Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воевать с терроризмом

должны не армии, а спецслужбы «Новым вызовам для Европы нужно противостоять сообща», — убеждены в Центре им. Джорджа Маршалла
2 октября, 2001 - 00:00

У краинское Министерство обороны обратилось с просьбой к Европейскому центру изучения вопросов безопасности им. Джорджа Маршалла расширить представительство украинских военных в этом учебном заведении. Руководство Центра, который был открыт 5 июня 1993 года в немецком городке Гармиш-Партенкирхен, согласилось с этим. Все говорят, что это взаимовыгодный вклад в новую историю. Но история не пишется с чистого листа.

У Центра Маршалла две легенды — официальная и не очень. Напомню — армейский генерал, а потом — министр иностранных дел Соединенных Штатов Джордж Кэтлетт Маршалл известен как разработчик и вдохновитель плана экономического возрождения Западной Европы при активной финансовой и технической помощи США. Оправдавший надежды план был разработан после Второй мировой войны, когда стало ясно, что у недавних союзников США и СССР слишком разные взгляды на будущее Европы, и дальше им не по пути.

После завершения «холодной войны», проигранной Советским Союзом, Европейский центр изучения вопросов безопасности им. Джорджа Маршалла работает ради того, чтобы вновь разделить бремя ответственности США за безопасность в Европе — уже не столько со старыми, сколько с новыми партнерами. Центр занимается уникальными образовательными программами по вопросам безопасности, в которых принимают участие должностные лица, представляющие более 45 стран. Задача — оказать содействие странам Центральной Европы в создании оборонных институтов, совместимых с демократическими процессами, рыночной экономикой и гражданским контролем.

Что же касается неофициального, то по чистой случайности, Центр им. Дж.Маршалла располагается в тех «шеридановских казармах», где с 1964 года размещалась база известного в узких Русского института ВС США. Около 40 процентов его слушателей составляли представители спецслужб различных американских ведомств — включая ЦРУ, Госдеп. В самом Центре Маршалла осталась разве что Программа подготовки офицеров-страноведов, специализирующихся по странам евразийского региона. Тут готовят офицеров вооруженных сил США и гражданских служащих министерства обороны США к службе на ключевых должностях, в частности в странах бывшего Советского Союза. В программу обучения входят углубленные курсы русского, украинского и других языков; изучение военно-политических и региональных проблем; а также стажировку в соответствующих странах.

У Центра Маршалла два хозяина — правительства Соединенных Штатов и Германии. Это заметно и по структуре руководства Центра, где у директора Роберта Кеннеди два заместителя — американец и немец. Представитель Германии — генерал-майор в отставке Уинфрид ДУНКЕЛЬ, на прошлой неделе посетил Украину, где встретился с представителями военного руководства страны. Также в Киеве состоялась вторая международная конференция, организованная Центром Маршалла непосредственно для украинских военных. Обсуждалось оборонное планирование и прогнозирование, а также возможность использования Украиной опыта стран НАТО в переводе Вооруженных Сил на службу по контракту.

Уинфрид Дункель убежден, что принципиально важным является подход к изучению сложных проблем национальной безопасности, включая формулирование стратегии, планирование обороны, урегулирование кризисов и вопросы кооперативной безопасности, с учетом различных точек зрения. И тут важнее не то, «что» следует думать по тому или иному вопросу, а «как» необходимо мыслить…

— Господин генерал, как какие критерии отбора слушателей на курсы в Центр Маршалла из тех стран, представители которых проходят обучение в Гармише?

— Программа изучения вопросов безопасности и обороны предлагает три международных курса обучения для военных и гражданских должностных лиц. Эти курсы посвящены пристальному изучению широкого спектра вопросов, касающихся процессов выработки и осуществления политики национальной безопасности в демократических государствах. Дважды в год проводится тематический двухнедельный курс для генеральского состава. Обычно это 60 участников. Особое внимание уделяет практическому рассмотрению вопросов, касающихся управления оборонной сферой и формулирования стратегии в новых демократических государствах. В ходе курса подготовки руководящего состава, программа которого постоянно пересматривается и обновляется, дается подробный анализ вызовов, угроз и возможностей, стоящих перед Европой и Евразией.

Второй курс предназначен для старшего офицерского состава. Это уровень полковника — подполковника. Курс длится 15 недель, также дважды в год. И также где-то 60 слушателей. Наиболее важен с нашей сточки зрения курс под названием «Лидеры 21-го века», продолжительностью 9 недель. Он рассчитан на более молодых специалистов, в основном, для военнослужащих в звании майора/капитана. Курсы проводятся трижды в год. Несмотря на то, что настоящий курс ориентирован на штабных офицеров, его цель заключается в содействии развития взглядов завтрашних лидеров по широкому спектру проблем безопасности, с которыми их государствам предстоит столкнуться в недалеком будущем.

Но не нужно думать, что мы занимаемся подготовкой военных специалистов. Это было бы неправильно. Мы приглашаем на учебу высокопоставленных должностных лиц из различных структур государственного управления, имеющих отношение к решению оборонных проблем. Это дипломаты, парламентарии. Честно говоря, мы бы хотели увеличить количество гражданских слушателей. Сейчас на рассмотрении конгресса США находится закон, который создаст правовые основы для расширения гражданского сегмента в образовательной деятельности центра Маршалла.

Главная направленность нашей деятельности — это вопросы национальной безопасности. Но собственно военная составляющая безопасности не должна и не может быть доминирующей. Мы бы хотели видеть у себя и журналистов, и специалистов, которые занимаются экономической проблематикой. Это будет способствовать большей открытости наших курсов для гражданского общества.

У нас в Гармише сейчас учится более 2 тысяч участников. Из них лишь 10 процентов — представители стран НАТО.

— А какое из государств — не член НАТО лидирует по численности слушателей?

— Украина направила для участия в наших курсах и конференциях более 300 человек. По количеству это наибольшее представительство после России. Наша поддержка активности Украины имеет ряд причин. Ми считаем, что Украина является очень важным элементом на пути других государств к Европе, Европейскому Союзу. Именно поэтому мы готовы расширить представительство Украины в Центре Маршала, чтобы укорить реформирование и ваших Вооруженных Сил, и вашего общества. К тому же, соответствующая просьба была и от вашего Министра обороны.

Мы положительно отреагировали на это предложение с украинской стороны. И сейчас у нас есть намерение увеличить количество участников наших курсов с 350 человек до 600 уже в 2002 году. Таким образом, Украина сможет получить еще большую отдачу от курсов в Центре Маршалла. Также в следующем году в Украине пройдет третья международная конференция с привлечением наших преподавателей и представителей, посвященная гражданско-военным отношениям.

— После окончания Второй мировой войны, затем — войны холодной, у США и европейских стран новый серьезный противник — международный терроризм. Повлияет ли этот вызов на подходы и вклад центра Маршала в формирование и выработку оптимальных путей эффективного обеспечения безопасности?

— Терроризм — это проблема не только одной или двух стран, а и всего мира. Конечно, эта угроза будет одной из тех, которые нужно учитывать при формировании стратегии национальной безопасности. Но я не склонен считать, что противодействие терроризму станет ключевым элементом этой системы. Да, наши представления о роли и задачах вооруженных сил в борьбе с терроризмом претерпят определенные изменения. Вероятно, какие-то части в армиях большинства государств начнут целенаправленно готовиться к борьбе с террористами. Что же касается более глобальных подходов в области безопасности, то она останется неизменной.

Военная сила — не главное средство в борьбе с террористами. Сначала нужно использовать дипломатические ресурсы, нудно изолировать таких людей, нужно разрушить их каналы поступления денежных средств. И это требует консолидированных сил нескольких стран. В этих условиях, естественно, нам нужно теснее сотрудничать между собой в области сбора разведывательной информации и обмена такой информацией. Традиционно разведывательная информация считается глубоко внутренним делом каждого государства. Обмен такой информацией всегда очень усложнен. Ведь вы открываете для внешнего взгляда очень серьезные и важные национальные интересы.

Но в нынешних условиях вопрос борьбы с терроризмом сегодня стоит настолько остро, что для всех цивилизованных государств защита от терроризма как раз относится к категории первоочередных национальных интересов. Мы должны создать союз, альянс гуманности против этих паразитов. Ведь террористы паразитируют за счет всего общества. Они не беспокоятся о жизни других людей, они пользуются социальными благами, а когда вдруг решают, что настал момент для удара, они просто делают это — в противовес интересам всего цивилизованного общества. И мы будет жить в лучшем мире, если объединим наши усилия в борьбе с терроризмом.

Сергей ЗГУРЕЦ, Центр исследований армии, конверсии и разоружения (www.defense-ua.com) — специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ