Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юрий РУБАН: ...Это игрушка во внутренних раскладах политических сил Украины

19 мая, 2009 - 20:59

Любой гражданин Украины, если хотя бы на минуту задумается о том, что в стране сегодня отсутствует министр финансов, министр иностранных дел, отстранен от работы министр внутренних дел, ушел на больничный генеральный прокурор, подал в отставку глава Секретариата Президента, а заместитель главы СБУ вообще находится в розыске, невольно задастся вопросом — а кто же отслеживает состояние государственной безопасности в Украине? Да, есть Президент, премьер-министр и председатель Верховной Рады, но, по сути, обезглавлены ряд министерств, Генеральная прокуратура, частично СБУ и Секретариат Президента. Ввиду острой борьбы между политическими силами и частичного давления извне, к примеру, России, с начала текущего года поочередно подавали в отставку высокопоставленные чиновники и также поочередно их место оставалось вакантным. Как обычно, вокруг этого поднимается большой шум, но результат прежний — и.о., и.о., и.о. Так произошло с министром финансов Виктором Пинзеником в феврале, с министром иностранных дел Владимиром Огрызко в марте, Виктор Балога заявляет, что написал заявление об отставке с поста главы Секретариата Президента еще в апреле, но приняли его только сейчас, а в мае — скандал и отстранение министра МВД Юрия Луценко, такая же история с заместителем главы СБУ Тиберием Дурдинцом и уход на больничный генерального прокурора Александра Медведько. За ответом на вышеупомянутый вопрос «День» обратился к экспертам.

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, директор Института внешней политики Дипломатической академии МИД Украины:

— Все это — следствие системного кризиса, в котором мы находимся уже довольно длительное время, но здесь стоит отметить, что к кризису политическому и экономическому теперь добавился еще и государственный кризис. Именно перечисленные вами отставки высоких чиновников яркое тому подтверждение — это слабость государственных институтов, разрушение государства как такового. Сегодня мы видим, что внешним и внутренним вызовам украинское государство не способно противостоять. К сожалению, находящаяся при власти нынешняя элита и так называемая оппозиция не занимаются государственным строительством. У нас много политиков, но нет государственников, которые бы заботились не о своей собственной власти, а об Украине как государстве. Сегодня политический кризис в стране развивается вокруг завоевания политической власти, а не построения государства. Я думаю, что и в дальнейшем распад этой власти будет продолжаться — это процесс утраты украинской государственности. Естественно, в этом плане народ должен отстранить нынешнюю власть, сказав свое слово на выборах, но здесь снова возникает вопрос избирательного законодательства, которое нужно менять те же народным депутатам. Они должны открыть приход к власти новой генерации, действительно национальной элите, которая бы думала о нации и государстве, а не о собственном обогащении.

Юрий РУБАН, директор Национального института стратегических исследований:

— Нужно признать, что у нас с осени прошлого года нет реальной коалиции, и это факт, который не дает возможности этой так называемой коалиции себя воссоздавать, то есть заполнять вакантные должности в правительстве. Что касается проблем государственной безопасности, то они действительно есть и связаны с теми конституционными изменениями, которые были внесены в 2004 году. Они разбалансировали систему государственного управления, а как следствие — сферу национальной безопасности. Но прописанная в нынешней Конституции система на уровне парламентско-президентской республики требует совершенно другого уровня ответственности и зрелости политических сил, которого в Украине нет. Государственная безопасность — это игрушка во внутренних раскладах политических сил Украины, мы давно потеряли фундаментальное требование к национальной безопасности, где должен быть один голос и одна вертикаль управления. В сфере национальной безопасности демократия заканчивается в день выборов. После объявления результатов выборов должна начинаться жесткая иерархическая система в принятии решений. В Украине, к сожалению, это утрачено. Поэтому необходимы изменения к Конституции — это первое, а второе — нам нужно не бояться чаще проводить выборы, несмотря ни на что, потому что только выборы формируют механизм реальной ответственности. Таким образом, национальная безопасность зависит и от нас с вами, потому что мы выбираем политиков во власти.

Сергей ДАЦЮК, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»:

— Присутствовали те или иные чиновники на своих местах или нет — большого влияния на ситуацию они не оказывали — государственная структура власти давно не выполняет свои функции. За исключением, возможно, Виктора Пинзеника, которого искренне жаль, так как он показал себя не только профессионалом, но и человеком, искренне заботящимся не о будущих выборах, а за будущем Украины. Контроль за ситуацией в стране с тасовкой колоды политиков не увеличился и не уменьшился, потому что, по моему мнению, Украина на стопроцентно находится на внешнем управлении. Единственная наша программа — это меморандум МВФ, а власть в Украине представляет собой репродуктор. Поэтому, исходя из этого, отслеживать состояние государственной безопасности некому.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ