Когда началась Первая чеченская война и этот маленький народ всему миру доказал, что несмотря на существенное преобладание силы агрессора, с ним можно эффективно бороться, не всем было понятно, что если Ичкерия не устоит, то рано или поздно оккупант придет и на другие земли. Об этом говорила сама история, ведь Россия никогда не оставляла в покое своих соседей. В этом плане Украину и Чечню многое роднит, несмотря на этнические различия. Враг нанес не только удар Чечне, Грузии и Украине. Он устроил экзамен, в котором обнажились наши конкретные недостатки и сила. Как чеченцы оценивают российскую агрессию против Украины? Об этом «День» поговорил с представителем чеченской диаспоры в Украине, доктором технических наук, сотрудником Физико-технологического института металлов и сплавов НАН Украины Абди НУРАДИНОВЫМ.
«ЧЕЧНЯ — ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ, В КОТОРОЙ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРОЦЕССЫ»
— Пан Абди, после Первой чеченской войны у вас было ощущение, что Россия на Чечне не остановится и ее агрессия будет продолжена?
— Еще Рейган говорил, что Россия — это Империя Зла. В настоящий момент экспансия России кажется достаточно очевидной и предсказуемой. И для этого не нужно быть историком.
— Когда-то Джохар Дудаев говорил, что он всего лишь «миллион первый» генерал, ведь каждый чеченец по сути своей воин. Сейчас есть лидеры в Чечне, которые могли бы стать потенциальной альтернативой Кадырову?
— Есть ли сейчас в России реальная оппозиция Путину? Нет. Так же и в Чечне. Это объективная реальность. Чечня — это экспериментальная лаборатория, на которой отрабатываются общероссийские процессы. Если какой-то эксперимент не удался, то это все тихонько нивелируется. В ином случае конкретные процессы переносят как на всю Россию, так и на другие страны. Например, перед расстрелом Ельциным парламента России в Чечне была подобная ситуация. Они уже смотрят, насколько та или иная провокация была удачна, и внедряют ее на других землях. Поэтому нужно осознавать всю серьезность проблемы и не надеяться на то, что появится кто-то и разрушит диктаторскую систему. Меня удивляет, когда сейчас говорят о том, что в результате санкций Россия экономически ослабеет и это ее разрушит. Санкций мало, ведь простой российский народ и без того живет плохо, а пропаганда его убеждает, что причина этого в Америке или еще в ком-то.
— В чем ошибка Чечни в период Второй чеченской войны, которая началась после рейда Басаева в Дагестан?
— Почему началась Вторая чеченская война? Россия поняла, что она ничего не сможет сделать, и в 1996 году фактически признала победу чеченцев, подписав Хасавюртовские соглашения, и вывела войска. Но в результате внутренних разборок чеченской власти (Масхадов, Басаев, Гелаев и т. д.) произошло самое страшное. Вспомним, что в России в 90-х годах была так называемая «семибанкирщина». Что-то подобное было и в Чечне. Для меня это является параллелью с нынешней Украиной. Сейчас в украинской власти много ссор. Это очень опасный симптом. Украина должна срочно сделать из этого выводы.
Что касается Басаевского похода на Хасавюрт, то здесь понятно, что на этот рейд он пошел по приказу ФСБ. Ему тогда со всего мира собрали головорезов, которые не имели отношения к чеченцам. Однако для Кремля это был повод, необходимый российским спецслужбам. Украине нужно учиться на этом примере. В Грозном тогда были три нефтеперерабатывающих завода, два химзавода, один газоперерабатывающий завод. Кроме того, нефтяное машиностроение и т.п. Если бы Чечня воспользовалась этим потенциалом и начала свое строительство, то России было бы очень трудно с ней бороться.
«МОСКВА УМЕЛО НАХОДИТ СВОИХ АГЕНТОВ СРЕДИ УКРАИНЦЕВ И БЛЕСТЯЩЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРОТИВОРЕЧИЯ В САМОЙ УКРАИНЕ»
— Вы достаточно долго живете в Украине, соответственно, наблюдаете за настроениями. Насколько вы видите в украинцах понимание источника агрессии, ведь до сих пор продолжаются политические спекуляции и даже звучат мнения отдельных сил, что украинцы и россияне являются одним народом и их поссорили внешние силы?
— Я 23 года живу в Украине. В том, что украинская власть виновата во многих моментах, нет сомнения. Но не будем забывать, что у нас есть внешний враг, который, в частности, влияет на определенные звенья руководства Украины. Москва умело находит своих агентов среди украинцев и блестяще использует противоречия в самой Украине. Я знаю многих этнических россиян, которые принципиально осуждают действия России, Путина и его клики. И при этом есть украинцы, которые до сих пор не видят в Кремле врага. Проблема украинского народа в том, что, к сожалению, до власти в Украине дорываются не чистые на руку люди, которых волнуют личные материальные вопросы. О государстве и народе они думают в последнюю очередь. Их, в частности, и использует Кремль.
— Чечня победила в Первой войне, но впоследствии Москва использовала внутренние противоречия в Ичкерии для решения так называемой Второй чеченской войны. Вам не кажется, что и по отношению к Украине Кремль использую такую же тактику?
— В Чечне победила политика кнута и пряника. Россия не могла ничего сделать с маленькой Чечней военным путем. Поэтому Москва пошла другим путем. Россия является врагом открытым — от нее можно ожидать всего чего угодно. Честно говоря, последний политический кризис в Украине может быть предпосылкой, когда Россия просто дернет за нить, и тогда случится все что угодно. Скажу откровенно — я настраиваюсь на самое худшее, чтобы потом не пришлось быть «захваченным врасплох».
«ТЕ ЧЕЧЕНЦЫ, КОТОРЫЕ СТАЛИ НА СТОРОНУ УКРАИНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПАТРИОТАМИ ЧЕЧНИ, ПОБОРНИКАМИ СВОБОДЫ»
— Россия и Чечня обречены жить рядом. То же самое касается и Украины. Какими вы видите перспективы взаимоотношений РФ и Украины? И будет ли российская агрессия продолжаться дальше через использование внутренних сил?
— Это абсолютно реальный сценарий. Однако в результате каких-то ментальных вещей он может не сработать, так как должен отметить существенный момент в украинском народе — он способен на реальное сопротивление. И Майдан это доказал. Я не верил своим глазам, когда видел, что люди шли под пули, когда их товарищей убивали. Украинская нация доказала всему миру, что она не просто существует, но и всячески будет защищать себя. Судя по тому, как последние несколько лет ведет себя украинская власть, можно сделать вывод, что это может плохо закончиться. Я не понимаю, почему у них не срабатывает инстинкт самосохранения. Проблему нужно решать, иначе Россия этим обязательно воспользуется. Нужно также понимать, что Россия никогда не оставит своих стремлений затянуть Украину в орбиту своего влияния.
— Так случилось, что чеченцы, так называемые «кадыровцы», в известной мере используются Россией на Донбассе. Но чеченцы также воевали и воюют на стороне Украины.
НЕДАВНО ИСПОЛНИЛСЯ ГОД (1 ФЕВРАЛЯ 2015 г.) С ТЕХ ПОР, КАК В БОЮ С РОССИЙСКИМИ ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ В РАЙОНЕ ЧЕРНУХИНО — ДЕБАЛЬЦЕВО ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ БОЕВОЙ ОПЕРАЦИИ СОВМЕСТНО С БАТАЛЬОНОМ «ДОНБАСС» ПОГИБ БРИГАДНЫЙ ГЕНЕРАЛ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЧКЕРИЯ ИСА МУНАЕВ. ДО ВОЙНЫ В ДОНБАССЕ МУНАЕВ УЧАСТВОВАЛ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКИХ ВОЙНАХ. УКРАИНА БУДЕТ ПОМНИТЬ СВОИХ ЗАЩИТНИКОВ / ФОТО С TWITTER SIMON KRUSE
— Здесь нужно понимать отличие между людьми, которые идут по зову сердца защищать страну и просто идут на чужую землю за деньги. Чеченцы, на самом деле, в своем количественном значении играют малую роль в этой войне. Но нужно понимать, что те, кто стал на сторону Украины, являются прежде всего патриотами Чечни, поборниками свободы. Их никто не принуждал и не покупал.
«ДОНБАСС НЕОБХОДИМО ПРИЗНАТЬ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ»
— Какие вы видете альтернативные средства влияния на Россию со стороны Украины?
— Украинцам прежде всего нужно укрепить себя. Есть банальная вещь, о которой говорят все и которая всем абсолютно яна, — это преодоление коррупции. Кроме того, закулисные интриги, какие-то непонятные «договорняки» являются главным бичом Украины. Сейчас тот же «Минск» каждый анализирует, как знает. Вряд ли Россия отдаст контроль над границей Украины. Путину доверять нельзя. Поэтому нужно готовиться.
— Кстати, как вы относитесь к «Минску-2»?
— Для того, чтобы остановить бойню, он был актуальным. Однако нельзя говорить, что Минские соглашения — это догма. Не понимаю, почему украинская власть не требует от стран — гарантов Будапештского меморандума сесть за стол переговоров — не требует от них выполнения своих обязательств. Я понимаю, что определенные европейские страны в результате экономической зависимости не могут себе этого позволить. Но мы должны настаивать на этом.
— Сейчас в обществе продолжается дискуссия — можно ли садиться за один стол переговоров с боевиками?
— Боевики не представляют сторону переговоров, а являются исключительно марионетками Кремля. Все эти переговоры можно рассматривать в смысле минимизации жертв среди мирного населения. Не больше. В этом плане контакты с бандитами должны быть, чтобы объяснить им, что они рано или поздно будут отвечать за содеянное. Но нельзя их признавать как сторону переговоров. Никаких официальных контактов с ними быть не может. Ужасно то, что оккупированные регионы в перспективе будут в упадке. А вот Украине нужно жить по стандартам, которые уже выстроены в мире. И к этому нужно стремиться. В отношении Донбасса мы должны четко заявить — это оккупированная территория, соответственно, вся ответственность за то, что там творится, ложится на Россию. И из этого выходить. Иначе этот нарыв будет инфицировать тело всей Украины.