Из-за устойчивости во власти на Донбассе бизнес-элит, которые так или иначе связаны с уголовным миром 90-х годов, из-за предыдущего енакиевского президента, который имел за плечами поход в места специального содержания, да еще из-за многих криминогенных факторов, кое-кто называл (или все же обзывал?) Восточную Украину «зоной». Сможет ли законопроект об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей ввести эту «зону» на законодательном уровне?
Общественные деятели и медийщики, которые вынуждены были выехать за пределы Донецкой и Луганской областей, объединившись в так называемый «Комитет патриотических сил Донбасса» разработали ряд предложений, которые представили в Администрацию Президента, Верховную Раду, председателям фракций и отдельным депутатов. Свои предложения проукраинские активисты решили озвучить еще до момента завершения работы над законопроектом, чтобы мнение украинского Донбасса тоже было учтено. Ради проведения этих выборов жители Донбасса выдвинули требование восстановления фактической юрисдикции Украины на этих территориях, выведение незаконных вооруженных формирований и иностранных войск, обеспечение равных прав для всех субъектов избирательного процесса путем восстановления на «особых» территориях плюралистичного национального информационного поля и тому подобное.
В понедельник журналисты опубликовали документ законопроекта от Администрации Президента. Ни один из пунктов, предложенный проукраинскими активистами Донбасса не был учтен. Документ вызвал много эмоций и спонтанную реакцию вынужденных переселенцев — пикетировать во вторник Верховную Раду, чтобы не дать принять этот законопроект.
По сообщению народного депутата Олеся Дония на его странице в социальной сети, Верховная Рада пыталась проголосовать за закрытое заседание для принятия «Путинских законов» (законопроект о статусе Донбасса и амнистии представителям «ДНР» и «ЛНР». — Ред.). Несмотря на незакрытый статус этого заседания журналистов в зал не пустили. После проваленного голосования за закрытый статус заседания, председатель ВР собрал для общения в своем кабинете председателей фракций, а Президент встретился с группой депутатов. После этого был проголосован и закрытый режим, и упомянутые законы.
Кроме того, по сообщениям российских СМИ, представители так называемой ДНР не собираются придерживаться данного закона при условии его принятия, мотивируя тем, что это закон для Украины, а в «самопровозглашенной республике» есть собственный законодательный орган. Хотя, они и не отрицают, что такой закон в Украине мог бы быть точкой соприкосновения для будущих переговоров.
Александр КЛЮЖЕВ, донецкий политолог:
— Главная опасность этого законопроекта в том, что легализируются представители террористических организаций. И, при условии принятия, данный закон предусматривает такую легализацию в максимальной мере.
С одной стороны, согласно законопроекту, должны состояться местные выборы, что делает невозможным объективное отражение по результатам этих выборов представления всех политических сил, которые есть на тех территориях. Вероятнее всего, эти выборы будут проходить под контролем «ДНР» и «ЛНР», что влечет за собой соответствующие последствия. Те люди, которые не соглашались с позицией «ДНР» и выехали, так и не смогут вернуться, а люди с альтернативным виденьем, которые остались на этой территории, или проигнорируют выборы, или будут вынуждены голосовать под давлением. Поэтому возникает большой вопрос к этой инициативе.
Кроме того, эта норма также делает невозможным роспуск этой «власти» даже по окончанию трехлетнего срока. То есть это будет долговременная легализация представителей «ДНР» и «ЛНР». Даже после трех лет, если, при благоприятных условиях, этот статус будет снят с территории, эти избранные представители останутся на своих местах до следующих выборов. То есть эта власть будет продолжаться восемь лет.
В каком-то смысле — это чистка населения по политическому признаку. Ведь тем, у кого альтернативное виденье, не будет обеспечена безопасность под надзором международных организаций, они не будут иметь права собственности и тому подобное.
Нужно понимать, с какой целью принимается этот законопроект. Если те, кто его продвигает и принимает понимают, что даже в случае реализации ничего не произойдет, и «ДНР» и «ЛНР» будут продолжать требовать так называемую независимость, то это одно дело. Тогда Президент Украины Петр Порошенко будет выглядеть в глазах международного сообщества как тот человек, который готов идти на компромисс, а террористические организации не признают эти общие «правила игры». А если уже есть четкая договоренность в треугольнике «Украина — Россия — так называемые террористические организации ДНР и ЛНР», то тогда здесь возможность маневра очень мала.
То есть, если этот законопроект — именно та формула, которая признана всеми «минскими протоколами», то здесь изменить что-то будет очень трудно. Как Украинскому государству, так и жителям тех регионов, которые вынуждены были выехать из-за «инакомыслия» в пределах так называемых ДНР и ЛНР. Но, исходя из того, что ныне в активной фазе предвыборная кампания, то трудно прогнозировать вероятность принятия этого законопроекта в Верховной Раде. Ведь это может негативно повлиять как на рейтинг политической силы Президента, так и на рейтинг тех политических сил, которые поддержат этот законопроект.
Не до конца понятна позиция самого Президента, насколько он учитывает эти риски и насколько четкой является договоренность между «Украиной —Россией — так называемыми ДНР и ЛНР». В любом случае, трудно оперировать такими понятиями, как «капитуляция Украины». Безусловно, можно было бы обсуждать все варианты восстановления Конституционного порядка и правопорядка на этих территориях. Но тот законопроект, который есть сейчас, не имеет ничего общего с обеспечением прав людей и демократических стандартов выборов в местные органы. Принятие данного закона свидетельствует о политической воле или политическом компромиссе, который реализован вне стандартов прав человека и стандартов выборов.