Террористический акт в московском метро, потрясший, наверное, не только всю Россию, но и всю планету, в очередной раз поднял проблему эффективности борьбы с терроризмом. Хотя Украина является зоной стабильности, и взрывы в нашей стране гремят разве только в случае севастопольских «находок» и на плохо охраняемых складах оружия и боеприпасов, выработка национальной доктрины эффективного противодействия терроризму остается первоочередной задачей. Много лет человечество пытается найти эффективный рецепт борьбы против терроризма, но до последнего времени эти поиски оставались тщетными. Повышение боеготовности специальных служб в Соединенных Штатах, уничтожение домов палестинских камикадзе израильскими коммандос или длящаяся годами «антитеррористическая операция» федеральных войск в Чечне демонстрируют, что универсальных рецептов и алгоритмов уничтожения терроризма просто-напросто не существует.
Прежде чем говорить о глобальном наступлении на терроризм, объявленное Соединенными Штатами после событий 11 сентября 2001 года, необходимо отметить несколько важных аспектов. На протяжении десятков лет незаконные вооруженные формирования поддерживались сверхдержавами в борьбе за передел мира. Этот уникальный обоюдоострый инструмент Москва и Вашингтон пытались с переменным успехом направить друг против друга. И тот факт, что взращенный специалистами из ЦРУ для борьбы против советских войск в Афганистане Усама Бен Ладен в конце концов стал врагом номер один для Соединенных Штатов весьма показателен. Из него выплывает первый постулат антитеррористической борьбы — ни одна террористическая организация не должна использоваться государством для решения собственных проблем.
Уменьшение угрозы терроризма невозможно без ослабления международной напряженности. Перераспределение сил на мировой арене в пользу Соединенных Штатов Америки, их становление как мировой сверхдержавы, агрессивно-наступательная политика Вашингтона привели к серьезному обострению отношений между мусульманским и христианским мирами. Зачастую под террористические акции подводится религиозное объяснение, они в глазах общественного мнения превращаются из осознанного убийства десятков или сотен ни в чем не повинных граждан в акт возмездия или самопожертвования. Ореол великомученичества, зачастую окружающий действия мусульманских экстремистов, только увеличивает армию пособников террористов. Поэтому приходим ко второму постулату борьбы с терроризмом: нельзя допускать идеализации действий террористов и пропаганды идеи распространения терроризма . К консенсусу в этом вопросе должны придти все без исключения страны мирового сообщества.
Специалисты по противодействию терроризму утверждают, что ошибочность действий многих стран заключается в том, что их правительства пытаются ликвидировать последствия террористических актов, а не бороться против источников террористической активности. В результате террористические организации опережают государственные структуры иногда на несколько шагов. Громоздкие государственные машины не успевают за вызовами, которые бросают им террористы. Хотя британский премьер-министр ХIХ века Бенджамин Дизраэли писал, что «покушения ни разу не изменили ход всемирной истории», их результаты становятся серьезным субъективным фактором воздействия на развитие как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Поэтому мы смело можем вывести третий постулат борьбы с терроризмом: победить террор можно, только действуя на опережение, используя всю мощь специальных служб и их возможности для проведения агентурной работы и превентивных действий.
Для Украины сегодня очень важно не вести политику страуса, не откладывать на потом, до лучших времен проблему разработки стратегии борьбы с терроризмом. Наша страна сделала свой выбор, присоединившись к антитеррористической коалиции, еще в 2001 году. Поэтому сегодня мы должны быть готовы по первому зову международного сообщества привести в состояние боевой готовности собственную систему раннего предупреждения террористических актов и борьбы с их последствиями. Создание такой системы серьезно осложнено нынешней политической ситуацией, ведь каждый шаг в процессе усиления позиций специальных служб может вызвать неадекватную реакцию оппозиционных сил. Поэтому создание национальной антитеррористической системы должны идти строго в рамках законодательства, при необходимом участии парламента как элемента контроля за созданием системы и гаранта легитимности ее существования.