Из пункта А в пункт Б вышел человек Х. Известно, что пунктом А была Украина, а человеком Х был гражданин, относительно которого следователи издали постановление о розыске. Задача: узнать, каким местом на карте мира стал пункт Б. Над этим уравнением с одним неизвестным сушат головы отечественные правоохранители вместе с работниками Национального бюро Интерпола. И уже не первый день.
Всего в генеральный секретариат Интерпола было направлено 23 так называемых красных карточки. Каждая карточка олицетворяет человека, который объявлен Украиной в международный розыск. В том числе, с января нынешнего года в межгосударственный розыск было объявлено десять бывших высокопоставленных лиц. Среди них прежние: руководитель государственного управления делами Игорь Бакай, глава Сумской ОГА Владимир Щербань, губернатор Киевской области Николай Засуха, бывший руководитель УМВД в Закарпатской области Василий Варцаба, первый заместитель председателя СБУ Владимир Сацюк, мэр Одессы Руслан Боделан, генерал милиции Алексей Пукач. О них всех, как заявил на пресс-конференции руководитель НЦБ Интерпола в Украине полковник милиции Кирилл Куликов, достоверно известно только то, что их нет в Украине. Где они — неизвестно. Однако господин Куликов поспешил заверить, что активная поисковая работа ведется, и базируется она на сотрудничестве украинского Интерпола чуть ли не со всеми правоохранительными органами мира. Более того, «с российскими правоохранителями у нас все общее», — заявил господин Куликов. Что именно, он не уточнил.
Что может Россия и Украина найти общего, например, в господине Бакае? Во-первых, — гражданство. Если генеральный прокурор Украины Святослав Пискун заявил о получении им официального подтверждения того, что Бакай имеет российское подданство, то в тот же день руководитель украинского Интерпола заявил противоположное. Напомним, что в мае, когда Бакая объявили в международный розыск, НЦБ Интерпола обратилось к коллегам из России с вопросом о гражданстве Бакая. И 1 8 мая из Федеральной эмиграционной службы России было получено письмо, в котором говорится, что господина Бакая нет на учете в России. То есть гражданином РФ он не является. Буквально на днях Куликов обращался в украинский департамент по вопросам гражданства и миграции, где ему сообщили, что господин Бакай состоит на учете как гражданин Украины. Но, конечно, экс-председатель ГУД через родственников обращался в правоохранительные органы Украины с целью отказа от украинского гражданства, где им объяснили, насколько это рутинное дело — отказываться от своего гражданства. 1 августа Интерпол в Украине получил официальное письмо из МВД России с подписью первого заместителя министра генерал- полковника Александра Чекалина, в котором сообщалось, что действительно, Бакай был задержан и... отпущен, потому что он является гражданином России. «Но какая разница, какой страны он является гражданином, если он совершил преступление?» — удивляется полковник Куликов. Согласно конвенции 1993 года о правовой помощи в уголовных делах, если господин Бакай признает себя гражданином России, он должен понести наказание согласно российскому законодательству. Бакай, когда получал российское гражданство, должен был предоставить полную информацию о себе. И основанием для отказа в предоставлении гражданства должно было стать уголовное производство против гражданина. Такое уголовное дело относительно Бакая было возбуждено. «Решение о предоставлении ему гражданства — это дело России, но решение о наказании должно быть общим», — надеется Кирилл Куликов. Известно, что 18 мая 2005 года Бакай еще не был гражданином России. 28 июня его задержали в России, где он предъявил загранпаспорт, выданный 5—6 мая. Мог ли Бакай стать гражданином другой страны за месяц?
Согласно российского законодательства на общих основаниях стать гражданином РФ можно, живя в стране с видом на жительство на протяжении 5 лет непрерывно. Однако этому, говорят юристы, предшествует запрос в страну (в данном случае Украину) относительно отказа от предыдущего гражданства. Как исключение, зачислить в граждане России могут только при наличии «особых заслуг перед РФ». Куликов рассказал, что, по его данным, правоохранитель, который задержал Бакая, а после этого был вынужден его отпустить, заставил Бакая подписать бумагу, согласно которой последний обязуется явиться по первому требованию правоохранительных органов России для дачи объяснений. Однако по причине того, что достоверно не известно, гражданином какой страны является Бакай, нельзя сказать, в компетенции каких органов находится его дело.
Каким образом человек, объявленный в международный розыск, пересек границы Украины, Куликову неизвестно. Это кажется странным еще и потому, что Игорю Бакаю удалось транспортировать свой автомобиль Maybach, не заметить который (даже не заядлым автолюбителям) на дорогах было бы весьма сложно. «Мы знаем, — говорит Куликов, — что некоторые преступники сейчас находятся в России». А где остальные? Была версия, что, например, экс-мэр Одесщины Руслан Боделан скрывается в ЮАР. Но гражданин с паспортом Боделана в Южную Африку не въезжал. А вот утверждение о том, что человек с документами Пукача находится в государстве Израиль, господин Куликов не смог ни подтвердить, ни опровергнуть. Напрашивается вопрос: почему поиски Пукача, на котором, в сущности, держится «дело Гонгадзе», продолжаются так долго? Кирилл Куликов объясняет продолжительную заминку тем, что дело «очень трудное». Несмотря на то, что для Украины дело Пукача является приоритетным, для правоохранительных органов других стран оно является второстепенным. «Например, в Израиле пока есть более важные дела и вся полиция задействована в них», — заявил руководитель украинского Интерпола.
Что касается действующих чиновников, которыми в свое время занимался Интерпол, сейчас интерес к ним утрачен. В мае генеральный секретариат Интерпола принял решение относительно исключения премьер-министра Украины Юлии Тимошенко из международного розыска, сообщил К. Куликов. Пани премьер путешествует по разным странам без каких-либо препятствий. Кирилл Куликов заверил, что даже если военная прокуратура России не закрыла ее дело, это не является основанием для задержания гражданина, у которого есть дипломатический иммунитет.