Через год после назначения генеральным прокурором Юрий Луценко выступил перед парламентом. Он заявил: «Я должен иногда признавать свои ошибки». Но при этом Луценко грозится «доломать карательную и политизированную систему ГПУ» и сделать из нее «нормальную европейскую институцию, где каждый прокурор и следователь не будет ощущать ни малейшего страха перед тем, что должен делать по закону». На некоторые вопросы генпрокурор отвечал шутя. Например, когда депутат из Одессы от Оппоблока Николай Скорик спросил: «Как идет расследование событий 2 мая в Одессе?», Юрий Луценко рассмешил зал словами: «К сожалению, против вас лично, еще не собрал достаточно доказательств».
Делая акцент на функции следствия, Луценко признал, что в настоящее время ГПУ не имеет достаточно доказательств для объявления подозрений судьям Конституционного Суда, которые принимали скандальное решение «под Януковича» об отмене Конституции 2004 года.
Генпрокурор коснулся целого спектра тем, в частности и причины Иловайской трагедии. По его словам эта причина раскрыта. Ею является «агрессия Российской Федерации». Конечно, общество хотело бы услышать не только априорную истину, но и кто допустил массовую трагедию в августе 2014 года. Более того, общественность предпочитала бы услышать не единичные фамилии осужденных, а системные выводы.
Юрий Луценко также пожаловался на судебную систему, где тысячи дел рассыпаются. «Судей просто нет, — сказал генпрокурор. — Мы отправляем тысячи дел, а рассматривать их некому. Поэтому, я очень бы хотел, чтобы бы вы рассмотрели внесенный недавно профильным комитетом проект закона о создании специализированной палаты в уголовном суде по рассмотрению дел категории «А».
Стоит также отметить, что, несмотря на свое давнее обещание, Юрий Луценко за год так и не коснулся «дела Гонгадзе—Подольского». Не сделал он этого и в этот раз в своем выступлении. Не задали вопросы Луценко об этом знаковом деле, которое как лакмусовая бумага подчеркивает ошибочную наследственность представителей власти, и депутаты. Упомянутая ошибочная наследственность доказывает, что власть в Украине, как институт, является не столько источником воли по перестройке государства, сколько «крышей», которая обеспечивает неприкосновенность ключевых фигур.
Показательным вчера также стали масштабные задержания в Украине должностных лиц силами ГПУ и милиции в этот день. Перед самим выступлением Луценко в Верховной Раде пронеслась волна таких задержаний. Несколько десятков должностных лиц было доставлено прямо в аэропорт «Жуляны», где перед этим военный прокурор Анатолий Матиос и глава МВД Арсен Аваков давали свою пресс-конференцию, отчитавшись о том, что в операции было задействовано свыше 1700 работников полиции и 500 военных прокуроров, которые провели 464 обыска. Причина: подозрение в использовании так называемых «налоговых площадок» для отмывания средств первыми руководителями и их заместителями 15 областных управлений Министерства доходов и сборов. Кого-то такая картинка порадовала. Кого-то испугала. Но большинство сходится в едином мнении, что борьба с преступлениями в нашей стране все больше напоминает спектакль — под даты, под выступления, под аплодисменты.