Политическая мысль свободной Украины зашла в тупик. Лев Давидович Бронштейн, в простонародье Троцкий, характеризовал такую ситуацию как «ни войны, ни мира»
Стратегический курс вступления в ЕС и НАТО, путем кавалерийского наскока, не состоялся, и отложен на неопределенное время. Отсутствие новых стратегических инициатив делает предстоящие выборы бесперспективными, это наглядно продемонстрировало возобновление работы Рады. Выборы возможны и даже необходимы только при условии постановки новых стратегических задач по выходу страны из политического, экономического и социального кризисов. Предлагаемые сейчас меры относятся к решению задач тактических, которые без постановки стратегических задач развития проблему не решат.
Ближе всех к формированию стратегических задач стоят Виктор Андреевич и Петр Николаевич. По причине непоколебимости в политике, сохранившие тем самым стратегические возможности для маневра. Но и остальные партии должны принять участие в постановке стратегических целей и путей их достижения, отойдя от взаимных обвинений и нечистоплотности в политике. Задачи сложные, но откладывать их решения на потом больше невозможно. Должно предать предстоящим выборам дух состязательности и не просто борьбу за кресла, а борьбу идей и концепций.
Время назрело. Кризис поставил под сомнение как либерально демократические ценности, так и экономическую концепцию западного развития. Проскочить в ЕС не получилось, а в условиях кризиса — невозможно. О сроках его продолжения сказать трудно, поскольку кризис только зарождается. Отсутствие единой концепции выхода ведет к напряженности в Европе. Уже сегодня Саркози видит необходимость, хоть в частичной национализации промышленности, в то время как А.Меркель, категорически против. Одновременно с этим «Ж.М.Баррозу подверг критике правительства стран ЕС, обратившиеся с просьбой об инвестициях к неевропейским государственным фондам». Отсюда следует, что ЕС рассматривается как единый рынок, и выходить из кризиса будут совместно. Далее, нежелание привлекать средства не из европейских резервов, говорит об ограничении рынка по границам Шенгена. Поскольку доллар нестабилен и на его территории произошел обвал ипотеки, то целесообразно будет ограничить его хождение по рынку ЕС, дабы не усугублять положение. Не для этого ли готовиться новая Бретон-Вудская конференция, на которой, по всей вероятности будут рассматривать вопросы целесообразности использования доллара как основной валюты в расчетах между странами. Целесообразности ради, неплохо бы ограничить экспортные операции, обратив свой взгляд на внутреннее потребление, и вплотную заняться его развитием. Необходимо вводить хоть маломальское планирование, в рамках ЕС создав новые структуры, или придать такие функции уже имеющимся. Можно продолжить, но уже сейчас просматриваются аналоги путей преодоления Азиатского кризиса 1998 года.
Вот, приблизительно на таком непростом фоне, Украине предстоит бороться с кризисом самостоятельно. Самое время начать штудировать бессмертные идеи Чуч — Хе. Украина не прошла в европейские структуры, теперь дверца временно закрыта. Когда откроют неизвестно и неизвестно чего теперь потребуют за вступление. Рынок СНГ не особо чествовали в свое время, а сейчас необходимо присматриваться. Вот вам уже два подхода построения предвыборных программ. Одна выходит из кризиса самостоятельно, и дожидается приглашения в ЕС. Другая выходит из кризиса совместно с СНГ, уповая на то, что предложенная новая концепция развития выработанная Евросоюзом, с неизбежностью будет включать в себя и рынок СНГ. А чем черт не шутит...
В любом случае шаги в этом направлении необходимо будет делать самостоятельно. Неизбежно перенос экспортной политики на внутреннее потребление. Развитие наукоемких, металлоемких, энергосберегающих технологий. После неизбежной национализации в банковской сфере, а затем в промышленности, ввод элементов планирования на уровне государства. Поскольку валютные колебания резко сказываются на курсе гривны, ограничит хождения валюты, путем проверенным, известным и не забытым с тех пор. Сокращение аппарата чиновников на всех уровнях. Выстраивание новой вертикали власти, отличной от российской, учитывая площадь, населения, расстояния и развитие коммуникационных систем. Реформы пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования. Во внешней политике, инициативы в изменении работы международных организаций. Необходимы идеи нового международного порядка. Не пропустить Бретон-Вудскую конференцию — 2. И, наконец, быть готовым к восприятию общеевропейских подходов в послекризисном устройстве Европы, в которое Украина может войти вместе с Россией.
Задачи не из легких. Но, только решивший их, заслужит благодарности потомков.