой игре. Большие же требования будут только помогать Майдану существовать и физически, и духовно, и виртуально — во всех ипостасях.

Учитывая, что реальных механизмов для обеспечения выполнения требований сейчас нет, не будут ли люди чувствовать себя разочарованными?

— Нам кажется, что механизмов нет. Ныне происходят разные процессы в той же Верховной Раде, переговоры. Сегодня таких механизмов нет, но они могут появиться уже завтра — нельзя опускать руки и нужно быть оптимистом.

Что же касается разочарования, нельзя изменить власть и систему, щелкнув пальцем и сказав: «Изменяйся» — и все изменилось, никто не разочарован. Эту власть так просто не изменить, ведь она три года укоренялась в эту систему, строила собственные вертикальные и горизонтальные связи. Точно так же — настойчиво и системно — нужно работать для ее устранения. Люди тоже это все понимают, поэтому я не думаю, что кто-то будет разочарован. В обществе около 10% радикалов, которые хотят изменить все одним махом, другие готовы к работе.

Майдан уже победил, потому что страна становится другой, появляется новое сознание, новые механизмы контроля людей над властью, достоинство. Революции — они же не в топорах, а в головах.

Анна ЧЕРЕВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ