28 июня Президент публично в телеэфире рассказал о том,
что больше не может «руководить» экономикой страны, издавая указы «по неурегулированным
законодательно экономическим вопросам».
Не будем сейчас вдаваться в оценку поведения Кучмы в телеэфире
— его можно списать на предвыборную кампанию и традиционное для Президента
желание переложить все грехи на парламент, в котором к тому же «окопались»
все его конкуренты. Отметим лишь одну весьма показательную деталь — на
самом деле Кучма и не стремился всерьез продлевать свои полномочия, так
как для этого необходимо было внести изменения в Конституцию, но никакого
документа на этот счет в парламент не поступало.
Так или иначе, истечение срока «указотворчества» — важнейший
момент в новейшей украинской истории, вне зависимости от предвыборного
контекста. Важность его состоит в том, что отныне центр политической тяжести
переносится на правительство (как это и должно быть при существующем механизме
формирования исполнительной власти). Разумеется, «двуглавость» исполнительной
вертикали сохраняется, но президентская «голова» значительно уменьшается
и ее роль может быть сравнима с ролью, скажем, большой парламентской фракции.
В целом — это значительный шаг (который вполне можно назвать невольным)
к открытости и ответственности нашей политики. Действительно, до сих пор
различного рода «группы влияния» имели замечательную возможность игнорировать
политический процесс, добиваясь своих целей интригами в окружении Президента
(о том, что это именно так говорит хотя бы отсутствие какой бы то ни было
системности в указах Кучмы). Теперь им нужно будет отстаивать свои интересы
в Кабмине, который зависит от парламента и публичной политики, в отличие
от администрации. Так что придется олигархам учиться парламентскому красноречию,
для того чтобы объяснять (публично!) необходимость тех или иных мероприятий...
Разумеется, изменения подобного рода произойдут не сразу.
Учитывая тот простой факт, что вся предыдущая история Украины была историей
сплошной «чрезвычайщины» (сначала экстраординарные нормативные полномочия
имел Кучма-премьер, потом Кучма-Президент), ситуацию, сложившуюся после
28 июня, можно назвать принципиально новой. Правда, оценивать ее должен
не столько нынешний, сколько будущий президент, которому придется работать
в этих условиях. Для нынешнего же 28 июня не более чем удобный повод рассказать
своему окружению, почему он не «поощрил» те или иные поддерживающие его
группировки.
Другим важнейшим последствием окончания указотворческих
полномочий Кучмы станет полная ясность в одном важнейшем вопросе — в стране
не созданы механизмы, защищающие от неправомерного, незаконного нормотворчества
исполнительной власти. Поясню. Конституция не запрещает Президенту издавать
указы и после 28 июня. Разница состоит в том, что п. 31 статьи 105 Конституции
говорит об указах «во исполнение законов и Конституции Украины». То есть
Кучма при желании ( а оно, видимо, будет) может и дальше делать то, что
делал до сих пор, только уже в качестве «исполнения законов». Кто сможет
сказать, что тот или иной указ не имеет к законам никакого отношения? Для
этого необходимо решение суда по каждому указу, либо общая трактовка Конституционным
судом соответствующих положений Основного Закона. Вокруг этого будет еще
немало сломано копий, но самое важное, что эта ключевая для формирования
правового государства проблема наконец-то станет очевидной.
И еще один прогноз. Скорее всего «олигархи» где-то к сентябрю
разберутся в том, что происходит и, не будучи уверенными в победе их патрона,
начнут заниматься «реальной политикой», а именно — организацией своего
влияния на правительство. Тут возможны варианты вплоть до отставки Кабинета
по инициативе парламента. В любом случае можно прогнозировать активизацию
разговоров о парламентском большинстве и коалиционном правительстве, при
этом наиболее активными в них будут «заклятые друзья» — СДПУ(о) и НДП.