На прошлой неделе Национальныйзаповедник «София Киевская» принимал представителей различных религиозных конфессий в Украине, издателей, ученых,представителей власти, которые приняли участие в семинаре «Единство христиан Украины — новый формат», который состоялся в рамках десятой экуменической социальной недели. В этом году тема такая:«Достоинство — Служение — Солидарность: на пути обновления страны».
Открыл мероприятие ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости отец Георгий Коваленко, который обратил внимание на проблемы,существующие в украинском религиозном ландшафте. Он привел результаты социологических исследований по религиозности в Украине, проведенных исследовательским центром имени Александра Разумкова совместно с фондом Конрада Аденауэра. Они свидетельствуют, в частности, о том, что уровень религиозности украинский за последние 10 лет практически не изменился: 67% украинский считают себя верующими, таким же стабильным является конфессиональный ландшафт Украины: 68% украинцев считают себя православными, 7% — греко-католиками, 1% — римо-католиками, 1,9% — протестантами, просто христианами — 7% и не относят себя ни к какомувероисповеданию — 12%.
«Но, к сожалению, изменился уровень признания церкви нравственным авторитетом. Он сегодня ниже 50%», — отметил о. Георгий Коваленко. По его словам, более 60% украинцев считают, что человек может быть верующим и не исповедовать какой-то конкретной религии, этот показатель тоже неизменный в течение последних лет.
Кроме того, данные социологических исследований свидетельствуют о том, что 75% украинцев потенциально толерантно настроены к другим конфессиям, то есть считают, что «любая религия, которая провозглашает идеалы добра, любви,милосердия и не угрожает существованию другого человека, имеет право на существование».
«Есть запрос на открытость, плюрализм, единство, преемственность, толерантность, свободу, — отметил о. Георгий Коваленко и продолжил: — А что очень часто происходит внутри религиозных сообществ? Это конфессиональная эксклюзивность, закрытость, иногда даже фундаментализм, разделение, иерархичность, догматизм, язык вражды, тоталитаризм». По его словам, учитывая именно такие тренды и различные запросы общества, возникла идея «открытого православия», «которое должно быть открытым к диалогу, другим конфессиям и религиям, к обществу, кобразованию, мировому православию, которое не только себя кому-то открывает,но и открывает себя себе». Воплощением этой идеи стал Открытый православный университет Святой Софии-Премудрости.
Поэтому докладчики сосредоточились именно на этой теме — возможно ли единство христиан Украины и с помощью каких механизмов его можно воплотить в жизнь.
«Мы все понимаем, что в Украине идет война, ситуация очень серьезная и не способствует развитию достойного служения и солидарности», — отметил модератор дискуссии, содиректор Департамента «Свобода. Общество. Мир» Антуан Аржаковский. По его словам, более действенным является тот вариант, когда с помощью дискуссий богословы, историки, журналисты вместе могут найти пути примирения. Он отметил, что в этом очень важную роль играет власть Украины, которая должна была финансировать такие усилия на пути к примирению.
В свою очередь Апостольский нунций в Украине архиепископ Клаудио Гуджеротти обратил внимание на символическое название нынешней конференции «Достоинство — Служение — Солидарность». «Это три слова, которые сейчас касаются общества. Но для меня было удивительным открытием, что ни одно из этих слов не имело сначала положительного значения. Они имели либо нейтральное, либо отрицательное значение», — пояснил он. Например, слово «достоинство» (англ. — dignity) происходит от латинского «dignus»,что означает «suitable» («достойный,стоящий») — это может касаться как чего-то позитивного, так и негативного. Такое же парадоксальное изменение значений наблюдаем и в остальных словах.
Все эти высказывания зависят от того,какой смысл ты вкладываешь в них. И этокак раз случай Украины, — отметил архиепископ и добавил: — Это метафора ситуации и нашей задачи в Украине.
Между тем президент Института куменических студий УКУ отец Иван Дацко отметил, что единство церквей, как и любое другое начинание, зависит от желания людей воплотить ее в жизнь.
«Сегодня уже прошло 50 лет после окончания втрогоВатиканского собора: и католики, и православные — все, кто любят Иисуса Христа, пришли к тому, что если мы хотим единства, то прежде всего должны к этому стремиться, желать. Все христианедолжны подвести итоги своего труда и осознав, что желание является главной предпосылкой восстановления, приступать к конкретным решениям, как и когда мы хотим идти к этому единству и общению», — сказал о. Иван Дацко.
При этом он напомнил, что мировая религиозная община стремится к единству, приведя пример заявления, прозвучавшего на «Церковной неделе» в Берлине, когда два наместника крупнейших немецких церквей публично заявили, что отныне будут работать совместно для восстановления единства. По словам Ивана Дацко, в Украине тоже «надо установить конкретное время, дату», когда православные, протестанты, католики снова будут в единстве. При этом он подчеркнул, что Папа Римский Франциск является человеком именно такого типа, ведь он находит общий язык со всеми патриархами Востока. Если бы Понтифик сделал такой призыв, к нему пристали бы все желающие единства, а те, кто не хочет его, найдут всевозможные аргументы, чтобы не присоединиться, предположил отец.
«Я бы назвал прежде всего то, чего нам нужно избегать. Об этом говорил еще митрополит Андрей: «Оминаймо аргументів історії». Мы истории не изменим, мы все грешили — и католики, и православные — рано или поздно мы все грешили грехом гордости, самомнения, желанием властвовать... и исторические аргументы будут постоянно возобновлять эту рану», — сказал Иван Дацко.
Тем временем профессор кафедры философии УКУ Михаил Черенков более радикально рассмотрел тему единств украинской церкви, обратив внимание на текущую религиозную ситуацию в нашей стране.
«Украинская модель межцерковных отношений больше не работает. Наши попытки украинизировать и демократизировать православие (я говорю о православии, так как согласно социологическим данным, это все же вера большинства, но думаю и о других конфессиях), чтобы сделать его совместимым с другими украинскими церквями, оказались настолько наивными, насколько и безуспешными», — отметил Михаил Черенков. По его словам, основной раскол в Украине проходит «между Западным и Восточным христианством — Византийско-Московской матрицей и Католическо-протестантскими традициями».
«Пока московское православие будетпротивопоставлять себя всему и всем, ничегохорошего ожидать не придется. Но это справедливо и в отношении украинскогоправославия, которое сейчас почти полностью сводится к теме местного патриотизма, — отметил он и продолжил, — лишь в единстве не только православном, но и в общехристианском церковь преодолевает комплексы изоляционизма и все сопутствующие болезни. Только церковь, единая с вселенской, может быть авторитетной и полезной для своего разобщенного общества».
И как справедливо впоследствии отметил проректор по внешним связям УКУ Оле Турий, фактор войны, российской агрессии действительно повлиял на Украину, на восприятие церкви как института, который претендует на абсолютную правду. «Но это можно и по-другому трактовать — как рост гражданского общества и в положительном смысле его секуляризм восприятие церкви как общественного института, который не имеет никакой монополии, — отметил он. — Вдруг волонтеры вышли на первое место перед церковью по уровню доверия. Я не вижу в этом проблемы. Я наоборот вижу, что это реализация того, о чем говорит церковь, чему учит церковь через волеизъявление людей, через их самоорганизацию».
Кроме того, среди докладчиков на семинаре были и гости из-за рубежа — президент фонда L’Ouvre d’Orient, который рассказал о христианском взгляде на французскую светскость.
А профессор итальянского университета RomaTre Симона Мерло посвятила свой рассказ экуменизму милосердия. «Милосердие к бедным сближает христиан разных конфессий. Любить бедных, служить им — делает христиан едиными уже сегодня, уже сейчас. Милосердие — свидетельство бескорыстной любви Бога, особенно к бедным, является наиболее очевидным признаком присутствия Бога в современном мире», — сказала Симона Мерло.
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»
После издания сборника «Котел, або Справа без терміну давності» в 2015 г. книга пережила уже второе переиздание. Кроме того, она была переведена и издана на английском языке под названием «A Case without a Statute of Limitations». В этом году Библиотеке газеты «День» исполняется 15 лет. За это время в общей сложности было выдано более 150 тыс. экземпляров. Книги можно приобрести в магазинах разных городов по всей стране. Также каждый читатель может легко — всего в три клика — приобрести электронные версии наших популярных изданий, скачать их в удобном формате и читать с любого имеющегося гаджета — электронной книги, планшета, мобильного телефона.