Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

YES или НЕТ?

«Это непереборчивость, лицемерие и беспринципность, а все потому, что «кучмизм» до сих пор не побежден в Украине» — журналист
18 сентября, 2017 - 19:06
ФОТО С FACEBOOK-СТРАНИЦЫ АЛЕКСЕЯ БРАТУЩАКА

Переселенная из Крыма в Киев Ялтинская Европейская Стратегия собрала в этом году множество гостей — украинских и зарубежных. Похоже, о «компромиссах» Пинчука уже совсем забыли, и, начиная с первого лица государства и заканчивая рядовыми экспертами и журналистами, все решили засветиться на YES. Однако на этот раз есть и отличия. Все больше людей говорят «нет» конформизму и беспринципности, и все больше людей понимают, что непреодолимый кучмизм — это угроза для Украины. Вместе с тем, уровень присутствия на форуме все еще остается высоким. О чем это говорит?

Что касается иностранцев. Их посольства не информируют о ситуации в Украине, в частности вокруг резонансного «дела Гонгадзе — Подольского»? Возможно, но если в самой Украине нет окончательного решения суда по этому поводу, или если часть украинских СМИ игнорирует или искажает это дело, то почему иностранцы должны быть большими борцами за справедливость, чем сами украинцы? Тем более, что это отставные политики, которые приехали в Украину поделиться теорией и опытом, тем более, когда есть возможность подзаработать.

Что касается украинцев. «То, что в годовщину убийства Гонгадзе политики идут на форум Пинчука, меня чрезвычайно возмущает, — дает комментарий «Дню» журналист Отар Довженко. — Мне трудно давать оценку каждому из этих политиков и трудно давать оценку действиям Луценко. Это непереборчивость, лицемерие и беспринципность, которые, в принципе, присущи этим людям. Вопрос к нам — почему мы до сих пор не вырастили, не нашли им альтернативу. В отличие от многих соотечественников, у меня хорошая память. Я очень хорошо помню, кто такой Кучма. Но мне кажется, что большинство украинцев об этом начали забывать. Действующую власть это вполне устраивает, в том числе и потому, что используют Кучму на Минских переговорах, а он, в свою очередь, использует власть и ситуацию в свою пользу. Для власти это выгодный компромисс. Думаю, что задача журналистов — напоминать о том, кем является Кучма, и не только в связи с Гонгадзе, потому что Гонгадзе — это лишь трагический эпизод более глобальных и катастрофических для государства процессов. Сейчас тиражируется версия о том, что Кучму подставила Россия убийством Гонгадзе и использовала это для влияния на него. Думаю, что за тиражированием этой версии стоит зять Кучмы — Пинчук. Пинчуку таким образом важно «отмазать» свою семью. Так вот, журналисты должны противопоставить этим попыткам — отбелить Кучму — истину. Понятие «кучмизм» складывалось никоим образом не только из истории с Гонгадзе. Против «кучмизму» люди выступали и даже проливали кровь, их избивали и арестовывали. «Кучмизм» — явление многогранное и до сих пор не побежденное в Украине».

Не обошел своим вниманием YES и нынешний генпрокурор Юрий Луценко. Появилось новое фото ручканья генпрокурора с Кучмой. Подобная фотография в 2013-м уже была: буквально через несколько месяцев после освобождения из колонии, Луценко пошел на форум Пинчука и запомнился как раз рукопожатием со вторым президентом. Тогда это частично возмутило, но не всколыхнуло общество, поэтому ситуация повторилась. Сегодня бывший активный борец с режимом Кучмы именно в день 17-й годовщины похищения и убийства журналиста Гонгадзе выступил на тему верховенства права. В действительности, если коротко охарактеризовать всю эту историю, то это как раз — верховенство цинизма. Несколько сравнительных цитат.

«На Крещатик пришли все те люди, которые хотят показать, что мы знаем о преступлениях режима, и мы не будем терпеть преступников на вершине власти. Мы будем и дальше добиваться выполнения наших требований, в частности первая наша цель — увольнение преступного министра внутренних дел Юрия Кравченко. И только после этого мы можем приступить к переговорам с существующим режимом. Конечно, сами переговоры могут касаться условий и времени ухода Кучмы на давно ожидаемый нами всеми отдых», — это слова Луценко во время акции «Украина без Кучмы» зимой в 2001 года.

Скорее всего, на YES сейчас он не планировал делать заявления по поводу «дела Гонгадзе — Подольского», но пришлось, потому что спросили.

«Я пользуюсь этой площадкой (YES) для того, чтобы донести свою позицию. И до тех пор, пока мы не имеем приговоров по этому делу (Гонгадзе — Подольского), я не думаю, что я не должен быть вежливым, как это должно быть на международных конференциях, — ответил Луценко (pravda.com.ua). — Расследование дела продвигается плохо, потому что Конституционный суд запретил признавать «пленки Мельниченко» в качестве доказательств. А также потому, что Пукач не дает никаких показаний на тех, кто давал ему приказ. У меня было несколько попыток получить показания от Пукача... Он категорически отказывается общаться и говорит о фантастических версиях. Вообще, создается такое впечатление, что у него есть проблемы со здоровьем (?! — Ред.). Но без его показаний, как известно, других свидетелей не осталось. Поиски через документальные факты достаточно осложнены сроком (давности)».

Относительно «пленок Мельниченко». Виктор Шишкин, когда принималось упомянутое решение Конституционного суда в 2011 г., был судьей КС. И вот что он рассказал «Дню»: «Я считаю доказательства допустимыми. Я как судья КСУ еще в 2015 году дал разъяснение по «делу Гонгадзе — Подольского» в Апелляционный суд, как правильно понимать эти положения, которые регулируют ситуацию с использованием технических средств наблюдения. Вопрос в том, кому нужно санкционировать записи. Это для всех или только для тех служащих, к полномочиям которых относится применение таких средств. Ситуация с «пленками Мельниченко» случайная, потому что в его полномочия не входила оперативно-розыскная деятельность, связанная с применением специальных технических средств. Здесь есть тонкая материя, и, действительно, решение Конституционного суда теоретически могло бы быть определенным препятствием. Но оценку любым материалам, которые могут быть использованы в качестве доказательства, может давать лишь тот суд, который слушает конкретное дело. Поэтому у Луценко нет оснований для того, чтобы решением Конституционного суда прикрывать свою бездеятельность».

«Допустим такую логику, что «пленки Мельниченко» не являются доказательством, — продолжает Виктор Шишкин. — Но все то, что записано на пленках, Мельниченко говорит как свидетель. И говорит это под протокол. Это является доказательством. Тогда почему пленки не являются доказательством, а слова Мельниченко становятся доказательством? Они же не могут опровергнуть объяснения свидетеля, которые он дал под протокол следствию и готов говорить об этом в суде. Он там скажет то же, что записано на пленках. То где в этом логика? Я понимаю, что если бы не было свидетельств самого Мельниченко, то тогда теоретически можно было бы поспорить относительно пленок. Никто не может опровергнуть то, что свидетельство является законным доказательством, что прописано в УПК. Тогда и пленки, на которые ссылается Мельниченко, являются законным доказательством. Поэтому своими словами Луценко по большей части пытается скрыть свою бездеятельность и выгородить Кучму».

КИЕВ. МАЙДАН НЕЗАЛЕЖНОСТИ. 15 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.  / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Дальше — по поводу Пукача и его показаний. Здесь уже нам объясняет адвокат пострадавшего Алексея Подольского — Татьяна Костина, которая хорошо знакома с материалами дела: «Материалы дела, начиная с досудебного расследования и заканчивая сегодняшним днем, когда дело находится в кассационном суде, дают последовательный ответ на то, кто на самом деле был заказчиком в преступлении против Гонгадзе и Подольского. Показания Пукача являются неизменными. Они такими были и на следствии, и на суде первой инстанции, и в апелляционном суде, и в кассационном суде. Более того, на заседании кассационной инстанции 31 мая 2017 года Пукач сообщил всем присутствующим журналистам, а позже прокуратура внесла в реестр сведения о том, что на него оказывалось давление в течение всех лет расследования. Есть лица, которые желали, чтобы он изменил свои показания и не называл заказчиков. После оглашения приговора первой инстанции 29 января 2013 года, который объявил судья Мельник, Пукача спросили, понятен ли ему приговор, на что он ответил, что приговор ему будет понятным тогда, когда вместе с ним на скамье подсудимых будут сидеть Кучма и Литвин. Но позже из протокола судебного заседания суда первой инстанции эти высказывания Пукача исчезли. В связи с этим кассационная инстанция приняла решение о рассекречивании аудиозаписей заседаний в Печерском и Апелляционном судах».

«Поэтому высказывания генпрокурора Луценко просто шокируют, — продолжает Татьяна Костина. — Особенно если учитывать тот факт, что когда Луценко был на передаче «Право на власть» в эфире «1+1», то он лично сообщил, что в данном деле есть очень важные доказательства, которые, по его мнению, дадут завершить это дело и передать его в суд до окончания каденции генпрокурора. Поэтому нынешние его заявления демонстрируют прямо противоположную позицию тому, что он заявлял до того. И это вызывает важные вопросы относительно мотивов его нынешних заявлений, особенно учитывая его последние фото с Леонидом Кучмой, который обоснованно подозревается в том, что отдал преступные приказы относительно Георгия Гонгадзе и Алексея Подольского. Более того, когда Луценко говорит, что других свидетелей, помимо Пукача, не осталось, это еще одна неправда. А то, что ГПУ незаконно и в нарушение многочисленных международных обязательств Украины до сих пор не предоставляет пострадавшему Алексею Подольскому статус пострадавшего по делу в части заказчиков давно за гранью морали и права.  Что касается сроков давности доказательств, то не понятно, что именно имел в виду Луценко, когда использовал такую общую фразу. Что именно усложняет ему поиск доказательств и что именно ему не дает возможности дать правовую оценку тем доказательствам, которые уже были собраны и находятся в материалах дела. Показания Пукача никуда не делись, «пленки Мельниченко» также никуда не делись. Существуют результаты международных экспертиз о том, кому принадлежат голоса на этих пленках».

Несмотря на то, что нынешняя власть и большинство гостей мероприятия Кучмы — Пинчука живут по старым правилам, ситуация все равно понемногу меняется. Ранее голос «Дня» был почти одиноким среди СМИ, сегодня голосов намного больше, это можно проследить, в том числе и по реакции на YES в ФБ. Позитивным сигналом здесь стала и инициатива главы Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анны Гопко вместе с другими депутатами, которые предложили создать альтернативную форуму YES площадку, на которой смогут встречаться ведущие политики, дипломаты, бизнесмены, гражданские активисты и эксперты. В комментарии «Дню» Анна Гопко сообщила, что данная инициатива народных депутатов уже получила поддержку в Администрации Президента, Министерстве иностранных дел и Министерстве экономического развития и торговли Украины. Публично позицию Анны Гопко уже поддержала и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. Это позитивная тенденция, которую нельзя не заметить и которую обязательно нужно усиливать.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ