Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Юридический фронт» Украины

Какую новую информацию передал Киев в Международный уголовный суд относительно преступлений Кремля в Крыму и стоит ли ждать начала расследования в 2020 году?
4 февраля, 2020 - 18:37
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

На днях состоялась презентация исследования «Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских», авторами которого выступили Постоянный представитель Президента в АРК Антон Кориневич, а также юристы украинского  Хельсинского союза по правам человека и регионального центра по правам человека. Исследование является важным вкладом в дело о военных преступлениях РФ в Крыму, ведь было подготовлено на основе опросов очевидцев событий, среди которых были и военные. В нем были использованы разнообразные статьи и письменные документы, фото- и видеоматериалы, которые служат достаточно весомыми доказательствами непосредственной причастности России к большому количеству преступлений РФ против Международного гуманитарного права (МГП).

О результатах исследования рассказал Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым, Антон КОРИНЕВИЧ:

— Это исследование проводилось не напрасно. Оно уже находится в Гааге, прокурор Международного уголовного суда (МУС) сейчас рассматривает эти вопросы, в более полном виде с дополнениями засекреченной информации, и анализирует вопросы соответствующего военного преступления. Это аналитика, которая применяется Украиной в целях международного судопроизводства. В рамках этого исследования, мы проанализировали три больших блока проблем, которые должны дать ответ на вопрос: почему так быстро РФ получила временный контроль над нашими территориями?

Во-первых, мы анализировали вопросы использования живых щитов при окружении, блокировании и захвате военных частей ВСУ, других военных формирований и административных зданий. Это преступление значит, что лицо, которое принимает участие в военной операции, является стороной вооруженного конфликта, использует гражданские лица для получения военного преимущества. Фактически и формально, оно прикрывается гражданским лицом, и, таким образом, ограждает себя от нападения и гарантирует себе получение военного преимущества, потому что противоположная сторона не использует оружие или другие методы. Это то, что РФ очень активно использовала в Крыму: мы все это знаем, видели кадры, фотосъемки, видеосъемки. Вопрос военного преступления живых щитов сейчас является очень важным, ведь он еще не появлялся в практике международного уголовного суда. Это первый случай, и потому очень важно было, чтобы мы максимально обеспечили его доказательствами, для того, чтобы офис прокурора МУС мог принять взвешенное правильное решение. Более того, конечно, случаи применения живых щитов уже были, это не новая вещь, но они, как правило, использовались организованными вооруженными группами: не государствами и не сторонами международного вооруженного конфликта, государства во время вооруженных конфликтов так себя не ведут. Также важно проанализировать, что является ключевым в этом вопросе: намерение гражданского лица добровольно стать живым щитом для вооруженных сил врага, или субъективное намерение противника ради использования этих людей в своих целях? Нам кажется, что второе — важнее. Все призывы, вся пропаганда и агитация с российской стороны свидетельствует о том, что это было спланированной деятельностью.

Вторая часть нашего исследования посвящена использованию так называемых, «зеленых человечков» во время блокирования и захвата ВСУ, военных в форме без опознавательных знаков. Здесь мы опять приходим к выводу, что, безусловно, в мировой истории мы имели случаи, когда у нас были люди в «форме» без знаков различия, но, опять же таки, это не было со стороны государства, а со стороны антиправительственных вооруженных формирований, которые принимали участие, по большей части, в немеждународных вооруженных конфликтах. Для международного права никогда не возникал вопрос, должны ли вооруженные силы государства носить шеврон, определенные нашивки или другие отметки. И международное государственное право об этом ничего не пишет. Это то, что само собой понятно — нарушение МГП, РФ должна была четко артикулировать, что эти люди были  военными.

Третий блок вопросов — совершение вероломства: незаконного использования эмблем, «формы», униформы ВСУ Украины, а конкретно военно-морских сил и милицейской формы (на то время была милиция. — Ред.) при захвате военных частей.

Прокурор Автономной Республики Крым, Игорь ПОНОЧОВНЫЙ прокомментировал ход рассмотрения дела в Международном уголовном суде, а также результаты работы органов власти:

— Прокуратура абсолютно открыта и настроена на сотрудничество с общественными и правоохранительными организациями, которые занимаются разного рода расследованиями, они в значительной мере помогают нам в работе. Государство, законодательство и практика правоохранительных органов были абсолютно не готовы к тем вызовам, перед которыми мы предстали в 2014 году, ведь международное право изучалось представителями власти достаточно ограниченным курсом, а международное гуманитарное право не изучалось вообще. Когда мы приняли решения, которые будут квалифицировать дела против Российской Федерации не по общему криминалу, как это делалось раньше, а именно как нарушение законов и обычаев войны — перед нами возникло еще больше вызовов. Для действующих прокуроров это было абсолютно новой отраслью права.

Мы подали информационное сообщение в МУС, прокурор работает с этим материалом, и в настоящее время продолжается стадия комплементарности, то есть стадия изучения: должен ли заниматься этим делом прокурор МУС, или не должен. С большей долей оптимизма на 2020 год, ждем начала официального расследования. Надеюсь, что результаты этого исследования лягут в основу обвинений, которые будут выдвинуты представителям государства оккупанта и представителям оккупационной администрации в Крыму.

Наша задача, как страны, которая берет участие в вооруженном конфликте, — информировать прокурора МУС. Мы не направляем им доказательства — мы их информируем о том, что в Крыму РФ совершаются конкретные военные преступления, описываем их, даем правовую квалификацию, а после открытия официального расследования прокурор сам собирает доказательства. Есть вариант, что те доказательства, которые мы собрали в наших уголовных производствах, будут использоваться офисом прокурора. Мы на это повлиять не можем. Во время последних встреч с офисом прокурора МУС было понятно, что ситуация относительно Крыма двигается, ведь они пришли к убеждению, что эти преступления действительно совершаются, что это военные преступления предусмотрены Римским Уставом. Стадия предварительного изучения в настоящее время на последнем этапе. Мы не можем достичь эффективной реализации наказания без помощи МУС, хоть наши прокуроры и вышли на качественно другой уровень использования МГП, и именно этот вопрос в настоящее время решается.

Для понимания актуальности рассмотрения этого исследования на международном уровне приведем слова юриста Регионального Центра по правам человека Виталия НАБУХОТНОГО:

— Мы прекрасно понимаем, что с момента создания ООН, крымский кейс является первым, который касается непосредственно аннексии территории одного государства другим. Именно из-за этого возникает много правовых сложностей. Очень много норм МГП находят свое первое применение именно в контексте крымской ситуации. Расследование, которое мы сегодня представляем, является основой нашего сообщения, которое было направлено в МУС в феврале прошлого года, в частности вопрос использования гражданского населения в штурме военных баз. Были подобные прецеденты во время дела трибунала прежней Югославии, где были похожие методы. Основа преступления использования живых щитов заключается в том, что исполнитель или переместил гражданское население или использовал их для своих военных целей. МУС должен проанализировать эту проблему, которая достаточно сложная. Через несколько лет мы сможем более существенно об этом говорить, хотя есть надежда, что в течение 2020 года МУС откроет расследование по делу Украины.

«В ситуации, которую мы имеем с агрессией Российской Федерации против Украины, оккупацией Крыма, конечно, временной, с вооруженным конфликтом на Донбассе — у нас реально сильная международно-правовая позиция, и, так называемая, «правовая война» Украины против РФ в международных судебных инстанциях представляется абсолютно правильно и эффективно, потому что международное право на нашей стороне. Теперь остается эту базу качественно применить и использовать, чтобы показать все нарушения МП, которые Российская Федерация осуществляет в разных плоскостях», — добавляет Антон Кориневич в комментарии «Дню».

«Юридический фронт» — важная составляющая наступления Украины против России, где наша страна имеет реальные шансы добиться успеха (это, кстати, и в интересах цивилизованного мира, если стоять на позициях защиты демократии и прав человека), главное — действовать активно и профессионально. 

Алиса ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ