«Всеми мыслями я сейчас с Олегом Сенцовым, который рискует своей жизнью ради всех политзаключенных. Мы должны помнить, что свобода — это неотъемлемое право человека, которое необходимо защищать всеми возможными способами, прилагая все усилия. Хотя Олег находится в заключении, его идеи — на свободе. И его голос звучит на всех континентах, подхваченный нами», — литератор и историк Елена СТЯЖКИНА зачитывает письмо к Сенцову от шотландского писателя Иена Ренкина.
Днем 21 августа к посольству России в Киеве активисты принесли десятки писем из разных стран к Сенцову. Акция «Солидарность с Олегом Сенцовым» стала частью инициативы, основанной международным ПЕНом в Лондоне (организация объединяет писателей, редакторов и переводчиков со всего мира, является мощной правозащитной силой). Марафон написания писем Сенцову начался 14 августа. Синхронно с Киевом акции солидарности прошли в Швеции, Дании, Великобритании и США. Собственно, в Украине такие мероприятия были не только в столице, в частности приобщились Львов и Винница.
«ЭТИ ПИСЬМА ВАЖНО СЛЫШАТЬ И КАЖДОМУ ИЗ НАС»
«В последние недели были новости, в первую очередь от адвоката Олега, что тот перестал получать письма, — Татьяна ТЕРЕН, исполнительный директор украинского ПЕНа рассказывает об идее акции. — Адвокат говорил, что Олег чувствует себя в информационном вакууме, ничего не знает о том, что происходит в мире. У него создалось впечатление, что послание, которое он хотел донести до мира, — не о себе, а обо всех политзаключенных — начало затухать, что акции начали сворачиваться. Олега это очень волновало. Эта ситуация опасна, многие из политзаключенных советского времени вспоминают, что тогда использовали ту же методику — ограничить доступ информации к заключенному, чтобы он находился в психологическом вакууме. Мы считаем, что эта ситуация не просто сложная, а незаконная и несправедливая. Поэтому эта акция началась в первую очередь как протест против того, что Олег не получает корреспонденцию, а это его законное право во всем мире по международному европейскому законодательству. Письма уже перешли какие-то границы, вероятно даже этой акции, в настоящий момент мы их читаем. Думаю, эти письма важно слышать не только Олегу, но и каждому из нас».
Письма на разных языках, со всего мира, поступали по электронному адресу международного ПЕНа. Там последние два дня их переводили на русский, поскольку в колонию в Лабитнанге, где находится Сенцов, могут передавать корреспонденцию, написанную только на этом языке.
Во время марафона собрали несколько сотен писем. В целом к Олегу обращались и известные люди, например, нобелевский лауреат Светлана Алексиевич, писательница Маргарет Этвуд, писатель и кинорежиссер Майк Ли, и этот список можно продолжать. «Так же пишут и обычные люди из очень разных стран, — добавляет Татьяна Терен. — Часто они рассказывают Олегу что-то о себе. Есть письма трогательные, когда кто-то рассказывает, что живет у реки, описывает свою реку. Кто-то пишет, что видел поле подсолнухов. Есть письмо от девочки, которой семь лет, и она рассказывает, что учится в таком-то классе, живет в таком-то городе, узнала об Олеге из новостей и захотела написать письмо».
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
По словам Татьяны, международный ПЕН будет пытаться сделать все, чтобы письма дошли до Олега. В частности, будут использовать возможности адвоката и правозащитников.
ПРИВЕТСТВИЕ ОТ СЕНЦОВА
21 августа на сайте change.org, где размещена петиция с призывом о спасении Сенцова и других «узников Кремля», разместили письмо от Олега, датированное 14 августа.
«Всем привет! Спасибо огромное за поздравления с днем рождения, которые я получил от разных людей через сайт «РосУзник» (письма пришли с сильной задержкой). Благодарю за теплые слова и пожелания. Постараюсь вас всех не подвести, не сдаться и не умереть. Правда, наверное, из этих трех желаний выполнить получится максимум два! :)) Ребята, всем я ответить не в состоянии, да в этом и нет особой потребности. Но я благодарен вам, что вы меня не забываете, поддерживаете не только меня, но и всех других осужденных наших ребят! Желаю в ответ всем удачи и счастья в этой жизни и во всех следующих! :)) С уважением, Олег Сенцов», — говорится в этом письме.
Петицию, опубликованную в первые дни голодовки Олега, уже подписали почти 203 тысячи человек.
Между тем посол Украины в США Валерий ЧАЛЫЙ на пресс-конференции в Укринформе (касавшейся партнерства Штатов и Украины) призвал всех подписывать аналогичную петицию на сайте Белого дома (https://petitions.whitehouse.gov/petition/save-oleg-sentsov). Чтобы получить ответ от администрации президента Соединенных Штатов, до 8 сентября нужно собрать еще почти 79 тысяч голосов из 100 тысяч необходимых. Подписать петицию можно буквально за пару минут.
«ТАКИЕ АКЦИИ — НЕ О КОЛИЧЕСТВЕ, А О ПОЗИЦИИ»
Международное сообщество регулярно делает обращения в поддержку «узников Кремля» (одно из недавних — от Министерства иностранных дел Литвы). В то же время есть такие странные «па», как приглашение Путина на свадьбу к главе МИД Австрии.
«Путин помимо того, что был на свадьбе, после этого имел встречу с Меркель (канцлером Германии. — Ред.). И активисты группы Save Oleg Sentsov провели пикет прямо перед местом, где она проходила... Кортеж Путина проезжал под крики «Убийца!» и «Save Oleg Sentsov!» Это все по капельке складывается в комплексную картину, которую мы сами двигаем», — убеждена Александра МАТВИЙЧУК, глава правления Центра гражданских свобод, который стал соорганизатором акции солидарности в Киеве.
Александра напоминает, что в целом акции Save Oleg Sentsov прошли в 45 странах — сначала никто и не надеялся на такое охватывание.
Кстати, на акцию в Киеве пришло около сотни человек. Это довольно хорошо, учитывая рабочий день, время, когда многие работают. Александра подчеркивает, что в этих акциях ей важны другие дела. «Во-первых, синхронность. Когда акции одновременно проводятся во Франции, Германии и Украине — это заметно. Во-вторых, регулярность. Люди думают: мы вышли один раз, второй, а в третий раз кто-то выйдет за меня. Никто не выйдет за тебя. И в этом важная характеристика этих акций», — объясняет правозащитник.
Инициативы в поддержку «узников Кремля» регулярно подхватывают в России. «Там у нас активные коллеги, которые проводят очень рискованные мероприятия в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Во время Чемпионата мира по футболу акции в России были запрещены, и там проводили одиночные пикеты, раздавали листовки, вывешивали баннеры Save Oleg Sentsov на мостах, — добавляет Александра Матвийчук. — Знаю о человеке из России, которого по меньшей мере трижды арестовывали на одиночных пикетах. Он был один, но его пример очень весом. Поэтому это не о количестве. Это — о позиции».
«НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ДАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ»
Неделю назад Кремль фактически отказал в рассмотрении заявления Людмилы Сенцовой о помиловании сына. Как отметили в управлении Администрации президента РФ (письмо обнародовало «Общественное телевидение»), с таким заявлением должен обращаться непосредственно осужденный.
«Решение еще не принято. Это отказал не Путин, и во всех этих отказах есть предложение о том, что окончательное решение принимает президент Российской Федерации, — говорит Александра Матвийчук о ситуации вокруг Олега Сенцова. — Это значит, что нужно продолжать давление, чтобы политическое решение было принято. Потому что помилование — просто способ его оформления».
По мнению Александры Матвийчук, сейчас украинская власть должна быть на постоянной связи с международными партнерами, которые могут повлиять на ситуацию с узниками Кремля, а также — с пленными на Донбассе.
Сейчас правозащитникам известно о 70 людях, заключенных по политическим мотивам в России и оккупированном Крыму. Причем сами правозащитники осознают, что это только верхушка айсберга.
«Мы не имеем возможностей и ресурсов, чтобы проверить все материалы дел в оккупированном Крыму, родные могут не обращаться сразу, — отмечает Александра Матвийчук. — Поэтому здесь речь идет точно не о цифрах, а о том, что есть тенденция. В России развернута кампания против граждан Украины, которая имеет очень простую цель — нужно показать в украинцах образ врага, и вот лепят эти дела: шпионские, диверсантские, о карателях и т.п. Имея оккупированный Крым, можно предугадать, что количество таких дел будет увеличиваться».
* * *
«Сегодня имеем десятки политзаключенных и знаем, что режим так же пытается стоять до конца. Просить и умолять его — то же, что ожидать милосердия от серийного убийцы, который получает сексуальное удовольствие от пыток, — говорит Николай РЯБЧУК, президент украинского ПЕНа, выступая на акции в Киеве. — Единственное, что может сейчас повлиять, — это общественное мнение. И мы здесь для этого. Для того, чтобы напомнить этому режиму, что мы помним, что ждем освобождения политических узников. И чтобы напомнить об этом своим соотечественникам, которые сегодня отдыхают в оккупированном Крыму, которые гастролируют и зарабатывают деньги в России. Чтобы напомнить нашим западным партнерам, которые танцуют свадебные танцы с представителями режима и каждые полгода думают, продолжить или нет те слабенькие санкции против этого режима. Нужно вести себя тверже, потому что только твердость может повлиять. Только перспектива очередного Нюрнберга, очередной Гааги может их остановить».
Пишите письма Олегу Сенцову и другим «узникам Кремля». Сделать это достаточно просто, например, с помощью сайта «РосУзник» (http://rosuznik.org/) или системы «ФСИН-письмо» (https://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create).