Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Зависимость нынешних от бывших»

Эксперты «Дня» — об отсутствии политической воли в «деле Гонгадзе —Подольского»
22 мая, 2017 - 19:31

В этом году День памяти жертв политических репрессий пришолся на 21 мая. Обычно в этот день поминают людей, которые стали жертвами советского тоталитарного режима, — от преступлений коммунистов-большевиков пострадали миллионы украинцев. Но символично, что именно 21 мая день рождения еще одного человека, который стал жертвой — нет, не советских времен, а политического режима в годы независимой Украины. В этот день журналисту Георгию Гон гадзе исполнилось бы 48 лет. К сожалению, его нет в живых уже почти 17 лет. И за все это время Украина, несмотря на призывы европейских структур и борьбу отдельных сил внутри самой страны, так и не дала окончательный юридический ответ — кто является заказчиком убийства? «Дело Гонгадзе — Подольского» уже в течение многих лет является символом ненаказанного зла и позором для политиков, которые не желают ставить точку в этом деле.

«Почитая память всех жертв политических репрессий, хочу сосредоточить внимание на одной из них, уже наших времен, палачи которой еще не наказаны. Речь о Георгии Гонгадзе — жертве политических репрессий периода режима президента Л. Кучмы, — написал у себя в ФБ первый генеральный прокурор Украины (1991—1993 гг.), судья Конституционного Суда Украины (2006—2015 гг.). Виктор Шишкин. — Войдя в судебный процесс по обвинению генерала МВД Пукача как организатора убийства Гонгадзе, похищения и пыток общественного деятеля Алексея Подольского (я являюсь представителем последнего), мне на законных основаниях уже удалось ознакомиться с большинством материалов дела, кроме тех, которые рассматривались Печерским судом в закрытом режиме.

Обнаруживается весьма неприглядная для «чести» нашей судебной системы картина. Навожу неполный перечень претензий:

1. Отсутствие полноты установления всех обстоятельств событий и роли всех причастных к ним субъектов, как того требует закон.

2. Игнорирование процессуальных прав пострадавшего Алексея Подольского как по делу Пукача, так и по делу, которое выделено в отдельное производство по отношению к лицам, которые нужно установить, что они были заказчиками или подстрекателями указанных преступлений, но в этом деле Подольский даже не признан потерпевшим (том дела 120, листы дела185—188).

3. Суд, явно с игнорированием процессуальных запретов, допустил к участию в деле Валентину Теличенко как представителя потерпевшей Мирославы Гонгадзе, хотя она таковой быть не может, так как ранее уже была допрошена как свидетель относительно убийства Георгия, и самой прокуратурой ей в статусе представителя было отказано. По этому делу, как оказывается, она исполняет роль «троянского коня».

4. Изъяты из доказательной базы относительно установления полной картины преступлений не только безоговорочные с позиции технической экспертизы записей разговоров заказчики и подстрекатели преступлений, которые есть на пленках майора Мельниченко, но и его непосредственные протокольные показания, полученные в установленном законом процессуальном порядке. (т. д. 130, л. д. 244—246).

5. И главное то, что власть пытается скрыть от общественности? Постоянно игнорировались заявления обвиняемого лица относительно подельников. Такие заявления суд не только обязан, но и имел возможность проверить непосредственно в судебном заседании. Мне, народному судье в советские времена, тогда такое игнорирование даже в мыслях не могло прийти в голову, а в «правовом» государстве Украина, оказывается, можно. Обвиняемый в организации убийства Г. Гонгадзе, похищения и пыток Подольского генерал МВД Пукач неоднократно объяснял суду и делал заявления о допросе заказчиков преступлений. Однако судья Печерского суда Мельник и товарищи, коллегия апелляционного суда постоянно отказывались их удовлетворять и проверять эти показания. Пукач признавал себя организатором преступлений, но в группе вместе с заказчиками и подстрекателями, и четко называл эту группу: он, Кучма, Литвин, Кравченко (убитый министр МВД). Это вытекает из следующих материалов дела — т. д. 121 — л.д. 4, 19, 27, 33-34, 41-43, 53-54, 78-79, 152, 171, 177-178, 213; т. д. 122 — л.д. 34-36, 39, 73-74, 80-81, 89, 96-98, 101-102, 134-135, 155-156, 162, 190; т. д. 123 — л.д. 64.

О необходимости допроса Л. Кучмы требовали также — упомянутая В. Теличенко (т. д. 130, л. д. 125) и пострадавший Алексей Подольский (т. д. 139, л. д. 75-96 и тому подобное). Думаю, что приведенного достаточно для вывода, что не только предыдущая власть, но и современная не желает видеть в Украине законное, а главное — справедливое правосудие».

Почему? «Я думаю, что там есть все материалы для расследования, просто нет политической воли сегодня откровенно сказать, что бывший президент был заказчиком этого преступления... — заявила на телеканале ZIK председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова Виктория СЮМАР. — Я думаю, что все остальное сегодня уже понятно, и что там происходило непосредственно на месте. С одной стороны, был приказ наказать, как это было зафиксировано на пленках Мельниченко и как это неоднократно делали так называемые орлы Кравченко, когда они вывозили в лес для того, чтобы запугать. И там случился этот эксцесс, поскольку Гия был сильным, был принципиальным, храбрым и оказывал сопротивление... Но ведь все понимают, что причастность имела место».

В действительности слова о том, что «нет политической воли», звучат в течение многих лет. Собственно, а в чем же проблема? Как расшифровать эти слова? С таким вопросом мы обратились к самой Виктории Сюмар. Также мы поинтересовались у нее: да, многое зависит от Президента, но исходя из того, что у нас все-таки парламентско-президентская республика, что сделано парламентом, комитетом, который она возглавляет, в этом направлении? Наше сообщение в «Фейсбуке» Виктория увидела, но оставила без ответа, как и предложение записать комментарий по телефону... Поэтому вопрос — что означает отсутствие политической воли? — мы адресовали нашим собеседникам.

«Прошу украинскую общественность, а особенно СМИ, не игнорировать ход судебных заседаний в кассационной инстанции и сосредоточивать внимание на этом процессе, хотя бы ради памяти убиенного режимом Кучмы вашего коллеги по журналистскому цеху — Георгия Гонгадзе», — написал Виктор Шишкин. Напомним, следующее заседание по «делу Гонгадзе — Подольского» состоится 31 мая, в среду, в 10.00.

«ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОРОШЕНКО С СЕМЬЕЙ КУЧМЫ И ЯВЛЯЮТСЯ ВЫРАЖЕНИЕМ ОТСУТСТВИЯ ЭТОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ»

Игорь ЛУЦЕНКО, народный депутат, «Батьківщина»:

— В «деле Гонгадзе» все очевидно. Там есть критическая масса материалов, которая позволяет объявить бывшего президента причастным к убийству. Действительно, это одно из тех дел, которые сейчас искусственно блокируются руководством страны, — прежде всего Порошенко, который сегодня получил определенную поддержку зятя Кучмы — Пинчука, семьи Кучмы за счет того, что у него есть телеканалы, что у него есть якобы возможности лоббизма на международной арене, хотя они на самом деле сейчас нам больше вредят. Поэтому хорошие отношения с Пинчуком и являются выражением отсутствия этой политической воли. Конечно, никто сейчас Кучму наказывать не будет. Хотя он давно должен был бы уже сидеть — для этого есть все необходимые доказательства.

«РЕЧЬ НЕ ТОЛЬКО О ГИБЕЛИ ГОНГАДЗЕ»

Алексей ДАНИЛОВ, бывший глава Луганской ОГА (в 2005 г.) и экс-мэр Луганска (1994—1997 гг.), народный депутат V созыва:

— Фраза «нет политической воли» просто скрывает отсутствие заинтересованности власти в привлечении к ответственности тех или иных должностных лиц. В деле убийства Гонгадзе такой неприкосновенной фигурой является Леонид Кучма. И речь идет не только о гибели Гонгадзе. Немногие вспоминают о первой жертве — луганчанине журналиста Петре Шевченко, которого повесили в Киеве. Потом журналиста из Славянска Игоря Александрова, которого забили битами в своем родном городе. Людей, которые стали жертвами в то время, было много. Их убивала система, а стражи порядка и представители СБУ делали вид, что якобы бы расследуют эти убийства. До сих пор никто не ответил официально и точно, кто именно стоит за этими смертями. А все потому, что те, кто находится на властном олимпе, являются «детьми» Кучмы. Они вышли из его системы и своего «отца» трогать не будут. Тот, кто осмелится на это, будет иметь большие проблемы. Это же касается как банды Кучмы, так и банды Януковича. Нам создают картинку якобы преследования Януковича, а в действительности никто его трогать не собирается, поскольку те, кто в настоящее время находится в Украине, имеют влияние и состояние, были сначала в системе Кучмы, а затем в системе Януковича. Так что речь идет не о политической воле, а о зависимости нынешних от бывших.

«А СКОЛЬКО РАЗ СЮМАР И ДЕПУТАТЫ (БЫВШИЕ ЖУРНАЛИСТЫ) ЗАТРАГИВАЛИ ВОПРОС ЗАКАЗЧИКОВ В ПАРЛАМЕНТЕ?»

Леонид ФРОСЕВИЧ, главный редактор издания «Український репортер»:

— Мне как журналисту хотелось бы спросить Викторию Сюмар, а сколько раз она вместе с коллегами-депутатами, которые являются бывшими журналистами, затрагивала в парламенте вопрос о заказчиках убийства Георгия Гонгадзе? Почему, в конце концов, депутатская группа бывших журналистов в парламенте ни разу не инициировала начало депутатских слушаний по поводу полноты расследования «дела Гонгадзе — Подольского»? Боюсь, что здесь Виктории Сюмар похвастаться ничем.

Мы неоднократно слышим о политической воле. Еще Ющенко обещал довести дело об убийстве Георгия Гонгадзе до логического завершения. Однако эти обещания оставили обещаниями — все ограничилось наказанием исполнителей. Сейчас опять разговор о так называемой политической воле. Виктория Сюмар, очевидно, понимает, что эта политическая воля зависит от одного человека — Президента Порошенко.

Странно, в Верховной Раде вроде бы есть коалиция, у них есть большинство в парламенте. А что мешает хотя бы вызвать для разговора в Верховную Раду генерального прокурора Юрия Луценко? Считаю, что сегодня такие рассуждения о политической воле — это своеобразная игра в популизм на громком уголовном деле и больше ничего.

«УКРАИНА ДВИГАЛАСЬ В ЕВРОСОЮЗ И НАТО — ВДРУГ ЭТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ МОСКВЕ, И НАЧАЛОСЬ ВОЛНЕНИЕ...»

Анатолий МАТВИЕНКО, народный депутат, «Блок Петра Порошенко»:

— Мне сложно комментировать, поскольку я не имею безапелляционных доказательств, что это было именно так. Вы вспомните атмосферу, в которой это все происходило. Украина двигалась в Евросоюз и НАТО — вдруг это не понравилось Москве, и началось волнение вокруг того, что все это нужно «сбить». Для этого были использованы все возможные варианты, включая то, что Кучма начал «блуждать»: его надо было поставить на место и заставить выполнять волю Москвы. Это было сделано, в том числе и «делом Гонгадзе». Вот моя версия, почему это произошло. Заказчиком является Москва. Исполнители — это флюгера, которых у нас сегодня очень много, включая Министерство внутренних дел и просто больших, и не только больших политиков, которых развели на эмоциях их самолюбия, из-за их ревности и других дел. Я считаю, что заказчик известен. А почему об этом молчит наш политикум, мне неизвестно. Что касается Подольского, то это все одна технология, они никогда не делаются безальтернативно.

***

 Как видим, мнения народных депутатов отличаются. Анатолий Матвиенко фактически повторил одну из популярных отговорок о «российском сценарии». По его словам, «Украина двигалась в Евросоюз и НАТО — вдруг это не понравилось Москве, и началась потасовка», мол, «заказчиком является Москва». Это алогично. Давайте вспомним те времена. Всего лишь несколько примеров. Во-первых, Кучма был не очень доволен, что в 1995 году Украина стала членом Совета Европы. Во-вторых, через фальсификации и применения политических технологий им были выиграны президентские выборы 1999 г., после которых тогдашняя власть почувствовала абсолютную безнаказанность. В-третьих, именно по указанию Кучмы Украина в 2004-м осуществила разворот на 180 градусов с курса НАТО. То есть Кучма никогда не был настоящим сторонником прозападного курса, в его варианте это выглядело как игра в так называемую многовекторность. И в конце концов относительно причастности российских спецслужб. Следует понимать, что основная проблема — это то, что происходило в тогдашнем первом кабинете страны. А как, кроме Гонгадзе, быть с преступлением против Подольского, которое было совершено за три месяца до убийства Гонгадзе? А еще раньше было покушение на жизнь Ельяшкевича. Кстати, все эти три преступления зафиксированы на «пленках Мельниченко». Поэтому, когда существует такой «багаж» компромата, конечно, иностранные спецслужбы использовали его, чтобы влиять на тогдашнее руководство страны. А разве не сам Кучма загнал себя в ловушку и подставил всю страну?

Иван КАПСАМУН, «День»; Наталия КОСЯКОВА, КНУ им. Т.Г. Шевченко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ