Посол Украины в США Валерий Чалый сообщил: готовится соглашение о передаче Украинскому государству двух американских катеров типа «Айленд» (Island). По словам Чалого, Украина может получить права на катера уже в этом году, а появятся в Черном море они в 2019-ом. По словам дипломата, идет речь о пилотном проекте, который позволит насадить схему прямых закупок в США. «Если мы сделаем такой проект, мы сможем закупать более современное вооружение у Соединенных Штатов», — сказал он.
Казалось бы, после такого заявления должны прозвучать громкие аплодисменты. Но будут ли они уместны, если вспомнить, что о бесплатной передаче Украине этих двух катеров разговоры тянутся еще с 2014 года, но все это время именно украинские инстанции препятствовали, потому что, мол, согласно действующему законодательству невозможна прямая, без посредников, закупка военным ведомством оружия за рубежом даже за символическую цену в $1? И если вспомнить, что в американских медиа пару лет назад появились прозрачные намеки, будто бы появление таких катеров невыгодно производителям похожей техники в Украине, а теперь боевые катера для моря производит одно-единственное предприятие — «Кузница на Рыбацком» (бывшая «Ленинская кузница») в Киеве, чьими бенефициарами, по данным программы «Схемы», является Петр Порошенко и его друг, народный депутат Игорь Кононенко? И что достаточно было бы «отмашки» этих двух лиц, чтобы Верховная Рада по сокращенной процедуре за день изменила нужные законы?
А между тем, учитывая крайне неблагоприятную для Украины ситуацию на Черном и Азовском морях и захват россиянами в Крыму почти всех кораблей ВМСУ, единственным выходом является создание т. наз. «москитного флота». Это большое количество маленьких, но сверхскоростных, с мощным ракетно-артиллерийским вооружением катеров. Действительно, корабль класса «корвет» стоит не менее $200 млн. А «москитные» корабли намного дешевле при сопоставимой огневой мощи. Они могли бы создать большие проблемы флота страны-агрессора в случае его атаки на украинское побережье, нападая на его корабли «стаями» по несколько катеров под прикрытием авиации, которая существенно утрудняет наблюдение и отпор. Когда-то такими группами действовали маленькие «чайки» запорожцев против больших турецких парусников и галер. Как свидетельствуют исторические источники, эта тактика дала украинскому казацкому флоту немало блестящих побед над преобладающими силами врага.
Скажут: разве можно ругать «Кузницу», которая поставляет ВМСУ малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155, что называются еще «Гюрза-М»? Но давайте вспомним, что первая презентация этой продукции была, когда в 2003 году тогдашний президент Узбекистана Ислам Каримов заказал две «Гюрзы» для охраны и контроля реки Амударья. Для выполнения таких задач «Гюрзы» подходили идеально. Они могли бы и в Украине очень бы пригодились где-то на Дунае или Днестре. Но на море? «Гюрза» выдерживает морские волны не больше 2-3 баллов. Если больше, то ей лучше быть в порту, потому что в море будет тонуть, не имея соответствующих мореходных качеств, и не сможет вести огонь. Скорость «Гюрзы-М» 25 узлов. Для сравнения: корабль класса эсминец имеет скорость 32 узла, а стандартный торпедный катер стран НАТО еще 40 лет тому назад имел скорость 50 узлов. «Гюрза-М» имеет 30-мм автоматическую пушку с ограниченной дистанцией выстрела и два ПТРК «Барьер» с дальностью огня 5 километров. Какой же корабль российского Черноморского флота, вооруженный ракетами с радиусом действия 70-100 километров и больше, позволит «Гюрзе» подойти к себе на расстояние поражения ее пушечки или ПТРК? Украинские моряки будут обречены на бессмысленные жертвы без всякого вреда для врага. Эти катера годятся лишь для высадки диверсионно-разведывательных групп, и то в тихую погоду. А американские катера по мореходным качествам значительно лучше, они принадлежат к т. наз. ocean going, то есть их можно использовать в пределах и за пределами Черного моря (дальность — до 3000 миль). По размерам «Айленд» в полтора раза больше украинской «Гюрзы-М», имеет втрое большую численность экипажа и может вести эффективный огонь при волнах в 3-4 балла — когда «Гюрзам» следует убегать в порты. Командование ВМСУ не может не знать всего этого, но вряд ли осмелится в нынешних условиях сказать правду высшей власти, которая зарабатывает на производстве «Гюрз».
В целом же в составе ВМСУ на сегодня — 6 катеров «Гюрза-М», что составляет треть боевых единиц, среди которых еще пять артиллерийских катеров других проектов. Строится еще две «Гюрзы», в целом запланировано иметь 18. Но это тот случай, когда количество не переходит в новое качество, такие катера не могут эффективно противостоять россиянам даже на Азовском море, куда те недавно перебросили около 10 боевых единиц с Каспия в придачу к уже имеющимся.
Впрочем, в Украине запланировано построить в ближайшие годы еще три быстроходных ракетных катера проекта «Лань», которые по мореходности сопоставимы с «Айлендами». В «москитном флоте», по словам командующего ВМСУ Игоря Воронченко, «основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа «Лань», который будет фактором сдерживания агрессора в Черном море». Замечательно! Но... Невзирая на то, что они разработаны в Николаеве, производить их, как сообщают СМИ, будет та же «Кузница». В Николаеве хватает судостроительных заводов, которые фактически простаивают; на этих верфях в свое время строились тяжелые ракетные крейсеры и авианосцы, там есть (пока еще) опытные кадры. Однако власть не может (или не хочет) навести на этих заводах порядок; даже больше: Черноморский судостроительный завод, на котором медленно строится заложенный еще в 2011 году многоцелевой корвет проекта 58250, названный «Владимир Великий», принадлежит известному пророссийскому олигарху и нардепу от «Оппоблока» Новинскому, потому мы очень сомневаемся, что этот корвет будет спущен на воду в 2020 году и что вовремя будут построены все 4 запланированных корабли. И вообще, о каких новинках и тайнах в вооружении можно вести речь, когда этот корвет строится (если действительно строится) на заводе олигарха, который публично накликает на Украину «гражданскую войну»? Однако нынешняя верхушка Украины не может (или не хочет) навести порядок на верфях города (а что там нет порядка, говорил тот же Игорь Воронченко), загрузить их государственными заказами, сохранив и вернув на работу тех специалистов, которые там еще есть.
Впрочем, с катерами проекта «Лань» имеем еще нечто интересное. В Николаеве этот проект был адаптирован под заказ Вьетнама как артиллерийский катер того же типа, что «Айленд», то есть способный действовать в океане. Вьетнам построил уже 4 таких катера (скорость — 32 узла, дальность плавания — 2500 миль, автономность — 30 суток, вооружение — две пушки и тяжелый пулемет) и 3 катера с облегченным вооружением (две спаренные автоматические пушки) для береговой обороны. А среди задач артиллерийских катеров — уничтожение десантных кораблей и корветов противника (напомним, что главный потенциальный противник Вьетнама — Китай) и обеспечение операций основных сил флота. Именно то, что нужно Украине на Черном море. Однако почему-то об этом варианте катеров проекта «Лань» даже не вспоминают, хотя именно артиллерийские и ракетные катера этого типа должны были бы уже входить в украинский «москитный флот».
Вообще, судьба украинского флота в новейшие времена откровенно грустна — ведь государством руководили или безответственные персонажи, или откровенные предатели, или персонажи, которые совмещали все эти черты. Поэтому неслучайно при правлении Леонида Кучмы после разделения Черноморского флота СССР между Россией и Украиной, когда последняя получила около 70 военных кораблей разного класса, пошли на металлолом 3 из 4 фрегатов («Севастополь», «Николаев», «Днепропетровск»); 4 корвета («Ужгород», «Сумы», «Херсон», «Изяслав»»), 1 из 3 больших десантных кораблей («Ровно»), 3 малые десантные корабли. Именно поэтому в разгар Оранжевой революции Кабмин Януковича (которому уже было выражено парламентское недоверие) дал очень сомнительный с точки зрения законности «зеленый свет» решению о списании 30 боевых кораблей и вспомогательных судов, среди которых были только что упомянутые фрегат «Севастополь» и корвет «Изяслав», а также ракетный катер «Умань». Новый Верховный главнокомандующий Виктор Ющенко это решение не отменил. Даже больше: при его «гетьмануванні» были списаны корвет «Измаил» и малый десантный корабль «Донецк», который был построен уже в независимой Украине (введен в строй в июне 1993 года). А еще, как рассказывали СМИ, при Ющенко Польша предлагала нам две подводных лодки в боеспособном состоянии, поскольку она намеревалась заменить их новейшими образцами. А в конце 2008 года вроде бы планировалась передача ВМСУ трех выведенных из состава US Navy фрегатов типа «Oliver H. Perry» (из новых членов НАТО два таких корабля получила Польша), но эти проекты так и остались на бумаге. При Януковиче-президенте на металлолом отправили корветы «Кременчуг» и «Ужгород» и ракетный катер «Каховка». Осуществлено это было, очевидно глумясь над Украиной, 7 ноября 2012 года, в «красный день календаря». Ну, а судьба фрегата «Байда Вишневецкий», однотипного с «Сагайдачным», вообще печальная. Он был готов на 37%, но его при Кучме просто порезали на металлолом. Еще более печальная судьба ракетного крейсера «Украина», который ржавеет в Николаеве на приколе, готовый еще 20 лет тому назад на 96%. Корабль такого класса способен своими ракетами уничтожать морские и сухопутные цели на расстоянии свыше 600 километров. Но достроить его уже вряд ли возможно, а потому в прошлом году президент Порошенко издал указ о демилитаризации корабля. Дальше путь очевиден — или продажа за бесценок за границу (как готового на 67% авианосца «Варяг», официально купленного за $20 млн и достроенного Китаем), или превращение в металлолом. Что же, незаурядная выгода и для чиновников, и для олигархов — целый флот порезать на металл, не так ли? И никаких проблем!
А проблемы у тех, кто уничтожал украинский флот и не давал его развивать, должны были бы быть. Специальный трибунал должен был бы изучить все обстоятельства списания боевых кораблей, которые после ремонта могли бы ходить по морю еще 15-20 лет (это не голословное утверждение — один из нас был членом редколлегии газеты «Флот Украины». Второй неоднократно читал лекции офицерам ВМСУ в Севастополе и Донузлаве, поэтому мы имели и имеем информацию с первых рук) и фактической сдачи 80% единиц флота россиянам в 2014 году (включительно с почему-то на протяжении правления Кучмы-Ющенко-Януковича так и не достроенными корветами «Львов» — готовность 95% и «Луганск» — готовность 60%). Должны быть проблемы и у тех, кто сегодня заботится не так о будущем ВМСУ, об их способности защитить Украину с моря, как о собственной финансовой выгоде.
Нужна реальная работа по укреплению морской обороноспособности Украины, а не пиар-имитация. Времени остается все меньше, а искушение для Кремля решить все одним мощным ударом все растет. И оно будет расти, если будет ослабевать Украина на морском направлении...