Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вячеслав КИРИЛЕНКО: «Для некоторых власть «не пахнет»

19 июля, 2006 - 19:56

Во времена правления премьер- министра Юлии Тимошенко Вячеслав Кириленко занимал должность министра труда и социальной политики Украины. Но 9 сентября Президент Украины Виктор Ющенко единым волевым решением отправил «газовую принцессу» вместе с подопечными в отставку. Наступила эпоха премьерства Юрия Еханурова. Здесь Вячеславу Анатолиевичу досталась более значимая роль — должность вице-премьер- министра Украины по гуманитарным и социальным вопросам. Сегодня он все еще член правительства и одновременно народный депутат, член фракции «Наша Украина».

Как Кириленко расценивает парламентский кризис? Чего удалось достичь правительству Еханурова? Когда Украина вступит в НАТО и ВТО? Об этом он рассказал в интервью корреспонденту ForUm. Предлагаем вашему вниманию этот материал с незначительными сокращениями.

«СОТРУДНИЧЕСТВО С ПР В ОДНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ СЧИТАЮ НЕВОЗМОЖНЫМ»

— Вячеслав Анатолиевич, как вы расцениваете ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась в парламенте?

— Это ситуация, которая не способствует тому, чтобы такой парламент нужен был стране вообще. Поэтому я думаю, что наиболее приемлемым вариантом разрешения парламентского кризиса является роспуск парламента и новые выборы.

— По вашему мнению, Президент пойдет на такой шаг?

— Это право Президента. Во всяком случае, эти полномочия измененная Конституция ему предоставляет.

— «Наша Украина» не боится набрать еще меньше на досрочных выборах, чем на этих выборах?

— Конечно, рискует каждая политическая сила, которая принимает участие в досрочных парламентских выборах. Однако я не думаю, что участие «Нашей Украины» в любом правительстве, в котором будет присутствовать Партия регионов, прибавит авторитета «НУ». Более того, я не думаю, что такое правительство сможет реализовать программу, с которой победил Президент. В таком правительстве, даже независимо от фигуры премьер-министра, будут доминировать интересы и взгляды ПР. Такой была прошлая политическая практика в стране, и такой она есть и в новоизбранном парламенте, который показывает, что Партия регионов для достижения своих интересов во власти использует все средства.

Никаких заявлений об изменении позиций, об оценке предыдущей политической практики, когда их лидер уже был премьер-министром Украины, и избирательная кампания была преобразована в настоящую битву с нарушениями и фальсификациями, сделано не было. Поэтому я не думаю, что эта сила изменилась принципиально. Сотрудничество с ней в одном правительстве считаю невозможным. А внеочередные парламентские выборы, как легитимный конституционный инструмент, считаю абсолютно приемлемым сценарием развития событий.

«ИМИДЖ МОРОЗА — ЭТО ДЕЛО ВКУСА»

— Как вы лично восприняли избрание спикером Александра Мороза?

— Я понял, что для некоторых не только деньги не «пахнут», б но и власть не «пахнет».

— То есть, Александр Александрович потерял свое лицо морального политика, как многие считают?

— Я думаю, он принимал решение в здравом уме и при ясной памяти. А имидж, о котором вы говорите, этот вопрос вкуса. Возможно, кто-то и думал, что такой имидж имел место.

— Если премьер-министром будет Виктор Янукович, что ожидает Украину?

— Повторяю, сейчас на фоне разговоров о возможности возвращения Януковича, как-то все призабыли, что вообще-то никто из его партии не дал оценку тем действиям, которые имели место во время избирательной кампании. Никто не сказал, правильно ли это — фальсифицировать выборы, препятствовать свободному волеизъявлению избирателей, оказывать физическое сопротивление представителям избирательных комиссий и наблюдателям посредством специально нанятых людей. Никто никаких публичных оценок на этот счет не давал. То есть мы, будто замалчиваем о том, благодаря чему в Украине состоялась оранжевая революция. Она состоялась потому, что Виктор Ющенко олицетворил доминирующую часть украинцев, которая устала жить при режиме, предусматривающем политическую практику несправедливости, фал ь сификаций, массовых нарушений закона, экономической дискриминации и закрытости от внешнего мира. Я думаю, что поскольку никаких оценок этому дано не было, такая политическая практика в полной мере вернется вместе с возможным возвращением Януковича. Думаю, что такое возвращение допускать нельзя.

— Тимошенко была бы лучшим руководителем правительства?

— Я твердый сторонник коалиции демократических сил.

Считаю, что парламентская кампания подтвердила популярность демократических сил в стране. Эти силы в совокупности взяли большинство. Никто не мог предусмотреть, что одна из них резко изменит свою позицию и пойдет на сепаратный заговор с коммунистами и олигархами, которых она долгие годы критиковала. Но от того потребность в демократии в стране не изменяется. Каждая демократия должна уметь защищаться. И если существуют конституционные рычаги такой защиты, то она должна их применить.

А относительно премьера, то я бы с радостью работал с любым лидером демократического правительства.

— Выходит, если бы вам предложили место в правительстве Януковича, вы бы на это не согласились.

— Категорически нет.

— В правительстве Виктора Федоровича кто может занять ваше место — вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам?

— Честно говоря, эта проблема меня не волнует.

«У НАС НЕ НАИБОЛЬШИЕ НАЛОГИ НА ИЗДАНИЕ КНИГ В ЕВРОПЕ»

— А по пятибальной шкале, как вы оцениваете свою деятельность в должности?

— Я не занимаюсь самооценкой. Это дело избирателей и Президента, на основании указа которого я на эту должность назначен.

— Хорошо. Что вам удалось на этом посту?

— Также лучше судить извне. Я делал особенные акценты в социальной сфере для возобновления принципов справедливости в функционировании пенсионной системы. Мы приняли целый ряд специальных правительственных документов на этот счет. Я продолжал координировать социальные программы, которым было положено начало еще предыдущим правительством на выполнение программы Президента Ющенко «10 шагов навстречу людям», в частности, программу выплаты повышения помощи при рождении ребенка. Также принято несколько принципиальных решений в гуманитарной сфере.

Более десяти нужных идей сейчас на этапе проработки в правительстве, и о них пока еще нельзя говорить, как о завершенном деле. Но возвращение украинского языка в кинопрокат, на FM-радио, мероприятия серьезной поддержки отечественного книгоиздателя и читателя уже имеют место. По поводу этих вещей либо уже приняты правительственные решения, либо они находятся на завершающем этапе подготовки.

Кроме того, было огромное количество заданий, которые прямо выходили из указов и распоряжений Президента, касающиеся реформы охраны здоровья, программ, связанных с проведением года защиты прав детей в Украине, и еще многих моментов, каждый из которых предусматривал большое количество работы, связанной с принятием конкретных документов, например, введение независимого тестирования для выпускников-абитуриентов или разработка концепции «Художественного Арсенала». Мы далеко не все афишировали, поскольку часто в этом не было потребности. Но какие-то наиболее резонансные действия получили в обществе обсуждение.

— Кстати, о тестировании. Многие учителя жалуются, что тесты при вступлении в высшие учебные заведения слишком сложны, и что дети после школы к ним не готовы. Возможно, стоило ввести систему тестирования класса с девятого, чтобы ученики привыкли?

— Дело в том, что в тех странах, где такое тестирование происходит много лет, те, кто хотел бы быть готовым к составлению тестов в университете, могут, например, это делать за несколько лет до завершения школы. Или делать это на протяжении года, который предшествует вступлению, сколько угодно раз, таким образом, тренируясь.

У нас пока еще этого нет, потому что мы практически в этом году лишь впервые вводим подобную практику. И в этом году 10%, приблизительно 40 тыс. выпускников, проходили внешнее оценивание, результаты которого засчитываются при поступлении в университеты.

Однако мы не пошли путем тотального ввода внешнего оценивания, поскольку было определенное количество предостережений, связанных с тем, что для многих выпускников такая форма является пока новой. Поэтому это состоялось в каждой области, но в ограниченном количестве.

В следующем году по планам правительства, которые утверждены правительственным постановлением, внешнее оценивание должно стать общеобязательным для всех выпускников. Естественно, что на этот счет будет дополнительная дискуссия.

— Но все же в высших учебных заведениях продолжает процветать коррупция. Как с этим бороться?

— Принципиально искоренить коррупцию, выбив из-под нее объективные основания, можно лишь общеобязательным и общенациональным введением внешнего независимого оценивания. Таким образом, убирая из процесса оценки знаний выпускников и абитуриентов субъективный фактор.

Плюс работа правоохранительных органов. Понятно, что «одним ударом» решить эту проблему не удастся. Но если будет общее желание, как со стороны власти, так и со стороны тех, кто поступает в университеты, искоренить эту проблему, я думаю, процент таких проявлений будет уменьшен максимально.

— Если говорить о книгоиздании. В Украине на издание книг самые высокие в Европе налоги. Что правительство Еханурова сделало для того, чтобы украинские книгоиздатели стали конкурентоспособными?

— Дело в том, что у нас не наибольшие налоги на издание книг в Европе. Кстати, как раз книгоиздание освобождено от налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль. Однако это лишь частично решает вопрос обеспечения справедливой конкуренции для наших издателей. Поэтому Президент Ющенко подписал указ о содействии книгоизданию и книгораспространению.

На его основании правительство разработало план мероприятий. Очевидно, наиболее резонансной в этом плане мероприятий стала идея о вводе квот на импортированную печатную книжную продукцию, которая позволит нашим книгоиздателям более-менее выдерживать конкуренцию со стороны иностранцев. Потому что ситуация такая, что приблизительно 54 млн. экземпляров тиража всех украинских книжек изданы в Украине. Но импорт, который «заходит» сюда ежегодно, достигает более 70 млн. экземпляров. Соответственно, даже при существовании налоговых преференций, и учитывая, что сеть распространения, как правило, в руках иностранных компаний, наши издатели не могут иметь ровной конкуренции, и, кроме того, доводить в необходимых количествах свой продукт до читателей. Поэтому ближайшим заданием правительства в этом плане является возобновление здесь справедливости, ввода квот и содействия распространению отечественных книжек в национальной сети книгораспространения.

— Можно ли говорить о том, что в ближайшее время украинская книга будет достойно представлена в мире?

— Было бы хорошо говорить о мире, если бы она была достойно представлена хотя бы в Украине. Поэтому я считаю, что на сегодняшнем этапе не самой сложной является проблема количества или номенклатуры книжек, которые издаются нашими издателями, а проблема доведения нашей книги до украинского читателя. Поскольку огромное количество продукции либо находится на складах, либо не берется во внимание сетями книгораспространения, которые предоставляют преимущество импортным книгам.

«В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В УКРАИНЕ НЕТ»

— Почему вы так категорически относитесь к решениям ряда областных советов о предоставлении русскому языку статуса регионального?

— Потому что они не конституционны. У нас четко предусмотрено статьей Конституции, что государственным языком является украинский, но наше государство обеспечивает свободное развитие российского и других языков национального меньшинства. Так же, как отдельной статьей Конституции предусмотрено, что порядок применения языков определяется лишь законами. Таким образом, областной, городской, сельский совет не может определить порядок применения языков, поскольку это принципиально не его полномочие. Поэтому существуют протесты прокуратуры, официальный результат министерства юстиции. Эти решения незаконные, и они неминуемо будут упразднены.

— Но значительное количество украинцев, согласитесь, разговаривают, все же, на русском языке. Это нежелание общаться родным языком или просчет украинской власти, которая так и не смогла полностью украинизировать наш народ?

— Каким языком разговаривать, — личное дело каждого украинца. Эти права каждого украинца предостережены еще законом Украины о языках с 1989 года. И мы с вами там найдем, что каждый может обращаться в органы власти тем языком, которым он хотел бы, что может принимать участие в судебном заседании, используя тот язык, который он хотел бы, что указания там, где проживает национальное меньшинство, обязательно дублируются их языком. Мы говорим о порядке применения государственного языка, и о его статусе. Поэтому, если какая-то институция хотела бы изменить порядок или статус, она должна использовать те инструменты, которые являются законными и конституционными.

Думаю, на самом деле языковой проблемы в Украине нет, а существуют некоторые политические силы, которые хотели бы обеспечить свой приход к власти любой ценой, используя языковой вопрос.

— Вы говорите о Партии регионов?

— В том числе.

www.for-ua.com
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ