Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир СЕМИНОЖЕНКО: То, что происходит сейчас, — это не реформы, а профанация реформ

21 января, 1996 - 19:23

За 16 лет независимости в Украине по-прежнему нет четких и, главное, — объективных критериев оценки деятельности правительства. Каждое из них громко объявляет о задуманных реформах, но ни одну из них довести до конца так и не удалось. Дело не только в частой смене власти, но и в отсутствии общих стратегических ориентиров развития страны, которые обеспечивали бы преемственность преобразований, считают в общественно-политической организации «Украинский форум». Правительственные программы нуждаются в стратегическом каркасе, иначе страна продолжит топтаться на месте. «Форум» попытался восполнить этот пробел и подготовил национальную стратегию «Украина-2015».

О том, какой будет страна через семь лет, и что именно нужно сделать, чтобы она заняла лидерские позиции, мы беседуем с Владимиром СЕМИНОЖЕНКО, главой «Украинского форума».

— Почему общественная организация взялась за написание государственной стратегии?

— У нас было много правительств — и с программой, и без, как, например, последнее правительство Януковича. Но в любом случае эти документы писались политиками, скажем так, «по собственному вкусу», ведь утвержденной на государственном уровне стратегии развития, хотя это и предусмотрено Конституцией, у Украины нет. Без стратегии, без принятого закона «Об основах внутренней и внешней политики» каждый лидер трактует курс Украины, исходя из собственных политических и мировоззренческих убеждений. Так же произвольно трактуется содержание социально-политических реформ, определяется, какой должна быть политическая система. Это просматривается и у «оранжевых», и у «бело- голубых».

Сегодня ситуация повторяется, «Украинский прорыв» — это взгляд на перспективы страны парламентской коалиции и Президента, но не более. По большому счету это не стратегический документ, а именно программа правительства, то есть документ, который определяет, какие первоочередные шаги нужно предпринять, чтобы исправить кризисное состояние в экономике (ведь ее сырьевой перекос только увеличивается с каждым годом), какие шаги нужно предпринять в других областях. Если же говорить о внешнеполитическом векторе Украины и тем более — о гуманитарных проблемах, то здесь документ нового правительства — это переписывание программных положений некоторых партий из одного политического лагеря, которые отнюдь не представляют взгляды большинства украинцев. Что же касается «Украинского форума», то он подготовил принципиально неполитический, внепартийный документ. В условиях жесткого противостояния «оранжевых» и «бело-голубых» сил, идеологического раскола в обществе мы говорим: давайте как бы начнем с нуля, примем государственную стратегию, а затем пускай каждое правительство утверждает собственную программу, но уже в рамках стратегии, на основе общенационального консенсуса.

— Можно ли согласовать общегосударственные и узкопартийные интересы во власти?

— В Европе, куда мы так стремимся, стратегия служит своего рода сквозной линией государственной политики, какого бы партийного «цвета» ни была действующая власть. Приведу только один пример того, что стратегия первична, что именно в такой последовательности должна осуществляться политика. В Германии, придя к власти, Ангела Меркель положительно оценила и пообещала продолжить те экономические реформы, которые в рамках программы «Повестка дня-2010» инициировал Кабинет ее предшественника Шредера. Можно ли представить нечто подобное в Украине? Нашей власти хронически не хватает ни преемственности, ни согласованности. Именно поэтому общественное участие в подготовке проекта стратегии сегодня не только возможно, но и необходимо. Своей стратегией «Украинский форум» хочет утвердить эту базовую традицию демократии.

— Как сделать так, чтобы стратегия была поддержана обществом?

— Первое и обязательное условие: в ней не должно быть тем, которые сталкивают людей лбами: НАТО, язык, единая церковь, неоднозначные страницы нашей военной истории... Тем более нельзя предлагать категоричное решение любой из этих проблем. Часть общества его не воспримет никогда, а значит — отвернется и от «конструктивного ядра» стратегии. Во-вторых, чтобы стратегия получила действительно общенациональную поддержку, нужно не формальное, а реальное авторство общества в ее создании. Активные люди сегодня готовы не просто поддержать реформы, но и встать на их защиту. Ведь то, что происходит сейчас, это не реформы, а профанация реформ.

— И как на практике вы собираетесь «подключать» общество к формированию стратегии?

— Мы-то как раз от общества никогда не прятались! «Украина-2015» создавалась по итогам круглых столов и общественных слушаний «Украинского форума» в 2006—2007 гг. с участием представителей всех политических сил, ученых, экспертов и журналистов. Мы даже заседания совета «Форума» с самой злободневной повесткой проводим в прямом эфире, чтобы вся Украина нас слушала и слышала. Без заготовок, без регулирования и давления, люди открыто высказывают свои мысли. Можно сказать, что стратегия тоже писалась в прямом эфире. И точка в ней еще не поставлена. Для нас принципиально, что это «открытый текст», который в дальнейшем будет обсуждаться как органами власти, куда мы его уже направили, так и общественностью.

Но вы правильно говорите, проблема «подключения» общества действительно существует. Самое страшное, что сегодня практически все политические лидеры намеренно ставят общество в просящее, унизительное положение. И люди ждут, дадут или не дадут им повышенные пенсии, как быстро вернут вклады Сбербанка. Что получается? Общество, которое на самом деле формирует и должно контролировать власть, самой властью воспринимается только как проситель благ и «электоральный ресурс»! Мы в стратегии отводим обществу совершенно иную — ведущую роль, ведь люди в своем понимании путей развития страны, в своей прогрессивности опережают наших политиков.

— Общественная стратегия не равняется популистской?

— Стратегия должна быть популярной, а не популистской, то есть понятной людям с разным уровнем образования и сферой интересов. Но популистской — однозначно нет! Популистские меры только кажутся кратчайшей дорогой к процветанию. Наши политические лидеры предлагают «пряник обещаний» в обмен на голоса, а потом традиционно говорят: «Ну, извините, не получилось!» или «Нам не дали реализовать задуманное».

И еще. Огромная вина наших политиков в том, что своим популизмом они искажают само понятие социальной справедливости, в результате люди считают, что лучше та власть, которая рекордно повышает дотации населению. И что в итоге? Пенсии и минимальные зарплаты по-прежнему космически далеки от тех, которые могли бы обеспечить достойный уровень жизни. Эффективная социальная политика не может базироваться на понятии «бедность»! Надо не бороться с бедностью, а создавать общество, по крайней мере, среднего достатка. Социальная помощь строится по-другому — нужно дать людям возможность зарабатывать, а тем, кто зарабатывать не может, обеспечивать нормальную поддержку. Но дать хорошо зарабатывать — это значит создать конкурентоспособную экономику, которая, сама становясь богаче, делала бы состоятельней любого работающего.

— Как к этому прийти?

— Нужно менять экономическую доктрину. Сегодня она опирается не на принцип высокого качества, а на принцип дешевизны — сырья, товаров, технологий, рабочей силы. В современных условиях это абсолютно неконкурентная модель. Нельзя до бесконечности экономить на людях, увеличивая прибыль в основном за счет продажи металла и другой сырьевой продукции за границу. Передовая экономика должна ориентироваться на высокотехнологическое производство — современное машиностроение, микроэлектронику, биотехнологии, которые работают, в основном, не на материальных, а на интеллектуальных ресурсах. При этом в «экономике знаний» с единицы продаваемого продукта можно «поднять» гораздо больший процент зарплаты, чем в той сырьевой, связанной с углем, металлом и крупнотоннажной химией, которая есть у нас. Мы должны прийти к тому, чтобы каждый простой человек понимал: чем выше место Украины в рейтинге конкурентоспособности, чем больше у нас современных предприятий, чем лучше наука и университеты, тем выше его пенсия и социальный уровень в целом. И, понятно, выше заработная плата тех, кто трудится. Это одна из главных линий нашей программы, то, чего вы на сегодняшний день не услышите ни от кого. Все разделяют экономику и социальную политику. А это единое целое — нет эффективной социальной политики без современной экономики.

— Какие реформы предложены в вашей стратегии?

— У нас есть проект системных реформ в каждой области — экономике, политике, сфере международных отношений. Если мы говорим об экономике, в первую очередь нужно формировать экономические стимулы для инвестиций плюс создавать такую государственную машину, где правительство не будет меняться каждые семь месяцев, где не выгоняют чиновников партиями после каждой смены власти. У инвесторов должна быть железная гарантия, что инвестиция, вложенная при одном правительстве, продолжит работать при следующем. К тому же у нас уникальная страна, где инвестиции — как внутренние, так и внешние — облагаются колоссальными налогами. В других странах, наоборот, государство еще приплачивает за любую входящую инвестицию.

Мы предлагаем политику четких приоритетов. Смотрите, сегодня иностранцы скупают украинские банки, инвестируют в недвижимость и землю, то есть во все то, что финансово конъюнктурно. Инвестиций в высокотехнологические проекты вы практически не найдете. Технологическая модернизация отечественных промышленных предприятий происходит не благодаря, а вопреки проводимой экономической политике. У нас нет государственной линии относительно формирования мощных отечественных ТНК. Более того, совершена большая глупость с перепродажей «Криворожстали» иностранной корпорации.

Поэтому первый шаг — определить отрасли, в которых Украина может стать конкурентоспособной на мировом рынке. Это новейшие отрасли, которые связаны не просто с сырьем, а с его переработкой, еще лучше — с высокими технологиями, где максимально заложена прибыль, обусловленная интеллектуальным трудом, энергосбережением, «экономикой знаний». Именно в этих отраслях нужно целенаправленно увеличивать инвестиционную привлекательность. Так сегодня делают Индия и Китай, делает любая страна, которая хочет выйти на достойный уровень в мировой экономике.

— А политические реформы? Какую цель должны преследовать они?

— Развитие госуправления, которое последовательно заботится об интересах страны, и профессионализм власти. К сожалению, подбор правительственных кадров исключительно по принципу принадлежности к коалиции, родственных связей и личной преданности уже воспринимается только анекдотически. Мы должны создать такую систему, где востребованы грамотные управленцы, но для этого нужно кардинально менять сами принципы формирования власти. Сегодняшняя система выборов ведет к тому, что чуть ли не нормой стало избрание в депутаты шоферов, охранников и секретарш партийной верхушки. А тем временем в ведущий парламентский комитет по науке и образованию никто не хочет идти — нет ни желания, ни специалистов. Поэтому, прежде всего, необходим переход к голосованию по открытым спискам на выборах в Верховную Раду и завершение конституционной реформы.

В Украине никогда не было царя, зато была Запорожская Сечь. Украинский народ исторически склонен к коллегиальному принятию решений на вече или толоке. Поэтому нам нужно укреплять парламентаризм, но не за счет «ослабления» президента, а тщательно согласовав полномочия всех центров власти. Например, весь состав правительства должен формироваться коалицией, в нем не должно быть чьей-то квоты и «внутренней оппозиции».

— Что вы считаете главным в стратегии «Украина- 2015»?

— Мы настаиваем на том, что у Украины есть свой путь в истории, она отличается и от России, и от западных стран. Поэтому главный ориентир для украинского государства — быть самостоятельным в определении задач и путей национального развития. Никто, кроме нас самих, в благополучии Украины кровно не заинтересован! Мир — в жесточайшей конкуренции, пора самим четко поставить вопрос: чего мы хотим? Как можно скорей оказаться в ЕС, но быть там второстепенной страной? Да никто нас туда и не хочет принимать! Или войти в «пул» развитых, богатых государств на равных? Хватит искать свое место в геополитике, пытаясь сыграть на противоречиях между РФ и США, — это ущербная позиция! Лучше усилить сотрудничество и с той, и с другой стороной.

Самое важное — не жить под диктовку других стран и международных организаций. Украине нужно выйти из режима внешнего управления. Мы убеждены, что успешная Украина должна полагаться на собственный разум. Все остальные рецепты — например, повторять то, что уже сделали другие, но быстрее и интенсивнее — только законсервируют отставание, а значит и пассивную роль страны в международной политике. Самостоятельность, субъектность Украины — ключевое для нашей стратегии понятие, на ее достижение должны быть направлены и социально-экономические, и политические реформы.

Татьяна МОСЕНЦЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ