Александр ПАСХАВЕР , президент Центра экономического развития:
— Все зависит от того, какая это будет война. Если она будет маленькой и победоносной, то даже будет стимулировать экономику. Если она будет затяжная и неудачная, — наоборот. Я боюсь, что первый вариант маловероятен. Когда это будет вырисовываться, скажем, через месяц (экономика — вообще система инерционная) и будет видно, что Америка увязает и не в состоянии решить поставленные задачи, или не будет ярких событий, связанных с уменьшением террора или опасности террора для населения, то ослабление экономики вполне возможно. Ведь состояние американской экономики в наибольшей степени зависит от настроения населения страны и в гораздо меньшей степени — от состояния международных отношений. Поэтому наиболее весомым и ярким фактором я бы назвал уменьшение опасности для населения Соединенных Штатов. Террористическим ударом против США было, в первую очередь, затронуто такое одно из немногих фундаментальных свойств (богатство, сила, безопасность), которыми гордится американец, но безопасность среди них — главное. Если американское правительство покажет среднему американцу, что безопасность повысилась (я уверен, что именно на это, а не на месть террористам направлены все действия правительства США), если такие яркие ходы будут, то экономика не пострадает. Если же население начнет убеждаться в обратном, в том, что правительство не в состоянии повысить его безопасность, то спрос на акции и товары уменьшится, а сбережения (например, в золоте, недвижимости, земле) увеличатся, то есть деньги начнут выводиться из активного оборота, — будет зафиксировано угнетение американской экономики. Непосредственно на экономике Украины это никак не отразится. Но опосредованного влияния не избежать. Украина очень зависит от экспорта своих товаров. Однако тут очень сложные связи. Сейчас трудно предсказать, будет ли в результате падения американской экономики угнетена также экономика всего мира или же, наоборот, она будет конкурентно развиваться. Откроются ли в этом случае перед экспортом Украины новые возможности или нет? Во всяком случае, украинская экономика очень слабая, и для нее любые возможные потрясения чреваты большими опасностями. Одна из них: сорвется слабый стимул к росту, который сейчас имеется.
Борис СОБОЛЕВ , президент Первой инвестиционной группы:
— Я не вижу больших угроз для экономики США. Особенно в том случае, если арабские страны — экспортеры нефти — будут вести себя спокойно. В этом случае и вся мировая экономика будет спокойна. Нисколько не повлияет этот конфликт и на экономику Украины. Интегрированность Украины в мировое хозяйство и ее вес в нем настолько несущественны, что ожидать каких-то потрясений не приходится. Правда, со временем расчеты в долларах придется диверсифицировать, переходить на европейские валюты — в первую очередь, швейцарский франк и евро. Эти предупредительные меры должны входить в нашу долговременную политику, направленную на то, чтобы обезопасить наши активы, в том числе те, которые связаны с оперативной экспортной деятельностью. Тога мы сможем чувствовать себя в безопасности, поскольку будем иметь больший выбор расчетных элементов в управлении золотовалютными активами.
Макс ГОЛЬЦБЕРГ , заместитель директора Международного института менеджмента, заведующий кафедрой экономики и финансов:
— В связи с последними, достаточно неординарными событиями в Афганистане хотелось бы вспомнить известное утверждение: «Фондовый рынок не имеет прошлого». Бросается в глаза, что многие биржи сегодня закрыты. Впрочем, прогнозировать изменение ситуации на нем достаточно сложно. В былые времена (Перл Харбор, события в Ираке и т. п.) индексы акций американских компаний падали, инвесторы пытались избавиться от ценных бумаг и вложить свои средства в альтернативные ресурсы. К примеру, в золото. Через некоторый промежуток времени имел место рост котировок соответствующих акций. Вместе с тем, наблюдалось повышение стоимости акций предприятий ВПК, а также «циклических» акций компаний, работающих непосредственно на военную промышленность.
На сегодняшний день следует ожидать мощного перераспределения бюджетных средств США, которые вытеснят все другие составляющие капитала. Скорее всего, произойдет не только подъем «военно- наступательных» предприятий США и Великобритании, но и «защитных». Это обусловлено тем, что эти страны опасаются повторения терактов. Такое перераспределение, вероятно, будет сопровождаться снижением активности предприятий других, не связанных с ВПК, отраслей экономики. Серьезные сложности могут возникнуть в туристической, гражданской авиации, индустрии развлечений и других отраслях.
Сложно ответить и на вопрос: «Справится ли правительство США со взятыми на себя обязательствами масштабной социальной и расширенной медицинской программ?»
Вероятно, на незначительное время произойдет снижение курса доллара. Правда, не следует забывать, что и европейские государства взяли участие в боевых действиях. Однако привязывать курсы валют к событиям в Афганистане не следует. Ничего «обвального», скорее всего, происходить не будет. Соотношение доллар-евро будет зависеть прежде всего от того, насколько страны ЕС смогут координировать свои бюджеты и макроэкономические показатели.
Что касается курса гривни по отношению к доллару, то тут также все будет зависеть от конъюнктуры спроса-предложения внутреннего рынка.
Алексей ПЛОТНИКОВ , доктор экономических наук, профессор, заведующий отделением международных валютно- финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— Сегодня прогнозировать ситуацию в экономике США, Великобритании и других стран, которые взяли участие в военных действиях против Афганистана, достаточно сложно. Эта акция только началась, и неясно, как долго она будет продолжаться. Можно точно утверждать, что военные действия вызовут оживление военно-промышленного комплекса и увеличение заказов на продукцию военной промышленности. Вероятно, что акции этих компаний несколько вырастут в цене. Что касается других отраслей экономики США, то тенденция к их падению имела место и до событий 11 сентября. На мой взгляд, вряд ли следует связывать общеэкономические тенденции с развертыванием военных действий.
Не следует привязывать и соотношение курса доллара к евро в целом к событиям 11 сентября. Правда, по моим прогнозам, в связи с последними событиями, возможно, произойдет некоторое укрепление позиций евро. Но через некоторое время все вернется на круги своя и, скорее всего, через полгода 1 евро будет стоить 85 — 90 центов США.
Необходимо отметить, что Афганистан — это не та страна, где активно работает американский капитал. Так что значительного падения курса доллара США и акций американских компаний не предвидится. Следует отметить также, что страны арабского мира либо поддержали военные действия, либо остались нейтральными. Соответственно стабильными остались и цены на нефть. В этой связи каких- либо потрясений для фондового рынка я не вижу.