Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Забытая страна Европы

Почему о настоящей Украине мало знает не только мир, но и сами украинцы?
11 апреля, 2013 - 12:21
«Абрахам Линкольн как-то заметил, что разделенный изнутри отчий дом не выстоит. Эти слова касаются и современной Украины. На третьем десятилетии независимости нация уже должна, в конце концов, повзрослеть и начать строить гуманное современное общество в рамках своих исторических европейских традиций и корней»

«Думи мої, думи мої,

Лихо мені з вами!»

Тарас ШЕВЧЕНКО

Уже третье десятилетие существует независимая Украина. Страна с почти 50-миллионным населением, самая большая по территории на европейском континенте. Что же знает мир о ней? Преимущественно о скандалах с подтасовкой результатов выборов, коррупции и очень мало — об украинской культуре и истории. Намного хуже, когда сами украинцы ничего (или почти ничего) не знают о себе самих. Это странно, ведь они практически единогласно проголосовали за независимость Украины и показали пример беспрецедентного гражданского мужества во время Помаранчевой революции.

Уже слышу упрек: как, ничего не знаем? Дорогие читатели, я не со злорадством это говорю, а с большой болью. Глядя на современную Украину, я вижу словно две страны. Одна погрязла в политических скандалах и коррупции. Здесь можно было бы впасть в разочарование, если бы не было другой — настоящей Украины, которую, правда, мало кто знает, а тем более, видит.

ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

В 20-ю годовщину провозглашения украинской независимости была создана Инициативная группа «Первое декабря», в которую вошли Вячеслав Брюховецкий, Богдан Гаврилишин, Семен Глузман, кардинал Любомир Гузар, Иван Дзюба, Мирослав Маринович, Мирослав Попович, Евген Сверстюк, Вадим Скуратовский, Игорь Юхновский. Эта группа настоящих патриотов изложила свое видение пути к образованной демократической Украине. Незадолго до этого события было обнародовано обращение традиционных Церквей (УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ) к украинскому народу относительно нынешней общественной ситуации в Украине. К сожалению, реакция украинского общества оказалась прохладной. И это в то время, когда страна балансирует на грани политического и гражданского кризиса, когда в украинских тюрьмах опять появились политические узники, когда пророссийская шовинистическая пропаганда и клевета свободно распространяются средствами массовой информации, когда коммунистический нацист с трибуны национального парламента восхваляет советский геноцид по отношению к крымскотатарскому и другим народам Украины. Однако это только некоторые признаки гражданской пассивности и безразличия относительно будущего страны.

Только исторической близорукостью можно объяснить то, что более половины географических названий, названий улиц и площадей до сих пор носят имена преступников, насаждавших русификацию и просто физически уничтожавших полиэтническое население Украины и других стран. Особенно вопиюще это видно в Крыму, где российская и советская власти переименовывали все, чтобы стереть всякую память об историческом прошлом полуострова. В частности, варварские переименования развернулись после депортации крымских татар, греков, армян... Даже в патриотических средствах массовой информации фигурирует город Белогорск, в котором подавляющим большинством населения до депортации 1944 года были крымские татары. Он был главным центром крымчаков и до депортации назывался Карасубазар, поскольку расположен на берегу реки Карасу и белых скал Ак-Кая.

Ладно, прошлое прошлым... Теперь о современности. Сегодня на украинской земле открывают памятники Екатерине ІІ, Сталину... В СМИ публикуется откровенно антиукраинская, антисемитская и антикрымскотатарская пропаганда... Единственным утешением является то, что несмотря на все усилия президентской Администрации свернуть свободу слова, все-таки существует национально-демократическая пресса и тем самым есть надежда на выздоровление общества.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Все хорошо помнят подписание договора о продолжении базирования Российского военно-морского флота в Севастополе. Опасность присутствия на своей территории военной базы иностранного государства очевидна. В данном случае оно усложняется еще и тем, что Россия не проявляет симпатию к украинской независимости, да и само существование украинского народа подвергает сомнению. Возможно, это не совсем понятно каждому гражданину Украины, однако правительство страны просто обязано заботиться о безопасности государства, а не променивать ее на иллюзорные обещания «дешевого» газа.

Ох, уж этот «дешевый» газ. Казалось бы, ссадины уже набиты. Так нет, теперь этот «дешевый» газ, говорят, можно получить, если передать газопроводную систему Украины в подчинение российскому «Газпрому» и вступить в Таможенный союз. Дамы и господа, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Продавая часть своей независимости, Украина рискует потерять саму себя.

Полезно также отметить, что на международных рынках газ дешевеет во многом благодаря экономической разработке сланцевых газов. По самым осторожным прогнозам, США из страны-импортера источников энергии до 2020 года превратятся в крупного экспортера газа благодаря новой технологии добычи сланцевого газа. Разве это не путь и для Украины с ее уже открытыми залежами того же сланцевого газа?..

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Можно по-разному относиться к политическим взглядам и установкам Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Можно скептически оценивать их государственную деятельность. Однако же значительная часть украинского населения и международная общественность считают, что уголовное преследование обоих политически мотивированно. Это должно было заставить и администрацию страны, и Верховную Раду, и все украинское общество задуматься над тем, как Украина докатилась до такой жизни. Как получилось, что в украинских тюрьмах появились политические узники? Ситуация усложняется и тем, что именами Тимошенко и Луценко грустный список политических узников не ограничивается.

Прекрасно понимая, что Администрация и Президент страны избраны большинством избирателей, я все же отмечу, что никакое правовое государство не может позволить никакому правительству вершить беспредел. Если в законодательстве страны не предусмотрены гарантии властных ограничений и не существует механизмов воплощения их в жизнь, то такое общество находится на пути к диктатуре.

Законодательство, а тем более Конституция страны, не могут легко меняться по прихоти тех, кто при власти. Более 200 лет назад это хорошо понимали отцы американской демократии, предусмотрев четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, равно как и отделение церкви от государства. Кроме того, был сразу же предусмотрен механизм предотвращения произвольного изменения Конституции. Украина отстраивает свое национальное бытие не в пустыни, и опыт человечества в построении более гуманного общества не за семью замками. Более того, украинское национально-демократическое движение сохранило собственный довольно большой опыт борьбы за независимость и правовое общество. Особенно бесценен опыт крымско-татарского национального движения. Дорогие читатели, прослушайте, например, интервью депутата Верховной Рады и председателя Крымского Меджлиса Мустафы Джемилева с Сергеем Дорофеевым: (youtube.com).

ЯЗЫК

Киев, год 1975: только-только приехав из Москвы, подхожу к стоянке такси и спрашиваю: «Хто останній у черзі?». В ответ слышу: «Гавари по-человечески». Отмечу, что в то время все мое образование было советским и исключительно на русском языке. Знанием украинского я в первую очередь обязан своему покойному отцу, генералу Петру Григоренко, и собственному чтению книг на украинском языке. Не буду останавливаться на деталях того, что я высказал упомянутому «украинскому патриоту». К сожалению, не могу сказать, что это единственный или особый случай. Просто для меня, стоявшего тогда на пороге вынужденной эмиграции, тот эпизод оставил специально горькую оскомину, которая не проходит и не притупляется с течением времени.

Я вспомнил эту ситуацию из советского прошлого не для красного словца, а чтобы проиллюстрировать на бытовом уровне статус украинского и русского языков в не очень отдаленном прошлом. Изменилось что-то сейчас? И да, и нет. Скорее всего, сегодня в Украине нарваться на такое игнорирование украинского языка будет сложно. Более того, некоторая часть русскоязычных украинских граждан жалуется на притеснение русского языка и лингвистическую дискриминацию. Во время моего пребывания в украиноязычном Львове я для интереса обращался к случайным прохожим на русском. Интересно, что ни разу не получил в ответ оскорбление. Наоборот, люди, которые говорили между собой на украинском, отвечали мне на русском. В русскоязычном Харькове я сделал тот же эксперимент наоборот: обращался на украинском языке к людям. В некоторых случаях получал ответ на украинском, а в некоторых — на русском. Никто за язык меня и в Харькове не оскорблял. Вот только в Крыму заметил явное недовольство на лицах некоторых русскоязычных крымчан, когда обращался к ним на украинском языке. Однако это была всего лишь мимика, а не словесное оскорбление.

Понятно, что все вышесказанное — всего лишь частные наблюдения человека, который свободно говорит как на украинском, так и на русском языках. В связи с этим попытаемся взглянуть на языковую ситуацию со статистической стороны. Начнем с того, что заглянем на электронную страницу украинского правительства в интернете. Лингвистическая «дискриминация» просто на глазах: правительственный сайт на трех языках — украинском, русском и английском. Согласно имеющейся статистике, в среднем образовании около 30% украинских школ полностью русскоязычные, а высшее образование на 50% русскоязычное. В Украине существуют целые регионы, где вообще нет украинских школ.

По статистике 2008 года, в Украине на русском языке издавали 66,7% газет и только 28,7% — на украинском. На 100 украиноязычных украинцев приходится 50 экземпляров газет на родном языке, а на 100 русскоязычных украинцев — почти 400 экземпляров, то есть в восемь раз больше. Кстати, в Украине нет сети курсов по изучению украинского языка для взрослых.

Украина — не первая страна, возрождающаяся после многовекового колониального наследия. В недрах самой Украины идет возрождение крымскотатарского народа. Ближайшие соседи — Польша, Чехия и Словакия — добились успеха на пути к национальному возрождению. Израиль возродил, казалось бы, мертвый язык и успешно построил национальный дом. Опыт Израиля особенно полезен для Украины в сфере возрождения утерянного или частично утраченного языка.

Национальный язык является тем стержнем, на котором держится культура и история страны. Очень похвально и полезно для страны иметь развитие культур национальных меньшинств, но не в направлении создания замкнутых этнических гетто — все граждане страны, независимо от происхождения, религии и так далее просто обязаны говорить на общенациональном языке и знать историю и культуру страны, гражданами которой они являются. Опыт двуязычных стран свидетельствует, скорее, о непрочности таких национальных государств.

Абрахам Линкольн как-то заметил, что разделенный изнутри отчий дом не выстоит. Эти слова касаются и современной Украины. На третьем десятилетии независимости нация уже должна, в конце концов, повзрослеть и начать строить гуманное современное общество в рамках своих исторических европейских традиций и корней.

СПРАВКА «Дня»

Петр ГРИГОРЕНКО (1907—1987) — советский (украинский) генерал-майор, правозащитник.

Учился в Харьковском технологическом институте, Московской военно-технической академии (1931—1934), Академии Генерального штаба (1937—1939). Служил в Красной армии на Дальнем Востоке, в 1942—1945 гг. командовал дивизией. Участник боев на реке Халхин-Гол (1939), принимал участие в советско-германской войне в 1941—1945 годах. В 1945—1961 гг. — преподаватель Военной академии имени Фрунзе (Москва).

В 1961 выступил с критикой сталинизма и политики Н. Хрущева. 1963 создал Союз борьбы за возрождение ленинизма, за что в 1964 году был лишен звания, наград и пенсии. В 1964—1965 и 1969—1971 годах подвергался преследованиям, находился на принудительном психиатрическом лечении, неоднократно арестовывался, не имел никакой работы. В мае 1976 года стал членом-основателем Московской Хельсинкской группы за соблюдение прав человека. Через своего близкого друга Николая Руденко способствовал созданию 9 ноября 1976 года в Киеве Украинской Хельсинкской группы.

В 1970-е после ареста Андрея Сахарова генерал Григоренко становится центром диссидентства Советского Союза, координатором деятельности Украинской и Московской хельсинкских групп.

В 1977 г. Григоренко спровадили за рубеж, якобы на операцию, а затем лишили гражданства и запретили возвращаться в СССР.

Выступал в защиту крымских татар и других депортированных народов. В 1964 году за легальную правозащитную деятельность разжалован в рядовые и лишен всех государственных наград. Находился в советских тюрьмах, лагерях, психушках. С 1977 года до самой смерти проживал в США.

Cын Андрей Григоренко, тоже правозащитник, живет в США. Создал Фонд Петра Григоренко.

Андрей ГРИГОРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ