Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Волки от испуга скушали друг друга»,

или Третий правительственный кризис перед выборами
28 сентября, 1999 - 00:00

Вы будете смеяться, но первый вице-премьер- министр Анатолий Кинах заговорил по-украински. Если это не подготовка к посту премьера, то что же? Очень своевременно, поскольку сам премьер Валерий Пустовойтенко отправился на переговоры с МВФ о продолжении программы расширенного кредитования. Есть подозрения, что вернется ни с чем. Пока. Но это уже повод, дабы еще раз и Президент, и парламент, то есть наиболее заинтересованные в нем силы, могли вернуться к попытке правительственного «переворота» прямо накануне выборов. Только с этой точки зрения и следует рассматривать любые процессы, происходящие в настоящее время в парламентском и околопарламентском истэблишменте. В том числе и инсценировку, разыгранную в Раде на минувшей неделе.

Как известно, разогнать парламент нельзя, он может только самораспуститься. А чтобы принудить большую часть депутатского корпуса прекратить работу в ВР, то есть добровольно отказаться от мандатов, нужно внятно гарантировать депутатам что- то взамен. За все последние годы, как показал опыт, эта задача Президентом не решена. Единственным относительно сносным стимулом для пропрезидентских сил в ВР всегда оставалась надежда заполучить рычаги управления правительством, но стимул этот Л.Кучма использовать так и не сумел. Методы же принуждения, как то «наезды» на бизнесструктуры и прямое запугивание небольшой группы парламентариев, могут сработать лишь для блокирования преодоления вето Президента, но не более того.

Однако попытки «подставить» ВР накануне президентских выборов, перенацелив отрицательные эмоции сограждан с исполнительной власти на законодательную, — дело вполне «технологичное». Благо, сам Президент постоянно говорит на эту тему. Другой вопрос — как именно это провернуть. События минувшей недели показали, что устроить даже достойное предвыборное шоу на почве «неконструктивности» парламента президентские «сатрапы» не умеют. Соответствующий «соцопрос» о ненависти народа к законодателям мелькнул однажды в эфире — и пропал. Силовики по ТВ начали постепенно «съезжать» с темы чрезвычайки и даже почти оправдываться. В конце концов, по здравом размышлении складывается впечатление, что провокация со скандалом Бродского-Кендзьора оказалась повернутой в пользу не президентской власти, а именно Верховной Рады, поскольку позволила засветить и патологическую страсть президентских сил к развалу ВР, и их бессилие.

А между тем, маленькая победоносная война против парламента была нужна именно Президенту. С имиджем бессилия перед обстоятельствами трудно идти на выборы в качестве «единственного» кандидата, особенно если обещаешь ныне положить на лопатки всех без исключения конкурентов, а в будущие пять лет победить не только кучку каких-то там депутатов, но и саму матушку-разруху. Поэтому даже вопреки закону и Конституции, Президенту теоретически имело смысл выступить против Рады с позиции грубой силы. Ведь и в целом предвыборная ставка сделана не на любовь и веру избирателей, и уж тем более, не на их правовую грамотность и законопослушание, а на страх и покорность. Развивать и укреплять подобные чувства, демонстрируя «кровь» поверженного врага — законодателя, в таком случае просто необходимо. Бей, так сказать, депутатов, чтоб избиратель боялся...

Наверное, все это было бы реализовано более грамотно, будь у Президента и его окружения ответы на следующие вопросы: зачем и что он будет с этим делать? Назначит новые парламентские выборы, опять в однопалатный парламент и на действующей избирательной базе, то есть по смешанной системе? А как же обещанный губернаторам двухпалатный? Назначит конституционный референдум, хотя для его проведения нет никакой правовой базы, и даже верный ЦИК не сможет реализовать указанный процесс? Назначит законодательным органом «Злагоду»? Ну, допустим, такие «правовые мелочи» после антиконституционного переворота Президента могут и не волновать, если под командованием Главнокомандующего есть верные силовые структуры, готовые на все...

Но как в отсутствие парламента Президент может осуществлять исполнительную власть? Продолжить указом полномочия правительства В.Пустовойтенко на те самые 10 лет, о которых мечтает премьер? А как же тогда бесконечные стоны о необходимости создания коалиционного правительства на базе парламентского большинства? Впрочем, если и разговоры о большинстве — лишь предвыборная риторика, то существует пока еще только один реальный ограничитель, не позволяющий Президенту немедленно ввести в стране единоличное правление антиконституционным путем. Это — зависимость от внешних экономических и политических партнеров. Последние, даже заранее выражая пессимизм относительно демократической перспективы Украины, все же в силу своих собственных правил игры вынуждены требовать от Украины видимости легитимной власти, чтобы иметь повод сотрудничать с ней в рамках международного правового поля.

Десять лет постоянного общения с открывшимися нам Европой, Америкой и международными структурами уже позволили избавиться от каких-либо иллюзий насчет их двойных стандартов. А вот относительно бесспорного прагматизма внешних партнеров все еще остаются вопросы. Так, закрывшие глаза на события 1993 года и на совершенно извращенные президентские выборы 1996 года в России, страны западного мира, молчаливо поддержавшие «демократическую президентуру», кажется, начали понемногу прозревать в августе минувшего года, когда российские партнеры неизвестно куда «ухнули» ранее взятые миллиардные кредиты, и совершенно прозрели уже теперь, когда собственные американские выборы вынесли на поверхность скандал с семьей президента Ельцина, попутно замарав некогда «слепых» и неразборчивых политиков супердержавы. Урок «мировой общественности» состоит в том, что теперь поздно искать субъектов расхищения внешних кредитов, и можно лишь, пардон, «в свинячий голос» вводить программы контроля собственных банков, создавая проблемы собственным же законопослушным гражданам...

Как же этот опыт перенесен на Украину? Да, в общем-то, никак. После того, как в 1996-97 годах именно американцы добивались от Президента Л.Кучмы устранения коррумпированного премьера П.Лазаренко, но он не прислушивался к их советам, а затем уволил орденоносца по состоянию здоровья и сослал в те же Штаты, — США продолжают не только выделять под политическую линию Л.Кучмы государственную помощь, но и позволяют МВФ с МБ сотрудничать с полулегитимным правительством Украины. Более того, последние транши кредита выдаются Кабмину, срок полномочий которого истекает буквально на днях, и не скрывают, что этот заем носит сугубо политический предвыборный характер помощи Президенту Кучме, который внешние кредиты тратит на социальные подачки обнищавшим избирателям. Интересно, как господа партнеры помогая Л.Кучме переизбраться, а потом еще и ликвидировать конституционный строй в Украине, намерены добиваться от него возврата долгов? Ну, да, брал деньги, ну, не может Президент их вернуть, ну, объявите его банкротом... А пять лет власти у него все равно в кармане, больше ему и не понадобится. Ну, будет в Украине «болгарский вариант» на почве «реформаторской власти», — чем это выгодно Западу, кроме возможности таки отделиться от России и Украины «железным» занавесом? Так может, это и правда, что несколькими миллиардами долларов цивилизованный мир желает откупиться от Украины, лишь бы не лезла со своей евроинтеграцией и не мешала решать Западу собственные проблемы, возникшие в связи с первым, и, похоже, последним этапом расширения?

Если это так, то дальнейшая предвыборная борьба в Украине уже бессмысленна: парламент будет распущен, выборы сфальсифицированы или отменены, Конституция растоптана и чрезвычайное положение установлено на неопределенное время. Однако если где-то там задача поставлена именно таким образом, то для ее реализации следует поступить проще: избрать на пост президента Н.Витренко. Тогда через короткое время и у НАТО появится возможность испытать новые вооружения, создание которых стимулировано только что завершившейся войной в Югославии.

Однако поскольку пока утверждать подобные вещи мы не вправе, приходится найти более оптимистичный вариант в том, что происходит за месяц до выборов в высших эшелонах власти Украины.

Реальная цель, которая может быть сегодня поставлена перед готовыми к провокациям пропрезидентскими силами в парламенте, проста до неприличия: нужно всего лишь вывести ВР из игры до выборов. Чтобы прекратить неуклонное и методичное принятие решений, выбивающих почву из-под ног Л.Кучмы. Так, «неработоспособная» ВР регулярно принимает социальные законы, которые можно называть популистскими, но нельзя не выполнять. Рада также постоянно вносит поправки в закон о выборах, что не позволяет президентским штабам построить четкую систему фальсификаций. При этом принимаются такие поправки, которых требует и ЦИК, а значит — Президент далеко не всегда может их заветировать. ВР вплотную занялась тем, о чем был должен позаботиться Главнокомандующий — правовой и материальной базой силовых структур. И т.д. и т.п.

Далее, парламент все же победил исполнительную власть в вопросе о прямой трансляции. Процедурные «заморочки», к которым прибегал НТКУ, вышедший из подчинения самого премьер-министра, привели к тому, что даже самые аполитичные граждане стали интересоваться: а что же, собственно, скрывает правительство от народа, если боится выслушать вопросы депутатов и ответить, куда потрачены внешние заимствования. Кстати, вопрос не в последнюю очередь интересует и тех самых иностранных кредиторов Украины, которые раздумывают над перспективой потери своих «политических инвестиций».

Что до инвестиций, политических и простых, то они опять упираются в вопрос о правительстве, то есть в отношения между ВР и Кабмином, а отнюдь не Президентом. «Дело о трансляции» — не более чем искусственный шум, созданный вокруг мучительного вопроса о реальном статусе и составе исполнительной власти в Украине. На «дне правительства», отложенном ВР, все еще теоретически может возникнуть тема инициирования отставки. С трансляцией или без. Как ни парадоксально, об этом на брифинге в ВР еще 20 сентября заявил сам вице-спикер В.Медведчук (ну, еще бы, у Украинского кредитного банка только что КМ отнял право на управление теми самыми тремя облэнерго!), хотя и напомнил о том, что процедура отчета правительства и голосования по отставке требует времени. Да, 10 дней с момента инициирования. Если бы ВР не «зацепилась» за вопрос трансляции, — то речь могла бы идти о начале процедуры еще 21 сентября с ее завершением где-то 5 октября. Но, невзирая на все резкости, которые пришлось выслушать премьер-министру от спикера, А.Ткаченко все-таки явно его защищает, хотя и обещал более этого не делать. Так что, перенеся в очередной раз «день правительства», ВР пока только установила новые сроки возможного дела об отставке. По календарю, если считать от 12 октября, — 22 октября, то есть за неделю до выборов президента. Каков в этом будет смысл, кроме политического шоу? Да, в общем- то, тот же самый, что и всегда. Отставка правительства — это не назначение нового в течение короткого времени, а перевод нынешнего состава в положение и.о. На период не только выборов, но и подготовки бюджета- 2000, и переговоров с кредиторами относительно будущей расплаты за все. Ну и, разумеется, особый фон для очередной серии переговоров политических сил, намеревающихся при любом новом президенте все же проникнуть в Кабмин, который в любом случае будет коалиционным. Достаточно вспомнить названия пяти фракций, готовых устроить внеурочные парламентские каникулы, но не готовых для этого реально заблокировать работу ВР, — чтобы, не дай Бог, без них дележ не совершился...

Кстати, коалиционное правительство, — это, как можно предположить, теперь и есть политическое требование МВФ и прочих сопутствующих кредиторов Украины, на основе которого еще могут быть проведены переговоры об отсрочке дефолта и создании новой программы «реанимации» украинской экономики. Об этом знает не только Президент Л.Кучма, бессмысленно повторяющий ничего не говорящие ему слова «парламентское большинство» и «коалиционное правительство», но и прочие субъекты процесса. И, кстати, именно эти субъекты в самом парламенте теперь, перед выборами, грозятся впервые рассмотреть вопрос о поправках к Конституции насчет передачи ВР полномочий формировать Кабмин, да и попутно — старинный закон о Кабмине, избавляющий исполнительную власть от опеки Президента. У внешних наблюдателей есть возможность сравнить, кто и какими методами движется к реализации согласованной идеи о «коалиции». А премьеру следует быть поосторожней, когда он уверяет, что нынешний состав КМ не собирается никому власть отдавать. Еще только Кабмина- узурпатора нам не хватало.

Однако ключевым моментом в работе октябрьской сессии ВР явится официальное представление проекта бюджета-2000 от имени правительства. ВР заботливо обеспечила этому акту режим полного благоприятствования, назначив его на 7 октября, тогда как очередную шумную кампанию вокруг трансляции «дня правительства» перенесла на 12, а не 5 октября. Смысл такого аккуратного обращения с проектом бюджета-2000 очень понятен: ни в коем случае парламент не может допустить срыва бюджетного процесса. Разумеется, за созданной искусственно шумихой мало кто заметил, что бюджетный комитет ВР не уступил ни пяди своих позиций. Тогда, как в исполнительной власти царит полный хаос. То Президент заявляет, что КМ не имел права подавать бюджет на старой налоговой основе (чем не повод для беспокойства премьера о своем статусе?), то сам премьер журит правительство за профицит, и уже обещает бюджетному комитету, что речь пойдет о нулевом дефиците. Вопрос: кого же больше боится В.Пустовойтенко — гнева Л.Кучмы или недовольной гримаски Ю.Тимошенко?

Здесь, пожалуй, и ответ на вопрос, кому и почему выгоден «раздрай» в ВР, откуда и зачем идея краткосрочных парламентских каникул до выборов. Интересы самого Президента присутствуют только как прикрытие совсем иного источника дестабилизации. Что же до роли в этой истории фракции «Вiдродження регiонiв», которая странным образом оказалась в одном лагере с НДП, — то надо отдать должное Г.Омельченко, который вовремя подбросил дело Волкова, сплотив в безысходном порыве к самозащите заклятых друзей Л.Кучмы. Пока они душат друг друга в объятьях, парламент сможет работать несмотря ни на что. Или тем, кто сегодня открещивается от авторства провокаций, придется поломать голову посерьезней. Вот, например, сам Л.Кучма, который не видит оснований для снятия своей кандидатуры с регистрации, подбрасывает тему: о психиатрической экспертизе кандидатов. Клюнет ВР — сколько крику-то будет!

А пока все более очевидной становится та роль, которую вопрос о статусе и составе правительства играет в нынешних президентских выборах. Возможно, не будет даже большим преувеличением сказать, что выиграет тот кандидат, который правильно решит эту проблему еще до выборов.

Ирина ПОГОРЕЛОВА, «Политические хроники», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ