Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

Есть ли крайне правые в Украине?
11 января, 2003 - 00:00

Дмитрий КОРЧИНСКИЙ, телеведущий, экс-лидер УНА-УНСО:


— В Украине существует проблема с определением правых и левых. У нас правыми называют националистов. Националисты сейчас в жалком состоянии, и актив всех вместе взятых националистических организаций насчитывает две- три сотни человек. Думаю, что в ближайшее время это дело у нас будет немного активизироваться, потому что имеется соответствующая почва для него и спрос. Я никогда себя не трактовал как крайне правого или националиста образца 20— 30 годов. И потому особо не чувствую своей вины за жалкое состояние этих людей. Мне кажется, их основная проблема в том, что они пытаются цепляться за стилистику и фразеологию 20—30 годов, а сейчас все-таки уже третье тысячелетие, и национализм должен быть другим. Хотя современные украинские националисты — это глубоко симпатичные люди, но пока как-то расширить свою деятельность им не удается. И я думаю, что будущего у существующих крайне правых сил нет. Мне кажется, что сейчас будут актуальными религиозные объединения — типа православного талибана.

Александр ДЕРГАЧЕВ, политолог:


— Правый фланг, в силу ряда причин, у нас держится за национальную идею, за противопоставление коммунистам и левым вообще. Он не предлагает свое видение экономических проблем, стратегии национального развития, а лишь отстаивает отдельные ценности, в основном духовного и культурного направления. У радикальных правых в Украине есть будущее, но очень скромное. В самых развитых демократиях, в самых благополучных странах радикальные правые партии имеют 3% избирателей. И это та ниша, которая существует, но ее расширение маловероятно и может быть связано только с какими-то драматическими событиями внутри страны, что трудно прогнозировать и нельзя желать. Будущее национал-радикалов в Украине не лучше их настоящего. Другое дело, что они могли бы занять свою нишу, попытавшись проникнуть в массы. Сейчас они в какой-то степени — вещь в себе. Ряд обстоятельств не дают им возможности стать более заметными. А для страны важно, чтобы такая попытка была, и чтобы общество отреагировало на нее и определило свое место этим движениям. Вместе с тем в Украине сейчас на повестке дня общедемократические задачи, сейчас нет проблемы сохранения государственности, укрепления суверенитета. Теперь нужно говорить о том, какая государственность, и как укреплять суверенитет, повышая эффективность управления и политических механизмов.

Алексей КОРДУН, директор Международного института сравнительного анализа:


— Прежде всего, следует отметить, что в Украине политический спектр сильно искажен, по крайней мере, по сравнению с теми шкалами оценок политических партий, которые приняты в развитых европейских государствах. Прежде всего это связано с тем, что наши левые являются крайними левыми по сравнению с аналогичными европейскими партиями, и это сдвигает весь политический спектр влево. И те партии, которые мы называем правыми, зачастую в Европе называются социал-демократами. В связи с этим и так называемые крайние правые — это скорее правые в понимании европейских и американских политологов. Кроме этого, у нас деление на правых и левых идет по признаку отношения к нации. В Украине, как и в большинстве постсоветских государств левые партии — это партии интернационалистские, а правые — это те, которые стоят на национальных или даже националистических позициях.

К радикально националистическим партиям в Украине можно отнести КУН, входящий в «Нашу Украину», УНА и придаток к ней — УНСО, Социал-национальную партию Украины, которую часто сравнивают с фашистами. Ранее в Украине существовал ряд других партий ярко выраженной правой направленности — одна из них, как не парадоксально, носила название Украинская народно-демократическая партия (не путать с нынешней НДП), была еще Украинская республиканская партия, из которой вышло много видных политических деятелей.

Европейские национальные государства прошли этап политических движений, основой которых является движение за возрождение отдельной нации, во второй половине XIX века — в начале XX. К сожалению, Украина в то время не смогла пройти этот этап. Частично на Западной Украине эти процессы происходили в контексте общеевропейских процессов, но на большей части Украины они выплеснулись во время российской революции и снова были задавлены на корню. И только во время распада Советского Союза приобрели новое звучание. Очевидно, этап возрождения национального самосознания все-таки должно пройти любое государство. Таким образом, Украина просто была обречена в определенный период на возрождение национальных партий. Наверное, совсем их время еще не прошло, поскольку существует проблема формирования единой украинской политической нации, разница между разными частями Украины. Но чем дальше Украина будет продвигаться по пути независимого развития, тем больше на передний план будут неминуемо выходить политики и партии с прагматическими взглядами, которые будут учитывать интересы не только титульной нации, но и говорить о свободном развитии всех народов, входящих в украинскую политическую нацию, украинский народ.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ