В июне 2016-го на острове Крит планируется собрать Всеправославный Собор, который до того последний раз созывался тысячу лет назад. Уже этот факт говорит об исключительности данного события. Действительно, и само православие, и мир сегодня дошли до определенных точек глубоких проблем. Однако, похоже, этот Собор должен стать не столько инструментарием решения противоречий, сколько будет носить репрезентативный характер видимости единства в православном мире. Стоит обратить внимание на то, что московский патриарх Кирилл смог добиться того, что Собор будет проведен не в Константинополе, который принято исторически называть Вторым Римом. Поводом, конечно, является обостренная ситуация в отношениях России с Турцией, что в очередной раз доказало существование немалого влияния на религиозный мир геополитики, которая далека от дел веры.
И это является крайне тревожным сигналом, ведь РПЦ откровенно демонстрирует свое влияние в сфере международных отношений, то есть влияние Кремля. Что касается Украины, то Кириллу удалось добиться того, чтобы Варфоломий признал Онуфрия представителем «единственной канонической церкви в Украине». Для этого Кирилл привез в Шамбези (Швейцария) Онуфрия и даже произнес зажигательную речь, где лживо расписал, как в Украине преследуется Московский патриархат, а значит, никакого диалога с УПЦ КП быть не может. Напомним, что в этом городе состоялось экстренное заседание по спасению Собора, которое на днях провел Вселенский патриарх.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
РПЦ никогда не признавала отдельную украинскую церковь, равно как и Кремль не видит в Украине независимое государство. К сожалению, УПЦ МП все больше становится представителем «религиозного отдела» российских спецслужб, которые готовили фон для войны в Украине и через умы и сердца прихожан на самом деле проводят дальнейшее обострение. Вот вопиющий пример: на епископа Московского патриархата в Киеве рукоположат архимандрита Калинника (Чернышова). Это тот самый священник, который с оружием в руках принимал участие в российской аннексии Крыма. Можно сказать, что это тот случай, когда фраза «армия попов» имеет прямое значение, а слово священника превращается в настоящую пулю, несущую кровь и смерть. Но этот факт, к сожалению, на Соборе никто рассматривать не будет. Хотя без ударения на этой сфере деятельности РПЦ и ее филиала УПЦ МП братание священников перед телекамерами с апелляцией к исторической значимости и декларативному единству является лишь грехом лукавства.
«НУЖНО ВЕСТИ СВОЮ ПОЛИТИКУ И РАЗРАБАТЫВАТЬ СОБСТВЕННУЮ СТРАТЕГИЮ ПОД ТО, ЧТО НУЖНО УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ»
Людмила ФИЛИПОВИЧ, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения, доктор философских наук,
профессор Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины:
— Рассматривая тему проведения Собора, кроме других вопросов, нужно учитывать и политический момент. То есть ухудшение отношений между Россией и Турцией. Эта ситуация играет якобы на нас. Но, к сожалению, никому сейчас нет веры. Позиция Москвы остается той же — она никогда не согласится с тем, чтобы в Украине была независимая церковь. Если бы Москва на это могла согласиться, то она это сделала бы еще 25 лет назад, когда давали томос на автономию. Сейчас перспектив в этом плане нет. Но нужно смотреть на эту ситуацию не глазами Стамбула (то есть Константинополя) и не глазами Москвы, а собственным взглядом. Соответственно, нужно вести свою политику и разрабатывать собственную стратегию под то, что нужно Украине.
Я убеждена, что поместная УПЦ в Украине будет. Вопрос лишь во времени. Это может состояться в результате этого Собора, который должен пройти в июне этого года, или в результате томоса, который мы получим от константинопольского патриарха, или в результате решения нашего государства, как это произошло в Римской империи и Московии. Нужно привлекать людей, которые разбираются в тонкостях этого вопроса, и использовать их, как это делают греки и та же Москва. История — это не жизнь одного человека или поколения. Это непрерывный процесс. Поэтому мы должны быть терпеливы, но настойчивы и последовательны в отстаивании своей позиции, которая заключается в том, чтобы у нас была единая украинская православная поместная церковь. Эта церковь должна объединить всех, кто желает общей интеграции, и тех, кто понимает, что если есть государство Украина, то должна быть и украинская церковь.
И здесь следует понимать также, что для нас материнской церковью является не Московская, а Константинопольская церковь. Поэтому томос мы можем ждать лишь от константинопольского патриарха. К сожалению, Варфоломей очень несмелый. Я не понимаю, почему все так страшно боятся Москвы. Разве Кирилл сбросит на них или на нас ядерное оружие? Он «капает» за рубежом против нас, не признает нашу церковь. И что? Простая верующая бабка лучше относится к своей соседке, чем Кирилл к Варфоломею.
Нашу украинскую церковь признал народ. Следует понимать, что этот вопрос должен решаться на уровне сознания конкретного православного верующего и соответствующих приходов. Если человек любит Бога и Украину, то здесь ответ однозначный — в Украине должна быть своя церковь, где служба ведется на украинском языке, где уважают украинских святых.
У меня небольшие надежды на результативность данного Всеправославного Собора. Пятьдесят лет судили, рядили, советовались, но в результате хоть один итоговый документ существует? Давайте сравним его с Ватиканским Собором, когда было принято огромное количество разнообразных деклараций, уставов, обращений, которыми католическая церковь живет уже полвека. Но где адекватные ответы и интеллектуальный продукт православных церквей? Ведь принципиальные вопросы стоят перед всеми церквами, а не только перед католическими. Возникает вопрос — где вообще православие? Ежегодно православие теряет своих верующих. Так что с того, что эти священники обнимутся и отслужат общую евхаристию?
«СОБОР МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ПАТРИАРХОМ КИРИЛЛОМ ДЛЯ БЛОКИРОВАНИЯ УКРАИНЫ НА ВНЕШНЕЙ АРЕНЕ»
Виктор ЕЛЕНСКИЙ, религиевед, народный депутат Украины:
— Это первый православный Собор за тысячелетнюю историю — уже поэтому это должно было бы быть чрезвычайно важное событие. Подготовка к этому Собору и разговоры о его необходимости ведутся очень давно. Причем намного раньше, чем 50 лет назад. По большому счету, уже почти столетие ушло на то, чтобы эта идея претворилась в жизнь. Конечно, и патриарх Варфоломей, и патриарх Кирилл очень хотят войти в историю как люди, созвавшие этот Собор. Особенно это касается Варфоломея. Его роль как первого среди равных в православии может быть реализована лишь тогда, когда будет продемонстрировано единство. Обычно соборы неразделенной церкви собирались для решения очень острых вопросов, тормозивших развитие церкви. Это были и бурные дискуссии, и анафемы, и очень высокий накал страстей. Сейчас созыв Собора происходит по другой логике. Вопросы, не имеющие всеправославного консенсуса, отодвигаются и выносятся за скобки рассмотрения Собора. То есть, по большому счету, Собор созывается для демонстрации единства православного мира. Понятно, что это единство не является полным. В частности, этот Собор не будет рассматривать вопрос православных верующих Украины и церквей с так называемым неурегулированным статусом.
Для патриарха Кирилла этот Собор может быть важным инструментом для выхода из изоляции, в которую попала Россия. Во-вторых, Собор может быть использован Кириллом для блокирования Украины на внешней арене. Понятно, что Кирилл не является самостоятельным игроком. Более того, он полностью контролируется Кремлем и полностью следует во внешней политике в фарватере российской власти. Но при этом нужно обратить внимание, что и сам Кирилл стремится доказать Кремлю, что он очень важный, значимый партнер и от него многое зависит. Это одна из причин, почему он так себя активно ведет на «украинском фронте». Что касается священноначалия УПЦ МП, то оно все больше попадает под контроль Московской Патриархии. И эта степень контроля достигла уровня, который никогда не имел места при митрополите Владимире Сабодане. Иногда шаги, на которые идет руководство УПЦ МП, наталкивают на мысль, что оно делает все, чтобы их отношения с украинским государством и украинским обществом только заострялись.
«ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ, ЧТО РФ БУДЕТ СТРЕМИТЬСЯ ЧЕРЕЗ СОБОР ПРОВЕСТИ РЕШЕНИЯ ПРОТИВ УКРАИНЫ»
Евстратий ЗОРЯ, архиепископ Черниговский и Нежинский, секретарь Священного Синода УПЦ КП, глава Информационного управления Киевской Патриархии:
— Существуют 14 взаимно признанных автокефальных церквей. В списке церквей, взаимно признающих друг друга автокефальными, украинской церкви нет. Поэтому украинская церковь ни в каком качестве, к сожалению, не будет представлена на этом Всеправославном Соборе. То, что в обозе московский патриарх может туда привезти своих иерархов из Украины, то есть архиереев МП, несущих службу в Украине, то это то же самое, как митрополит Онуфрий присутствовал на встрече предстоятелей в Шамбези. Но он там присутствовал не как предстоятель УПЦ, а как иерарх Московского патриархата. К сожалению, украинская церковь во всеправославном контексте остается не субъектом, а объектом взаимоотношений других церквей. То есть за украинский счет другие церкви решают свои собственные вопросы. Это одна из проблем. Еще одним примером странных межцерковных отношений является то, как МП очень беспокоило, что в процессе подготовки к православному Собору не принимает участия православная церковь Чехии и Словакии, насчитывающая около 200 тысяч верующих. При этом то, что такого участия не принимает украинская православная церковь с 25—30 миллионами верующих, МП не беспокоило.
Нужно понимать, что собой представляет этот Собор. Он не является Вселенским ни в одном значении. Вселенские Соборы созывались для решения главных богословских вопросов в свое время. Но на Соборе, который намечается, никаких таких серьезных вопросов не будет решаться. То есть многими этот Собор рассматривается как попытка запустить новый соборный механизм взаимодействия между православными церквями. Потому что в соответствии с канонами в каждой местной церкви как минимум два раза в год епископы должны собираться для обсуждения разных церковных дел. Это каноническая норма. Так и есть с поместными церквами, но на уровне всех церквей такого механизма не существовало. То есть, с одной стороны, декларировалось, что православная церковь едина, но на практике каждая православная церковь была сама по себе. Это должно укрепить и позиции самого Варфоломея. Московский патриархат все последние годы, пользуясь поддержкой российского государства, действовал по принципу разделяй и властвуй. Поэтому такой Собор — безусловно, явление позитивное, ведь это попытка восстановить нормальный порядок взаимоотношений между православными церквями, а не тот, который им пытается навязать МП.
Однако я согласен с тем, что Россия как государство всегда рассматривала православие как инструмент своего влияния. Так есть не только сейчас, но и было в советское время, когда государство было формально атеистическим, но церковные структуры использовались для распространения государственного влияния, в частности, на Ближнем Востоке. Не секрет, что те же епископы антиохийской православной церкви получали заработную плату из Москвы. Поэтому действительно существует опасность, что Россия будет стремиться через этот Собор провести решения, которые способствовали бы ее агрессивной политике относительно Украины.