22 декабря 2016 года должно состояться знаменательное событие. Конституционный Суд (КС) в этот день будет рассматривать соответствие е-декларирование Конституции Украины. С просьбой признать неконституционными определенные положения Закона о е-декларировании в КС обратились еще год назад — в декабре 2015-го — 48 нардепов, в основном соратники экс-президента Виктора Януковича. Эти депутаты просят признать неконституционными (иными словами, отменить) обязанности декларировать имущество членов семьи декларанта, принадлежащие ему объекты незавершенного строительства, ценное движимое имущество, наличные средства, финансовые обязательства, сведения о существенных изменениях в имущественном состоянии и данные об объектах декларирования, которые принадлежат третьим лицам, но которыми пользуются декларант или члены его семьи. То есть декларировать чиновники, депутаты и другие высокопоставленные должностные лица должны будут только собственные квартиры и дома, фирмы в своей собственности и имеющиеся деньги на банковских счетах.
Кроме того, парламентарии просят запретить Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции пользоваться реестрами и информационными базами для проверки деклараций, определять точность оценки задекларированных активов при полной проверке деклараций, проводить мониторинг образа жизни по заявлениям граждан на основе СМИ и других источников информации. А еще (как мед, так и ложкой) среди требований депутатов — фактическое закрытие свободного доступа к Единому государственному реестру деклараций и отмена любой уголовной ответственности за внесение заведомо недостоверных сведений о своих состояниях в е-декларации.
Иными словами, речь идет о попытке, во-первых, фактически свести на нет чуть ли не единственный настоящий успех Украины в борьбе с коррупцией на «верхних этажах» власти, во-вторых, дать законную возможность самым одиозным фигурантам е-деклараций еще больше улучшить свое финансовое состояние за счет бюджета, то есть рядовых нищих украинцев («Материальный или моральный ущерб, нанесенный физическим или юридическим лицам актами и действиями, которые признаны неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке». Конституция Украины, ст. 152). И можете не сомневаться, что шумихи о «моральном ущербе» и судебных исков в случае соответствующего решения КС будет более чем достаточно...
Сразу встает традиционный в таких случаях вопрос: а судьи кто?
Здесь картина весьма интересная, поскольку треть действующего состава КС фигурирует в уголовном производстве ГПУ за вынесение заведомо неправосудных решений. И вообще, следует вспомнить, что именно Конституционный Суд стал одним из главных участников государственного переворота 1 октября 2010 года, отменив политическую реформу 2004 года (в пределах которой сам спокойно действовал шесть лет и не считал ее нарушениям Конституции) и предоставив фактически неограниченную власть Виктору Януковичу. Понятно, что одним из первых правовых актов Революции достоинства стало возобновление конституционным большинством Верховной Рады политической реформы, а вместе с тем — и требование отправить судей КС в отставку. В бытность депутатом Петр Порошенко голосовал за это требование, став президентом, он о нем почему-то забыл. До сих пор Конституционным Судом руководит тот же Юрий Баулин, который завизировал нужное Банковой решение несмотря на его абсолютную неконституционность, — ведь право менять Основной закон должна Верховная Рада и весь украинский народ.
Независимые эксперты утверждают: нет оснований для отмены ни всех заявленных нардепами положений Закона о е-декларировании, ни той его части, которая, похоже, больше всего беспокоит заявителей в КС (относительно привлечения к ответственности за очевидно неправдивые сведения). Однако есть другие основания для беспокойства, и прежде всего это кадровый состав Конституционного Суда, где хватает ставленников Януковича и просто беспозвоночных персонажей, готовых принять любое нужное власти решение. Следовательно, встает вопрос: почему глава государства держит в «подвешенном состоянии» значительную часть членов КС, включая его председателя? Почему не сделано то, что должно было быть сделано еще более двух лет назад? И каких неожиданностей можно ждать 22 декабря, когда КС возьмется за Закон о е-декларировании? Ведь среди «пострадавших» от данного закона (пусть пока еще не в результате судебных приговоров, а в результате резкого падения доверия общества) хватает деятелей из «Блока Петра Порошенко» членов правительства и высоко поставленных чиновников.