Социалисты намерены идти на досрочные выборы самостоятельно, не блокируясь с собратьями по коалиции — Партией регионов или коммунистами, об этом намедни заявил лидер СПУ, спикер Александр Мороз. Если выборы вообще состоятся нынешней осенью, — добавляет народный депутат от Соцпартии Виталий Шибко. Похоже, социалисты, все еще не верят в реальность досрочной парламентской перезагрузки. В интервью «Дню» помимо комментариев по актуальным избирательным моментам, Виталий Шибко рассказал и о том, почему силовые органы Украины являются «тяжелой артиллерией» в политической борьбе, а также опроверг информацию об отравлении министра внутренних дел Василия Цушко. Источником же всех украинских политических и, как следствие, социальных бед, считает парламентарий, является эра популизма, в которой мы с вами живем, и которая канет в Лету еще нескоро.
— Оппозиционеры в последнее время довольно часто как один из вероятных сценариев срыва сентябрьских выборов называют 50-процентный— й порог явки избирателей. Украинцы, как показывает избирательная история минувших лет, в принципе очень активно принимают участие в голосовании. Возможен ли, на ваш взгляд, с учетом активности граждан, срыв выборов именно по причине низкой явки?
— Действительно, украинцы являются очень активными избирателями, что показали выборы- 2006, когда на избирательные участки пришло более 80%. И я не думаю, что активность упадет даже в случае проведения досрочных выборов. Но досрочные выборы — это что-то вроде чрезвычайного происшествия, ведь за короткий промежуток времени необходимо мобилизовать как главных актеров — политические силы, так и избирателей. Поэтому в качестве стабилизирующего фактора и было внесено предложение об утверждении так называемого порога явки для избирателей. Даже если предположить, что этот порог будет преодолен, как предусмотрено изменениями в законе о выборах, снова будут выборы. Мне кажется, что обвинения оппозиции в данном случае немотивированны.
— Коалиция, несмотря на то, что представители БЮТ и «Нашей Украины» сложили свои депутатские полномочия, по-прежнему работает в пленарном режиме и принимает законы. Ведутся ли определенные договоренности между руководством Рады и Президентом с тем, чтобы принимаемые нынче законопроекты приобрели юридическую силу, ведь Виктор Ющенко может попросту не подписывать ваши законодательные труды. Зачем тогда работать «в ящик»?
— Президент в данном случае не имеет отношения к работе парламента. Верховная Рада — это независимая ветвь власти. У нас Президент, на сегодняшний день, согласно Основному Закону, является гарантом Конституции. А Конституцию парламент сегодня не нарушает. Если смотреть на ситуацию с учетом заявления, которое обнародовали Президент, премьер и спикер 27 мая, там определено, что парламент может быть недееспособным, если сработает 82-я статья. Сработает после решения КС и Центризбиркома. И если процедура сложения депутатских полномочий, которую нынче активно внедряют в жизнь представители оппозиционных фракций согласно закону, будет доведена до логического конца, тогда, можно уже будет говорить о том, что, простите, парламент разбежался и надо проводить выборы.
— И все же, если Президент не будет ставить свою подпись под законами, которые нынче принимает коалиция, означает ли это, что их завизирует спикер?
— Конечно, завизирует. Но я думаю, что эти законы будет подписывать и Президент, потому что страна не может долго жить в условиях ожидания чего-либо или кого-либо, даже если это влиятельная государственная фигура. Кстати, те 53 закона, которые были наработаны ВР в тот период времени, когда уже был издан указ о досрочном прекращении полномочий Рады, сегодня легитимизированы и находятся на рассмотрении Президента. Некоторые из них Ющенко уже подписал, признав таким образом дееспособность ВР.
— Намедни ваш лидер Александр Мороз заявил о том, что на досрочные выборы Соцпартия пойдет отдельно. Значит ли это, что вы вели разговоры о блоке с «регионалами» и у вас не сложилось?
— Я вам отвечу как человек, который занимает ответственную должность в партии, являясь секретарем по международным вопросам, членом Секретариата, Политисполкома, Политсовета. Я не слышал о том, что кто-то из представителей Социалистической партии вел с кем-либо переговоры о создании блока. Если у кого и были размышления на этот счет, то это, поверьте, и осталось на уровне размышлений. Не более того. Мы самодостаточная политическая сила, и я думаю, если досрочные выборы все же будут, мы пойдем на них отдельно.
— Социологи говорят, что, социалисты могут не преодолеть проходной барьер, если не изменят партийное лицо. Вы еще не думали об этом?
— На сегодняшний день мы уже имеем свое лицо. Мы партия социал-демократического направления. Мы признаны в Европе, в международных социалистических органах, и мы докажем своим избирателям, что мы партия социального действия. Это трудно делать в стране, которая переживает эру популизма, поскольку эра популизма создает стереотип, дескать, кто-то придет и сразу резко изменит положение в стране. Но у нас есть свой устоявшийся избиратель, и я думаю, что мы и дальше будем расширять свое влияние.
— Многие ваши однопартийцы говорят о том, что министра МВД отравили политические недоброжелатели, а некоторые обозреватели считают, что социалисты просто пытаются таким образом поднять рейтинг СПУ. Ваше личное мнение: в болезни Василия Цушко есть политический след?
— Я не вижу тут ничего политического. Если человек ответственно относится к своей должности и, тем более, если это должность министра внутренних дел в таких сложных политических условиях, трудно не пропускать это все через сердце. К сожалению, так случилось, что у министра возникли проблемы со здоровьем, но ему сегодня предоставлены хорошие условия для лечения. Василий Петрович скоро вернется к исполнению своих обязанностей. А слухи об отравлении, я думаю, вскоре развеются.
— С момента создания антикризисной коалиции ваши бывшие однопартийцы, в частности Юрий Луценко и Иосиф Винский говорят о предательстве Мороза. Чем вы можете им ответить? Что нового будете предлагать избирателю на грядущих выборах, имеется в виду программные основы, лозунги, обещания и так далее?
— Нет, мы не будем менять свои программные месседжи по той причине, которую вы указали. Но ситуация в стране меняется, и в программу необходимо вносить некие коррективы. Все эти возможные изменения будут зависеть от того, будут это досрочные выборы-2007, или же плановые в 2011 году. Если это будут плановые выборы, мы, в условиях непростого и не всегда цивилизованного развития рыночных отношений, будем предлагать свои принципы касательно защиты и развития социального государства. Если же выборы будут досрочные, вероятно, мы, не отходя от наших основных программных положений, будем предпринимать некие блиц шаги, направленные на более интенсивный диалог с избирателями, социальные коммуникации.
— Вы считаете, в избирательной кампании образца — 2007 актуально выказывание: неважно, как голосуют избиратели, важно, кто считает голоса?
— Я думаю, мы отошли от такой практики в 2006 году. Но то, что происходит в стране сейчас, действительно наталкивает на мысль, которую вы озвучили.
— Виталий Яковлевич, почему, на ваш взгляд, политическое противостояние накалилось до предела именно в тот момент, когда речь зашла о кадровой рокировке в верхах Генеральной прокуратуры?
— Недавнее противостояние вокруг Генпрокуратуры дает четкую характеристику непоследовательности президентской стороны. Я, откровенно говоря, был очень удивлен, когда за один день, руководствуясь решением районного суда, причем не имея на руках этого решения, Президент поехал в Генеральную прокуратуру представлять нового руководителя. Потом разочаровался в нем в очень краткие сроки. Знаете, такая линия поведения неприемлема для государственного деятеля высокого ранга как Президент. Эти действия свидетельствуют, во- первых, о непрофессиональной оценке происходящих на Украине событий, во-вторых, об отсутствии представления о том, что такое Конституция и ее нормы, в-третьих, мне кажется, в окружении Президента есть авантюрные политики, которые живут одним днем.
— Политическое противостояние четко продемонстрировало тот факт, что силовые структуры страны поделены на «свои» и «чужие». До каких пор силовики будут «тяжелой артиллерией» в руках политиков?
— До тех пор, пока в Украине будет существовать эра популизма. Мы должны это пережить. Мы должны больше настраиваться на европейский стиль жизни. Если мы будем прислушиваться ко всем рекомендациям, которые нам поступают от цивилизованных стран и институтов, в том числе ПАСЕ, это даст возможность осознать, что недопустимо разрешать проблемы сиюминутно. Это станет фундаментом, который поможет нам постепенно избавиться от популизма и спокойно идти дальше. Но я хочу сказать, что на это нужно довольно много времени. Поэтому пусть никто не надеется, что кто-либо из политиков может прийти к власти и резко изменить ситуацию в лучшую сторону. Здесь важно обозначить тенденции, показать людям намерения.
—Последнее заявление Владимира Путина о наличии тирании в Украине вызвало интерес отечественных политиков: все начали искать, кто же у нас в стране диктатор? Спикер заявил сразу, что российский лидер имел в виду точно не парламент. А на ваш взгляд, кого из украинских государственных мужей имел в виду глава российского государства?
— Я согласен с Александром Морозом и не думаю, что Владимир Путин имел в виду украинский парламент, говоря о тирании. Вероятно, речь шла о некой фигуре, которая нынче пытается совершить ревизию положений Конституции и вернуться к худшим временам единоличного президентского правления. Наверное, это так, и действительно это есть тирания — насильственный захват власти.
— Данные опроса, недавно проведенного Киевским институтом социологии, свидетельствуют о том, что 54,2% украинцев считают наиболее коррумпированным органом государственной власти парламент. Как вы думаете, почему?
— Сколько существует Верховная Рада, столько существуют и отношения избирателей с депутатами. Сначала избиратели голосуют за тот или иной состав парламента, потом они разочаровываются в своих избранниках. Это еще раз демонстрирует наличие популистов среди потенциальных кандидатов в депутаты, которые много обещают и мало выполняют. Кстати, многие уверены, что такие люди представлены только в провластной коалиции. Это далеко не так. Вот лишь один из примеров: Президент недавно обвинил в политической коррупции тех, кто преодолевал вето на закон о Кабинете Министров. А кто вето преодолевал, помните? Блок Юлии Тимошенко.
— Ваш прогноз: нынешний спикерский срок Александра Мороза, последний или он в будущем имеет шансы еще раз стать председателем ВР?
— Могу с уверенностью сказать, что должность председателя ВР — это должность для него. Александр Мороз действительно в этой сфере специалист. Могу утверждать, что это не последняя его высокая должность.