Буквально во вчерашнем номере мы писали о стратегии России сломать устоявшийся до сих пор мировой порядок и украинскую идентичность через прямое участие в разных войнах и конфликтах по всему миру. Что также происходит с помощью спецслужб, дипломатии, информационных атак, коррупционных рычагов. А главное — из-за прямой военной агрессии против Украины и аннексии ее территорий. И вот утром 18 февраля российские войска атаковали украинские позиции в районе Золотого на Донбассе с мощностью и интенсивностью обстрелов, которых не было в последние годы.
Агрессор, как известно, любит символические даты. Кроме начала массовых расстрелов во время событий на Евромайдане 18 февраля 2014 года шесть лет тому назад (к этой теме мы детальнее вернемся в следующем номере), есть еще одна трагическая дата. И очень важно, что Президент Украины Владимир Зеленский отметил эту параллель у себя в ФБ: «В пятую годовщину Дебальцевской трагедии боевики и оккупанты устроили циничную провокацию. Они атаковали позиции Объединенных сил вблизи населенных пунктов Новотошковское, Орехово, Крымское, Хутор Вольный. Обстрелы велись с оружия, запрещенного Минскими соглашениями. Воины Вооруженных сил Украины дали достойный отпор агрессору. К сожалению, с нашей стороны есть потери... Это не просто циничная провокация, целью которой является надавить на дебальцевскую рану, которая никогда не заживет полностью. Это — попытка сорвать мирный процесс на Донбассе, который начал продвигаться хоть и небольшими, но непрерывными шагами. Собираем сегодня заседание СНБО...».
После заседания СНБО начальник Генштаба ВС Украины Руслан Хомчак сообщил детали: «После 5 утра незаконные вооруженные формирования ОРДЛО открыли артиллерийский огонь из всех систем по позициям 72-й и 93-й отдельных механизированных бригад ВСУ, в частности применили запрещенный калибр 152 мм. После этого штурмовыми группами по трем направлениям они осуществили попытку атаковать наблюдательные посты передовых позиций наших двух бригад. Это происходило в промежутке между пунктами Новотошковское и Жолобока. Силами наших двух бригад нападение было отражено, завязался бой. Согласно 51-й статье Устава ООН нами был дан адекватный ответ также из всего вооружения, которое нужно было применить в данной ситуации. Из одного из наблюдательных пунктов нам пришлось отойти, потому что туда необходимо было наносить огонь, в частности артиллерией. С 10 часов противник запросил режим тишины, потому что им нужно было забрать их убитых и раненных. По нашим данным, у противника потери составляют — четыре погибших и шесть раненных. Наши потери после столкновений: один погибший, трое раненных и двое контуженных. После режима тишины начал работать Совместный центр координации и контроля, чтобы мы также могли забрать с поля боя нашего погибшего. Теперь все позиции находятся под контролем украинских войск».
18 ФЕВРАЛЯ 2020 Г. ОФИС ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ. НАЧАЛЬНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ РУСЛАН ХОМЧАК И СЕКРЕТАРЬ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ УКРАИНЫ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВ ВО ВРЕМЯ БРИФИНГА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
По поводу опасности, которая связана с разведением сил и средств в Золотом, начальник ГШ ВСУ заверил, что упомянутая кровавая атака противника не касалась этой зоны. «Я бы не хотел, чтобы мы спекулировали по поводу Золотого. Есть пять Золотых, разведение произошло от Катериновки до одного из них. Из трех участков разведения (Станица Луганская, Петровское, Золотое) провокации бывают только в Петровском. По Золотому не было никаких провокаций. Также следует понимать, что война продолжается, линия столкновения — это 410 км, где почти ежедневно происходят подобные провокации. Зоны разведения к тому, что случилось утром 18 февраля, сюда не нужно приписывать».
На первый взгляд, тактическое наступление россиян на фронте резонирует с теми мирными планами и настроенностью действующей украинской власти на прекращение войны. После заседания СНБО Зеленский еще раз повторил, что «эта провокация не изменит курс на прекращение войны». Однако это только на первый взгляд. В действительности в том, как действует Кремль, и есть суть путинской власти.
«На сегодняшний день Россия применила один из методов агрессии (дискредитация мирных инициатив нынешней украинской власти). А именно — военный компонент, — комментирует «Дню» редактор портала «Информационное сопротивление» Юрий Карин. — Это не исключает другие методы агрессии, которые будут родственны с кровавой провокацией на фронте. Это касается экономической, информационной и психологической составляющей. Цель — дестабилизация в Украине. В действительности военный компонент — это очень дорогая вещь, потому что потери будут с обеих сторон. Поэтому я убежден, что дальше будет происходить гибридная комбинация, конечной целью которой является приведение к власти прокремлевских марионеток. Тот факт, что такая кровавая провокация случилась, — это мощный намек, что никаких переговоров не будет. России нужна капитуляция Украины на исключительно ее условиях. То есть Россия абсолютно не способна договариваться. При этом сработали они достаточно грубо, в который раз осуществив военное преступление».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
Несмотря на это, достаточно спокойное и уверенное поведение как самого Президента Украины, так и начальника Генштаба ВСУ и секретаря СНБО Алексея Данилова во время брифинга свидетельствует о том, что украинская власть не будет симметрично жестко реагировать в рамках переговорного процесса. В этом контексте правильно Зеленский подчеркнул, что «только с сильной армией можно садиться за стол переговоров». «А у нас она мощная», — сказал президент Украины. Однако важно понимать, что россияне будут действовать по всем «фронтам». Например, в противовес инициативе Украины провести 20 февраля специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН относительно ситуации на временно оккупированных территориях Украины россияне быстро инициировали заседание Совета безопасности ООН, где будет обсуждено выполнение Минских соглашений, на 18 февраля. Подобные иезуитские трюки — постоянная тактика Кремля. Чего добивается агрессор, в частности действиями на фронте?
«Утром плохие новости — атака на позиции ВСУ российских войск. Жесткие бои и потери: (и все это в контексте довольно сдержанной реакции МИД по 12 тезисам, озвученным на Мюнхенской конференции по безопасности (в которых был озвучен фактический компромисс позиций между ЕС и РФ относительно! (то есть за спиной) Украины (это вызвало негативную реакцию Президента В.Зеленского). И, конечно, даты 6-й годовщины трагических событий на Майдане, — пишет в ФБ народный депутат Виктория Подгорная. — Но главная цель Кремля понятна — заставить украинскую власть согласовать 12 тезисов и предупредить жесткий ответ Президента Украины на попытку Мюнхенского «компромисса», который готовился на сегодня. Это попытка России изменить статус переговоров — перейти к давлению украинской стороны с позиции силы. Повысить ставки в переговорах — классический подход Кремля. Но не только — россияне прекрасно понимают, что военные атаки на украинские позиции способны ослабить позиции «партии мира» в украинском обществе и сорвать фактически реализацию «нормандского формата» и одновременно расшатать внутриукраинскую политическую ситуацию. Провоцируя «партию войны» к действиям в ответ на продолжение агрессии со стороны РФ. И это четко указывает: Кремль продолжает играть собственную партию и навязывать собственную стратегию, ограничивая возможности для любых инициатив мира без уступок и учета имперских интересов России».
Последние события для украинской власти однозначно должны стать холодным душем. Москва повышает ставки, вынуждая Зеленского и новую власть в Украине быть более снисходительнвми и «послушными» на переговорах. Но не исключен и противоположный эффект. Жесткий «московский урок» может, напротив, утвердить в головах представителей украинской власти, что никакие уступки и желания договариваться через компромисс россиянам не нужны — им нужна капитуляция. А следовательно — иного выхода, как сильная и жесткая позиция по отстаиванию национальных интересов, нет. В некоторой степени Кремль собственными руками формирует из Зеленского сильного президента, толкая к пересмотру сказанной им недавно фразы «в моей ментальности я закончил войну». Но реально сильным действующий украинский президент станет лишь тогда, когда будет иметь сильный тыл в виде армии, спецслужб, дипломатии, постоянной поддержки общества... А для этого должна быть стратегия и правильная кадровая политика.