Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За «единое» небо?

Планы монополизации авиарынка приведены в действие
31 января, 2002 - 00:00

Тем не менее коллегия Минтранса, как сообщил «Дню» пресс-секретарь министра транспорта Анатолий Гаркуша, состоится 26 февраля и рассмотрит «окончательно подготовленные документы» для создания единой национальной авиакомпании Украины. По словам А.Гаркуши, министр (Валерий Пустовойтенко. — Авт.) приказал поставить в этом деле точку, то есть принять решение о создании объединенной компании. После этого вопрос будет передан на рассмотрение Кабинета Министров, сообщил ранее В.Пустовойтенко. По его словам, в настоящее время продолжается отработка основных направлений деятельности будущей компании, в числе которых вопросы совместной эксплуатации парков авиасудов, расписание маршрутов, координация стыковок рейсов.

Между тем государственная компания «Авиалинии Украины», называвшаяся ранее наряду с МАУ и «Аэросвитом» в числе возможных участников создающейся нацкомпании, уже выпала из списка Минтранса, пытавшегося переложить на других участников бремя ее санации. В.Пустовойтенко, как сообщало Интерфакс-Украины, упоминал о наличии ряда замечаний к подготовленному плану финансового оздоровления этой компании, а в числе позитивных факторов выделил начавшееся погашение ее задолженностей. Пресс- секретарь министра в разговоре с «Днем» уточнил: в конце минувшей недели за счет возврата НДС «Авиалинии Украины» получили 900 тысяч гривен на погашение задолженности по зарплате.

Неужели государство предпринимает действенные меры, чтобы вывести «Авиалинии Украины» из штопора, спросят читатели, откликнувшиеся на недавние публикации «Дня» (15 и 24 января)? К сожалению, обрадовать их нечем. Как пояснила «Дню» начальник Управления НДС ГНАУ Надежда Клочко, «у нас тяжело получить НДС всем, кто не рассчитывается с поставщиками». Так что возврат НДС умирающей компании (по ориентировочным оценкам, на конец 2000 года объем ее внешней задолженности составлял $7,8 млн., внутренней — $12,4 млн., тогда как имущество оценивается в $8,5 млн.) можно расценить скорее как свидетельство пробивной силы министра, являющегося также одним из лидеров крупного избирательного блока. Но не позавидуешь тем, кому, возможно, придется отвечать за последствия этой «благотворительной» акции государства. На самом деле «Авиалинии Украины», по-видимому, решили просто добить.

По информации главы «Укравиации» Андрея Шкатюка, озвученной в ходе коллегии Минтранса, состоявшейся в минувшую пятницу, в настоящее время уже подготовлен список объектов инфраструктуры «Авиалиний Украины» для передачи на тендерных условиях авиакомпаниям, нуждающимся в них для основной деятельности. Правда, рейсы «Авиалиний», по-видимому, придерживаются до создания объединенной авиакомпании. «Это выгодные рейсы, и мы не имеем права отдавать им эти рейсы и забирать их из «Авиалиний Украины», — указал В. Пустовойтенко, отвечая на укоры прессы. Однако эксперты предполагают, что впоследствии «Авиалинии» просто заставят подписать соглашения с МАУ и «Аэросвитом» о совместной эксплуатации авиамаршрутов, на которых «АУ» выступает назначенным авиаперевозчиком, но не выполняет полетов.

Как заявил «Дню» первый вице-президент «Авиалиний Украины» Анатолий Ваховский, «если государство решило нашу компанию похоронить, тогда это все можно сделать, включая и разгон тысячного коллектива». Сейчас, по его словам, предприятие сокращает 400 человек. При этом он отметил, что правительство Узбекистана, которое хотело иметь рентабельную государственную авиакомпанию, не стало создавать, как в Украине, 93 авиакомпании, а выделило $2 (два!) миллиарда госкомпании на приобретение современной авиатехники. На украинском рынке частные компании могут расширяться только за счет государственных «Авиалиний Украины», и государство им, по мнению вице-президента, в этом способствует. «Значит, надо сделать, чтобы нашей компании не было, тогда рейсы и все остальное перейдет к конкурентам, и они расширятся, — с горечью говорит А.Ваховский и продолжает. — Еще неизвестно, будет или нет объединенная компания, но то, что государственное имущество, в том числе и маршруты, будут розданы, не вызывает сомнения.»

Ведущий инженер по сертификации и контролю качества полетов «Авиалиний Украины», бывший командир корабля Владимир Стачук сказал «Дню»: «Мы тут с народом общаемся, и я могу даже от его имени по собственной инициативе сказать, что в ходе создания единой компании нас выкинут, маршруты и недвижимость заберут, чем так называемое объединение и закончится». Читатель «Дня», ветеран войны и труда, бывший работник Киевского авиазавода (ныне «Авиант») Аркадий Гольденберг, откликаясь на статью в «Дне» «Штопор на слабых крыльях» (15 января), пишет о том, что недопустимо лишаться «такого приоритетного богатства», как государственные авиапредприятия. Но Минтранс торопится... И, по странному стечению обстоятельств, все сроки привязываются к выборам...

КОММЕНТАРИЙ

Людмила ЛЯШЕНКО, начальник 7 исследовательского управления Антимонопольного комитета Украины:

— Перед тем как выдать разрешение на объединение авиакомпаний, мы будем исследовать документы, т.е. состав будущего объединения, оценивать его суммарную долю на рынке с учетом его объема, включая не только украинские компании, но и иностранные, действующие на рынке международных перевозок Украины. Если доля объединенной компании будет превышать 35%, то есть будет предполагаться монополизация рынка, то при рассмотрении будет особое отношение: откроем дело, все это проанализируем очень подробно с учетом целей создания этой компании. Я, естественно, сейчас не могу прогнозировать, какое решение примет комитет. Но даже если он посчитает создание такой компании нецелесообразным, поскольку при этом может усилиться монополизация рынка и будет ограничиваться конкуренция, то (с введением недавно принятого закона, предусматривающего возможность пересмотра таких решений Кабинетом Министров) решение может приниматься правительством, исходя из высоких целей национальной экономики. Такой двойной механизм сегодня действует.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ