Стратегия Кремля становится все более очевидной. Кроме контроля оккупированных украинских территорий Крыма и ОРДЛО, идет максимальная подготовка ВС РФ и концентрация российских войск вдоль украинской границы. Соответствующая политика и агрессия необходима для реализации разных сценариев по отношению к Украине и Западу. Относительно нашей страны все давно понятно – завоевание или полное вассальное положение, относительно Запада – заставить сесть за стол переговоров и договориться о новом разделе мира. В Москве нет других рычагов влияния, кроме как военного, коррупционного, дезинформационного, чтобы, шантажируя опасностью США и страны Европы, предложить им свои так называемые красные линии из арсенала неоимперских амбиций и фобий. Что, собственно, они уже и сделали.
МИД России обнародовал проекты договоров о безопасности с США и НАТО, которые 15 декабря передали на рассмотрение американским представителям. В этих договорах, в частности, упоминается запрет на вступление Украины и других постсоветских стран в НАТО и фактическое прекращение военного сотрудничества с ней США и других членов альянса. Кроме того, Россия требует вывести войска и вооружение «старых членов» НАТО с территории новых членов альянса, таких как Польша или страны Балтии, которые присоединились к блоку после распада СССР. Проекты договора между Россией и США «о гарантиях безопасности», а также соглашения «о мерах обеспечения безопасности России и государств-членов НАТО» передали помощнику госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид, когда она была в Москве.
Совершенно наглые и дерзкие требования России сразу получили реакцию на Западе. В США заявили, что не будут вести переговоры без европейских союзников и партнеров, а главное не пойдут на компромисс. «Мы не пойдем на компромисс по ключевым принципам, на которых строится европейская безопасность, в частности, что все страны имеют право решать свое будущее и внешнюю политику и свободны от внешнего вмешательства», - заявила представитель Белого дома Джен Псаки. В НАТО заявили, что без участия Украины не представляют переговоров. «Любой диалог с Россией должен учитывать обеспокоенность НАТО действиями России, будет базироваться на ключевых принципах и документах в отношении европейской безопасности и будет проходить в консультациях с такими европейскими партнерами НАТО, как Украина», - отметил генсек альянса Йенс Столтенберг (bbc.com).
В украинском МИДе также обратили внимание на распространенные российским ведомством документы. «В связи с положениями этих проектов, которые касаются нашего государства, подчеркиваем, что только Украина и члены НАТО имеют право выбирать вектор дальнейшего развития своих отношений, в том числе и в вопросе обретения Украиной членства в альянсе. Проблемой безопасности евроатлантического пространства в настоящее время является вооруженная агрессия РФ, а также нынешняя российская эскалация вдоль границы Украины и на ее оккупированных территориях», - считают в украинском дипломатическом ведомстве и подчеркивают, что лучшими гарантиями безопасности было бы «сворачивание эскалации и прекращение развязанного международного вооруженного конфликта».
Более того, Украина не только ожидает поддержки западных партнеров, а развивает региональные альянсы в противостоянии России, а главное – ради безопасности в регионе. В понедельник в Ивано-Франковской области состоялась первая личная встреча глав государств Люблинского треугольника, во время которой было засвидетельствовано единство позиций и подходов Украины, Литвы и Польши по наиболее актуальным вопросам.
«За нашу и вашу безопасность – лейтмотив первого саммита Люблинского треугольника, – пишет в ФБ министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. - Президент Зеленский принял президентов Польши Дуду и Литвы Науседу в Гуте Ивано-Франковской области. Люблинский треугольник мне особенно близок. Летом 2020 года это был первый региональный альянс, созданный Украиной вместе с Польшей и Литвой. Впоследствии мы развили это направление внешней политики, которое мы между собой называем "Большая стратегия малых альянсов". Благодаря ей, мы уже сегодня сплачиваем вокруг себя друзей и единомышленников в гибкую систему региональных альянсов, повышая безопасность и благополучие для нашего государства. Ибо членство в ЕС и НАТО — в будущем, а безопасность и развитие нужны Украине уже сегодня».
«За полгода после Люблина появилась Квадрига с Турцией, а еще через шесть месяцев мы создали в Киеве Ассоциированное Трио с Грузией и Молдовой, - пишет далее глава МИД. - Все три новых формата в течение 2021 года приобрели новый вес и влияние, вышли на уровень регулярного диалога глав государств и правительств. Гибкий пояс безопасности в Балто-Черноморском регионе при инициативе и активном участии Украины становится реальностью. Мы не сидим, сложа руки, в ожидании приглашения в большие блоки, а уже сегодня становимся создателями собственного благополучия и собственной безопасности. Люблинский треугольник способствует реализации евроинтеграционного курса Украины. Люблинский треугольник является частью более широкой стратегии внешней политики. Украина формирует систему региональной безопасности и развивает политику соседства с государствами Центральной и Южной Европы согласно Стратегии внешнеполитической деятельности».
Тем временем Россия движется по деструктивной линии. В чем это проявляется? Помимо шантажа военным сценарием, Кремль всегда использует дезинформационные приемы, когда собственные агрессивные действия и преступления представляются с точностью до наоборот или в их совершении обвиняют противников. Оказывается, в России в 2021 году не произошло ни одного террористического акта. Об этом заявил директор ФСБ РФ Александр Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета. В таком случае получается, что три громких дела – в Казани (стрельба в школе), Перми (стрельба в университете) и Серпухове (взрыв в женском монастыре), со многими убитыми и ранеными, очевидно, являются фейковыми. В то же время деятельность активистов, медийщиков и творческой интеллигенции объявляется путинским режимом реальной угрозой государству, за что люди получают реальные сроки. Такой подход означает ничто иное как отбеливание образа России как «террористического государства». А утверждение директора ФСБ о том, что «Россия – это государство, победившее терроризм», ничто иное как новый нарратив российской информационной кампании. В действительности же, в России не просто совершаются постоянные террористические акты, а в международном масштабе за ней уже закрепился образ «террористического государства», особенно в контексте нападения на Украину и захвата Крыма и части Донбасса.
Чего ожидать от агрессии и постоянного повышения ставок со стороны России и какая опасность для Украины? Как остановить Кремль?
«ДОЛЖНА БЫТЬ ОСЬ ЛОНДОН–ВАРШАВА–КИЕВ–АНКАРА»
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, директор Института внешней политики:
- Я должен сказать, что все, что происходит в последнее время, ведет к войне. Ибо то, что делает Россия – это давно уже не демонстрация силы. Концентрация трех армий у наших границ – направлена на проведение глубокой наступательной операции на территорию Украины, и это фактически спровоцировало то, что Байден снова позвонил по телефону Путину и они провели видеоконференцию. На ней Путин выставлял «красные линии» Байдену. Хотя американский президент сказал, что для США это неприемлемая позиция, что нельзя диктовать условия НАТО, но по факту он пообещал рассмотреть вопросы, которые выдвинул Путин, на соответствующей комиссии. Таким образом, Байден дал посыл Путину, что США готовы к переговорам и готовы рассматривать требования Путина. Потому Путин эти требования и обнародовал. Если НАТО выполнит требования, выдвинутые Путиным, для альянса это будет катастрофа.
Фактически, в этих требованиях речь идет о распределении сфер влияния, где Украина является главным призом для России, а также ультиматум по капитуляции НАТО. Если альянс примет эти условия, то Россия получает право вето на решения НАТО, обретя такой же статус, как и члены НАТО. Сейчас, конечно, звучат заявления, что для альянса диктат со стороны России неприемлем, но сама реакция говорит о готовности к переговорам по указанным требованиям. Кремль в свою очередь угрожает: если НАТО не примет эти требования, Москва проведет операцию наступления на Украину. На такое развитие событий Байден уже ответил, что никакой реальной военной помощи Украина не получит. Ведь нам нужно не только стрелковое оружие или «Джавелины», но и тяжелая техника. Речь идет только об очередных экономических и дипломатических санкциях после вторжения.
Я только что прибыл с вроцлавского форума безопасности по НАТО. Там обсуждался вопрос о новой стратегической концепции НАТО, которую должны принять на саммите в Мадриде в июне 2022 года. О расширении НАТО там нет ни слова. Россия для НАТО остается стратегическим партнером. А также поднимается вопрос о том, как привлечь Россию к противостоянию с Китаем. Одна из ключевых проблем для НАТО – присутствие Китая в Южноафриканской республике. И вот они дают предложения по тому, как заставить Китай выйти из Африки. Это для них главный вопрос их безопасности, хотя Вашингтонский договор четко обозначает границы Евроатлантической безопасности. Украина там вообще не фигурирует. Кроме того, их волнует гендерный вопрос, борьба с последствиями потепления, проблемы климата. Вот чем будет заниматься НАТО в следующее десятилетие. Таким образом, НАТО фактически превращается в организацию по противодействию мягким угрозам и противостоянию с Китаем. Россию они для себя вообще не считают опасностью. Напомню, что тот же Столтенберг не раз говорил, что Россия для них не противник, а партнер.
На кого опираться? Мы можем надеяться на позицию Великобритании, но не в контексте НАТО. В 2014 году было принято решение Уэльского саммита НАТО, где было принято решение, что страны НАТО могут решать вопросы помощи Украине на национальном уровне вне такого членства. Поэтому этот подход позволяет опираться на двусторонние отношения, в частности с Британией. У Великобритании есть другой подход к военной поддержке Украины: они готовы нам помогать. Должна быть ось Лондон–Варшава–Киев–Анкара. И британцы не на словах, а на деле это уже делают реально, помогая нам.
В целом проблема заключается не только в том, что Россия готова к наступлению против Украины, но и в том, что Европа, как в 1938 году, закрылась и пассивно наблюдает за развивающейся не в пользу мира ситуацией.
«УЛЬТИМАТУМЫ ПУТИНА ПО УКРАИНЕ (НО В АДРЕС ЗАПАДА) ОЧЕНЬ НАПОМИНАЮТ ТАКТИКУ ГИТЛЕРА В 1938-1939 гг.»
Владимир ФЕСЕНКО, политолог (facebook.com):
- Ультиматумы Путина по Украине (но в адрес Запада, прежде всего США) очень напоминают тактику Гитлера в 1938-1939 гг. Тогда Гитлер также шантажировал Запад, прежде всего Великобританию. И, как свидетельствуют современные данные исторических исследований, Гитлер блефовал. Он выигрывал только потому, что Запад уступал ему. Войны на двух фронтах он тогда не выдержал бы. И нынешние западные политики должны помнить об уроках истории.
Часто спрашивают: чего достигает Путин своими ультиматумами? Ведь очевидно, что в той оскорбительной форме, как они сформулированы, они не будут выполняться. Можно предположить три варианта дальнейших действий Кремля.
Во-первых, принудить США и европейских лидеров к политическим торгам и, хотя бы к частичным, уступкам. Например, начать переговорный процесс, который должен закончиться новым договором о региональной безопасности в Европе, этаким «Хельсинки-2». Возможен вариант принуждения Запада к частичным уступкам, типа неразмещения ракет средней дальности в странах Центральной и Восточной Европы, реализации Минских договоренностей на российских условиях, блокирования поставок летального оружия в Украину, существенного снижения интенсивности взаимодействия между НАТО и Украиной, в том числе проведения совместных военных учений, а также присутствия военных кораблей западных стран НАТО в Черном море. Пока такой сценарий маловероятен. Но нельзя исключать некоторые (отдельные) частичные уступки Запада в обмен на деэскалацию российского военного присутствия на украинской границе.
Второй возможный сценарий – в ответ на отклонение Западом российского ультиматума Россия официально разместит ракеты средней дальности и тактическое ядерное оружие в Крыму и на территории Беларуси. На такой сценарий открыто намекает Лукашенко, а значит, тайные торги по этому вопросу уже проходят.
Третий и самый опасный сценарий – военные операции против Украины. Это может быть и активизация военных действий на Донбассе, и локальные военные операции по защите русскоязычного населения в случае возникновения в Украине острого энергетического и внутриполитического кризиса. Отклонение Западом российского ультиматума в данном случае будет использоваться для обоснования агрессивных действий России против Украины.
На что пойдет Кремль, знает только Путин. Судя по всему, окончательного решения пока нет. Но еще раз напомню уроки истории – и давней (1938-1939), и недавней (2014). Нельзя демонстрировать агрессору слабость и внутренние склоки.