Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Всемирная торговля: время для корректировки приоритетов

8 ноября, 2001 - 00:00

Но экономические неурядицы последнего десятилетия, вкупе с отсутствием адекватной сети по обеспечению социальной безопасности в развивающихся странах, породили жуткое возмущение против глобализации. Поскольку государства-участники ВТО готовятся к встрече в Катаре, то главной мишенью противников глобализации стала ВТО. Их цель «сократить или потопить ВТО» является ложной.

ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, над обеспечением общественных благ.

И дело не только в том, что ВТО не предназначена для того, чтобы заниматься охраной окружающей среды, безопасностью пищевых продуктов, правами человека и правами лиц наемного труда. Просто ее modus operandi (образ действия) не подходит для обеспечения общественных благ. Сила ВТО заключается в ее механизме принуждения выполнения правил, который страны согласны принять, поскольку они хотят получать выгоду от торговли. Они, однако же, не хотят принимать его в других областях. Возможно ли, чтобы Китай (который собирается вступить в ВТО) согласился на применение такого механизма в области прав человека? Могут ли теперь Соединенные Штаты нести ответственность за охрану окружающей среды?

Принудительное введение в действие согласованных правил не способствует достижению социальных целей, потому что у многих стран нет средств, чтобы обеспечить соответствие международным стандартам. Вместо того, чтобы в принудительном порядке добиваться соответствия требованиям ВТО, значительно лучшим решением было бы обеспечить ресурсами беднейшие страны, что позволило бы им на добровольной основе принять эти требования. Возьмем детский труд. Взамен введения в действие правила ВТО о запрете детского труда, следует предоставить средства для обеспечения всеобщего начального образования. После этого можно требовать с тех, кто получает помощь, чтобы они искоренили детский труд за определенные сроки. Такой подход будет более эффективным, чем попытки принудить отдельные страны подчиниться требованиям правил ВТО.

Далее, для того, чтобы принять во внимание обоснованные протесты, необходимо внести значительные изменения в правила ВТО. В некотором отношении ВТО страдает от своего успеха. Она является единственной международной организацией, правилам которой страны охотно подчиняются. Очевидно, что это делает ВТО слишком могущественной, поскольку ее правила, направленные в первую очередь на либерализацию торговли, претендуют на старшинство над внутренними регулятивными нормами, направленными на обеспечение других важных социальных ценностей.

Изменение «королевского» статуса ВТО должно, по моему мнению, идти в следующем порядке. Во-первых, если мы хотим избежать того, чтобы национальные интересы оказались на последнем месте, то порядок старшинства между законами ВТО и национальными законами должен быть изменен на обратный. При нынешнем порядке вещей ни одна страна не может ввести торговые санкции, чтобы заставить другую страну следовать ее стандартам, если импортируемый продукт физически такой же, как производимый в этой стране. Невозможен, например, запрет на импорт говядины, получаемой с использованием гормонов, если нет документов, подтверждающих отличие такого продукта от говядины, производимой внутри страны. Исключением является случай, когда существует международное соглашение, подписанное обеими странами. Но такие соглашения очень сложно заключить.

Я предлагаю такой порядок предпочтений изменить на обратный, т.е. следует позволить странам вводить в действие свои собственные, более высокие стандарты на импортируемые и произведенные внутри страны товары, если только спонсируемая ВТО группа экспертов не установит, что такие внутренние стандарты следует запретить или что они просто не нужны. В отличие от существующей системы, по которой страны с низкими стандартами по охране труда или окружающей среды не имеют никаких стимулов участвовать в переговорах по заключению международных соглашений, устанавливающих более высокие стандарты, новое правило восстановит равновесие между торговлей и другими ценностями. Создавая, таким образом, стимулы к достижению соответствующих международных соглашений.

Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы своих полномочий, когда начала заниматься вопросами, касающимися прав на интеллектуальную собственность. Права на интеллектуальную собственность помогли превратить науку в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется прибылью. Можно привести доводы в пользу того, что этот процесс зашел слишком далеко и создает препятствие решению важных для развивающегося мира задач. Сегодня, например, гораздо больше денег тратится на разработку косметики, чем на лечение болезней.

Полномасштабное решение этой проблемы, которое требует создания новых стимулов для проведения исследований по разработке лекарств, необходимых развивающимся странам, находится за пределами возможностей ВТО. Но и ВТО должна пересмотреть степень своего участия в этом процессе. Патенты и защита авторских прав необходимы, но такая защита является ограничением для торговли. Насколько же оправданы такие ограничения? Расчеты дают совершенно разные результаты для технологически развитых стран, получающих прибыль от инновационной деятельности (и настаивающих на ее защите в рамках ВТО и с ее помощью), и для менее развитых стран, которые должны платить за использование нововведений. Менее развитые в технологическом отношении страны имеют все основания возмущаться нынешней позицией ВТО, касающейся связанных с торговыми аспектами прав на интеллектуальную собственность.

В-третьих, следует провести новые переговоры по ограничению инвестиций в области торговли (TRIMs) с тем, чтобы предусмотреть в них определенную поддержку для внутренних предприятий малого и среднего бизнеса. Соглашения TRIMs разработаны таким образом, чтобы обеспечить равное игровое поле для иностранных и внутренних предприятий. Но в мире, где капитал может свободно перемещаться, это игровое поле имеет сильный крен в пользу международных инвесторов и многонациональных корпораций. И этот уклон соглашения TRIMs наделяют законным статусом и еще более усиливают.

Страны часто предлагают транснациональным компаниям налоговые льготы и другие преимущества, поскольку они должны конкурировать за привлечение иностранных инвестиций. Концессии часто получаются за взятку. ВТО ни разу не пыталась рассмотреть эти проблемы, и до сих пор не существует никаких правил, направленных против такой деятельности транснациональных корпораций, представляющих опасность для стран, в которых они действуют.

В соглашениях TRIMs не учитывается, что это тот же случай, когда надо поощрять внутренний средний и малый бизнес. Хотя средства для такого местного бизнеса (микрокредиты и более эффективное финансирование) должны предоставляться в рамках ВТО, для обеспечения условий для такой поддержки местного бизнеса необходимо также изменить и торговые правила.

Протестующие, желающие «сократить и потопить» ВТО, задушат курицу, несущую золотые яйца. И хотя Западу следует решительно отвергнуть эти призывы, он, тем не менее, должен принять во внимание законную обеспокоенность критиков по поводу использования и распределения этих «яиц».

Проект Синдикат для «Дня» Джордж СОРОС
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ