Судебное заседание по делу «Гонгадзе-Подольского» в Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел 7 февраля начался почти с двухчасовым опозданием. В связи с судебной реформой в суде продолжаются определенные пертурбации — согласно новому Закону «О судоустройстве и статусе судей», предусматривается ликвидация высших специализированных судов и создание новой структуры Верховного Суда как единого суда кассационной инстанции. Но, по словам присутствующих адвокатов, плохая организация рабочего процесса Высшему спецсуду была присуща и ранее.
Несмотря на долгие ожидания, сам судебный процесс длился буквально 15 минут. Председатель судейской коллегии Наталия Марчук перечислила причины, в связи с которыми следующее судебное заседание переносится. Оно назначено на 19 апреля на 10.00. Итак, каковы юридические причины?
«У нас сегодня неполный состав судейской коллегии, которая препятствует нам работать, — заявила во время заседания Наталия Марчук. — По уважительной причине отсутствует судья Татьяна Широян. Ее отсутствие временно, потому это не дает нам возможности сделать автоматизированную замену судейского состава. Кроме того, у нас сменился один из членов судейской коллегии — судья Станислав Мищенко пошел в отставку, соответственно, произошла замена в автоматизированном режиме — дальше с нами будет работать судья Павловская. Но, чтобы было чем заняться в следующий раз, мы должны к нему подготовиться. В частности, на сегодняшний день адвокат пострадавшего Алексея Подольского Татьяна Костина все еще не имеет доступа к государственной тайне. Из-за этого мы также не можем двигаться дальше. Кроме того, у нас есть ответ Печерского райсуда Киева относительно отсутствия в деле 118-го тома. Они написали, что отправили этот том в Генеральную прокуратуру. Соответственно, далее мы с вами должны решить, искать ли отсутствующий том. Следующее — уже третий месяц длится наша переписка с ГПУ относительно нарушения порядка определения места отбывания наказания Пукача (содержится в Чертковской колонии Тернопольской области, где находятся обычные заключенные, а не бывшие правоохранители — Ред.). В Генпрокуратуре нам сообщили, что Пукач находится в отдельной камере с хорошими условиями, а следовательно, опасности для его жизни нет, потому и нет оснований для внесения ведомости в ЕРГР и назначение расследования. По этим причинам мы откладываем судебное заседание до 10.00 19 апреля».
Во время выступления Наталия Марчук также поинтересовалась у представителя Мирославы Гонгадзе Валентины Теличенко — куда направлять документы потерпевшей, ведь с указанного американского почтового адреса они вернулись назад. На что представительница Мирославы Гонгадзе ответила, что документы можно передавать через нее. Но тут вмешался пострадавший Алексей Подольский: «Дело в том, Валентина Теличенко не признана представителем Мирославы Гонгадзе, потому что в свое время она давала показания по этому делу. Было даже решение ГПУ о том, что ей отказано быть представителем, и это решение никто не отменял. Поэтому никаких дополнительных решений по этому поводу не нужно, единственное, что нужно — сообщить Мирославе, чтобы она прислала своего представителя в суд». В ответ судья Наталия Марчук заявила, что Мирослава Гонгадзе сообщила им, что не будет менять своего представителя.
Однако в перенесении судебного заседания Алексей Подольский видит и политические причины. «Этот суд давно уже является частью торгов на наивысшем политическом уровне, — комментирует «Дню» пострадавший в деле Алексей Подольский. — Так называемые болезненные компромиссы Пинчука и последующая активная раскрутка этого олигарха на российских телеканалах в качестве украинского кандидата в президенты — вещи связанные. Я считаю, что таким образом происходит российский шантаж Порошенко президентством Пинчука. Мне это напоминает шантаж Януковича президентством Медведчука — мол, сам не буду иметь победы, но и тебе не дам: отберу голоса. Напомню, что за месяц от разворота Януковичем курса евроинтеграции Медведчук неожиданно заявил, что не будет баллотироваться в президенты. Однако Янукович понял сигнал и отказался от евроассоциации. Теперь та же российская «разводка». Цель — Порошенко должен выполнить Минские договоренности.
Кстати, «пятая колонна» Москвы — «Оппозиционный блок» — поддержал Пинчука и после заявления СБУ относительно проверки заявлений олигарха официально заявил: не трогайте его. В ответ Порошенко дал команду затягивать дело Кучмы, чтобы держать друзей из семьи Кучмы и «регионов» хоть на какой-то удавке. Фактически «дело Кучмы-Пукача» отложили за барьер, то есть за 31 марта. «Никто не знает, кто будет на нашем месте», — провозгласил председательствующий судья, прощаясь с нами. Дело в том, что после 31 марта Высший спецсуд по закону будет ликвидирован, и все судьи потеряют свои полномочия. А далее — новые судьи, которые еще по крайней мере полгода должны знакомиться с делом».