Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время возвращаться с улицы

12 марта, 2003 - 00:00

Об акциях протеста 9 марта сложнее всего, наверное, писать тем, кто честно работает в партийных штабах оппозиции и близких к организаторам акций СМИ. Сообщать не о чем. Нет, как сейчас говорят, информационного повода. Все увиденное и услышанное уже было, и было не один раз. Из-за отсутствия новой информации можно разве что обратить внимание на элегантную одежду лидеров оппозиции, обсудить цвет и фасон пальто Виктора Ющенко или прическу Юлии Тимошенко. Однако это лучше делать профессионалам из цветных журналов, которые обездоленный народ, вышедший на «борьбу с режимом», читать как будто не должен. Поэтому для того, чтобы нормально описать акции оппозиции 9 марта в столице и регионах, следует вернуться лет на двадцать в прошлое.

Тогда бодрые комсомольские вожди умело организовывали митинги и демонстрации, выступления и трудовые вахты, инициативы и даже протесты. А то, что к реальной жизни это все почти не имело отношения, никого не интересовало. Комсомольцы знали, что делали: умело организованный «трудовой почин» прибавлял его организаторам баллы в карьерном росте, предоставлял возможность показать бурную деятельность, ничем не рискуя и ни за что не отвечая. Потому что никого тогда, по большому счету, не интересовало, будут ли на деле выполнены взятые обязательства. Главное — четко отрапортовать и быть в первых рядах.

Именно об этом вспомнилось в момент, когда Анатолий Матвиенко зачитывал резолюцию митинга оппозиции в Киеве. Кому, как не ему, бывшему руководителю украинского комсомола, уметь убедительно зачитывать любой документ, не задумываясь над его содержанием? Кому, как не ему, бышему председателю облгосадминистрации, знать настоящий вес всех этих резолюций по сравнению с реальной властью? А именно о власти как будто говорили на митинге, именно о ней как будто резолюция. На самом деле — практически ни о чем. К сожалению, широко анонсированные действия оппозиционных власти сил опять не привели к реальному результату. Почему «к сожалению» и какой должен быть конкретный результат?

После того, как левые научились стоять на митингах рядом с правыми, носить вместе красные и сине-желтые знамена, вместе аплодировать речам своих вождей и кричать «Кучму геть!», прошло уже достаточно времени. Эффект новизны исчез, то, что было необычно, стало нормальным. Приблизительно как в школе, когда новая учительница принудительно сажает за парты мальчиков с девочками. Что дальше? Радоваться от того, что Ющенко постоял рядом с Тимошенко, Морозом и Симоненко?

9 марта в этом году стало бы событием, а может, и вошло бы в историю, если бы у подножия памятника Тарасу Шевченко оппозиция заявила о едином кандидате на президентских выборах. И понеслось бы тогда по Украине и миру! Скажете, — фантастика? А что, разве у кого-то из оппозиционных лидеров, кроме Ющенко, есть шанс побороться за президентское кресло? Так почему же тогда всем вместе уже сейчас не объединиться против «ненавистного режима»? Почему уже сейчас не идти вместе в решительное наступление? Тогда бы требование досрочных президентских выборов выглядело бы не надоевшей риторикой, а чем-то реальным. А так отмаршировали, отговорили и разошлись по своим штабам вести переговоры об объединении.

Опыт отечественной демократии не такой уже и большой, но достаточный для того, чтобы спрогнозировать невозможность реального, а не декларативного объединения оппозиционной «четверки» вокруг общего кандидата в президенты. Самого общего кандидата можно понять. Ему некуда спешить, куда они все от него денутся? Кого могут поддержать Мороз или Тимошенко, кроме Ющенко, назло Ющенко? Кандидата найти можно. А смысл? Если этот кандидат будет оппозиционным, он все равно проигрывает Ющенко, если же провластный, то это будет означать окончание политической карьеры как для Тимошенко, так и для Мороза. Последнему хуже всех. Лидеру социалистов остается только искать хоть в какой-то степени достойное завершение своей исполненной амбиций карьеры. Конечно, политическое убежище он всегда получит, но этого ли хотелось, об этом ли мечталось? Легко ли дважды кандидату в президенты находиться среди окружения «надежды нации», где только и смотри, чтобы ноги не оттоптали молодые и рьяные...

Было по-человечески жаль усилий, растраченных организаторами акции 9 марта. Этого ли они ждали, на это ли надеялись? Неужели нельзя было заблаговременно «замять» тему «невосставшей Украины», перенеся дискуссию в другую, не уличную плоскость? Когда некоторые депутаты без какого-либо противодействия разрисовывали стены следственного изолятора, было ясно, что совсем не такой кульминации ожидали организаторы действа. Растерялись, как тот мальчишка, который написал на заборе неприличное слово, думая, что это круто.

После более чем скромного результата «весеннего наступления» конфликт внутри оппозиции, скорее всего, углубится. Это не значит, что энергичные политики второго эшелона прекратят выступать с заявлениями, протестами и резолюциями. Мы уже вспоминали уроки комсомола, которые заключаются в том, что для деятелей такого масштаба, главное — процесс, в ходе которого можно «зацепиться» за более весомое место. Что касается лидеров оппозиции, то они, получив новую информацию для размышлений, опять начнут бесконечные переговоры об объединении. Скорее всего, без совместных выходов на улицу в ближайшее время.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ